Цель.
-
Знакомство с далёким прошлым родной страны и края.
-
Формирование образного представления о прошлом и настоящем нашей Родины.
-
Учить ориентироваться во времени и пространстве, так как любой исторический факт связан с определенной датой и местом его совершения.
-
Помочь учащимся представить жизнь людей в далёком прошлом, выходящим.
-
Вырабатывать и формировать историческое мышление.
-
Развивать наблюдательность, воображение, память посредством наглядного иллюстрированного материала, поддерживать интерес к историческому прошлому.
Оборудование: Лента времени, таблички со словами и датами (восточные славяне, Древняя Русь, Великий князь, храм, степняки-кочевники, рыцари, 882г., 988 г., 1147г., 1242 г.), карточки с заголовками: «Объединение племён», «Великий князь Олег», «Принятие христианства», «Владимир Святославович», «Ледовое побоище»
План урока.
- Сообщение темы и цели урока.
- Актуализация знаний.
- Постановка проблемы.
- Открытие нового знания.
- Первичное закрепление.
- Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
- Обобщение. Подведение итогов.
Ход урока
1.Сообщение темы и цели урока.
-Урок истории. Новый для вас предмет. Новый и очень интересный. Наблюдая за вами, я обратила внимание на то, что вам очень нравится этот предмет. Я тоже люблю историю. Тему урока вы видите на доске. Что же мы сегодня должны выяснить? О чем узнать? (Какие народы населяли российские просторы, как создавалось Древнерусское государство, когда было принято христианство.)
2.Актуализация знаний.
-Как вы понимаете значение слова «история»? (Наука о прошлом человечества.)
-Кто изучает историю? (Ученые - историки, историки- археологи.)
-Что помогает изучать историю? (Исторические источники.)
Перечислите, что относится к историческим источникам. (Всё, что сохранилось с древних времён до наших дней: древние книги, рукописи, надписи на предметах, рисунки на камнях, фундаменты старых домов, посуда, инструменты, игрушки, монеты и др.)
Учитель показывает свистульку, монеты, ложку, объясняя, что это найдено на огороде во время перекопки земли для посадки.
-Рассмотрите иллюстрации в учебнике и те, что лежат перед вами (фотографии, сделанные в Каповой пещере).
-Почему для каждого человека важно знать историю своей семьи и своей страны? (Зачитывают цитаты из учебника.стр.21)
-О чем гласит народная мудрость? (на доске запись: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего).
3.Постановка проблемы.
-Мы с вами говорили о том, что история может быть, как у страны, у семьи, так и каждого человека. Дома вы должны были отметить на своей ленте времени основные события. (Заслушать ответы 2-3 учеников.)
- С какой даты вы ведете счет на своей ленте времени? (С даты рождения.)
-А с какой даты ведет счет на своей ленте времени наша страна, наше государство Россия? (С возникновения христианства.)
- Все согласны с этим? (Выслушать ответы детей. Предложить прочитать отрывок в учебнике, с.10) Это точка отсчета новой эры, но не возникновения государства.
-А когда же на Руси появилось государство? Назовите признаки государства.
-Почему вам трудно ответить на этот вопрос? ( Мало знаний.)
- Где можно получить знания? (Из книг, по телевизору, из интернета, от учителя.)
-На какой вопрос мы должны с вами ответить сегодня? (Когда на Руси появилось государство?)
Физминутка.
4.Открытие нового знания.
-Откройте учебник на стр.24-25 и рабочие тетради на стр.24 рассмотрите иллюстрацию.
Что вы видите? (Николай Сергеевич, сотрудник музея, рассказывает о создании Храма Святой Софии в Новгороде, о жизни восточных славян в 9-13 в.)
-Наклейте в тетради полоску (на столах у ребят полоски из самоклеющей бумаги шириной 1см длиной 20) это будет лента времени.
Ученики, читая текст в учебнике, выбирают события с датами и отмечают на ленте времени Древней Руси.
Учитель одновременно выставляет карточки с датами на ленте времени, прикрепленной на доске. Среди дат (882г.,988г.,1242г,) появляется дата, которую дети не найдут в учебном материале данного урока(1147г.). Учитель предлагает выяснить дома, что это за дата и подписать на своей ленте времени.
-Что такое племя, род? (На доске карточки с этими словами).
Учитель выслушивает ответы учащихся, предлагает прочитать значение этих слов по толковому словарю. Далее рассказывает о жизни восточных племен. После этого один ученик, заранее подготовленный, делает сообщение о башкирских племенах, остальные слушают и одновременно рассматривают иллюстрации с изображением одежды, орудий труда, посуды, доспехов.
-Обратите внимание на дату 882 г.Что мы подписали под ней? (Объединение племен).
С юга, со стороны степей, на русские земли совершали набеги племена степняков-кочевников. (В тексте учебника учащиеся ищут пояснение этого слова). Зачем они это делали? Как относились к этому русские люди? Чем это закончилось? Всё это вы узнаете, прочитав текст на стр.32-38. Из этого же текста вы узнаете о великом полководце, который в 23 г. командовал войском и разбил европейских рыцарей.
-Русские князья поняли, что в одиночку нельзя преодолеть набеги племен, необходимо собирать все силы воедино. Первым решился на это Великий Князь Олег.
5. Первичное закрепление.
Письменные ответы на вопросы на листочках с самопроверкой в классе. Дети отвечают на вопросы, через 5-7 минут учитель предлагает сверить с ответами, записанными на доске, предварительно закрытыми.
6. Подведение итогов. Обобщение.
Какое событие произошло на Руси в 882 г? Это было начало истории России - создание Древнерусского государства.