Цель урока: познакомить учащихся с основными видами транспортных средств и их назначением.
Задачи:
- Образовательная: Выявить, расширить, закрепить представления и знания учащихся о видах транспортных средств, условиями их использования и значением в жизни людей.
- Воспитательная: подготовить учащихся к самостоятельной жизни, воспитывать культуру общения и познавательный интерес к предмету.
- Коррекционная: развитие способности к обобщению и классификации, коррекция и развитие речевой и зрительной деятельности, умение планировать свою деятельность.
Оборудование: карточки с названием видов транспортных средств, дидактический материал, сигнальные карточки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Введение в новую тему.
- Чтобы узнать тему урока вам необходимо отгадать кроссворд (задание 1 в рабочей тетради).
(Когда слово отгадали и записали, на доску магнитом крепится картинка с изображением данного вида транспорта.)
1. Спозаранку за окошком Стук и звон и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома. (Трамвай) 2. Словно рубанок землю строгаю, 3. С трудным названьем 4. Для этого коня еда - 9. Несется и стреляет, |
5. Что за чудо — синий дом, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины, А питается бензином. (Автобус) 6. Я зашел в зеленый дом, 7. Летит птица-небылица, 8. Я в любое время года |
3. Сообщение темы урока учителем.
- Посмотрите на доску? Что изображено на картинках.
- Ответы детей.
- Все, что вы назвали, можно выразить одни словом. Каким?
- Ответы детей.
- Прочитайте слово в выделенном столбике.
- Транспорт.
- Сегодня мы с вами познакомимся с видами транспортных средств и их назначением.
- Итак, тема нашего урока “Виды транспортных средств”. Запишите число в своей рабочей тетради.
4. Изучение нового материала. Понятие о видах транспортных средств.
- Весь транспорт можно разделить на виды. Какие виды транспорта вы знаете?
- Ответы детей.
- Транспорт можно разделить на виды – по способу передвижения – по земле, воде, воздуху. (На доске прикрепить карточки с названиями видов транспортных средств (наземный, подземный, воздушный, водный) и попросить учащихся поместить под каждой из них карточки с соответствующими названиями транспортных средств, которые находятся у каждого на парте.)
- Также транспорт можно разделить на виды и по другому признаку - по назначению - пассажирский, грузовой специальный.
(На доске прикрепить карточки с названиями видов транспортных средств (пассажирский, грузовой специальный) и попросить учащихся поместить под каждой из них карточки с соответствующими названиями транспортных средств.)
5. Расширение и уточнение представлений учащихся о видах транспортных средств.
Дидактическая игра “Виды транспортных средств”.
Учитель демонстрирует рисунок машины. Учащиеся специальной сигнальной карточкой определенного цвета показывают, где работает эта машина или какое ее назначение.
- Коричневый- земля
- белый - воздух
- синий - вода
- изображение человека - пассажирский
- мешок – грузовой
- “С” - специальный
Дидактическая игра “Назови слово”.
Учитель называет какое- либо обобщающее слово (например - пассажирский транспорт), а учащиеся называют машины, которые относятся к данной группе. Игра проводится с помощью мяча: отвечает тот учащийся, которому бросили мяч.
6.Физминутка.
Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения.
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке — пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит: У-у-у!
И. Токмакова
7. Закрепление знаний по теме “Виды транспортных средств”.
- Сейчас откройте свои рабочие тетради и выполните задание № 2, 3. (Приложение 1)
Задание. Заполни таблицу.
|
|
|
|
Виды транспорта. |
|
|
|
Наземный |
|
Водный |
|
Воздушный |
Подземный |
1. |
|
1. |
|
|
1. |
1. |
Задание. Заполни таблицу “Виды городского транспорта”.
|
|
|
Виды городского транспорта. |
|
|
Пассажирский |
|
Грузовой |
Специальный |
1. |
|
1. |
|
1. |
После выполнения письменного задания выполняется пальчиковая гимнастика.
По ходу чтения стихотворения по очереди загибать пальчики.
Мы с первым пальцем – малышком
В трамвайный парк пойдем пешком.
С другим - поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
А с третьим - сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвезти!
С четвертым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый, в самолет,
С тобой отправимся в полет.
8. Подведение итогов.
- Что вы сегодня узнали на уроке?
- По каким признакам можно подразделить транспортные средства?
- Какие виды транспортных средств вы знаете?
Оценка знаний учащихся.
Литература.
- Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.А. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. Универсальное планирование. 2класс.Изд. 3-е переработанное и дополненное. М.: “ВАКО”, 2005,368с.
- Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.5-9 классы: пособие для учителя.М.:Гуманитар.изд.центрВЛАДОС,2005.
- Ковалько ВИ Школа физкультминуток (1-4 классы):Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников..- М.: ВАКО, 2005