ЦЕЛИ УРОКА:
- Обобщить и углубить знания детей об истории письма, о правилах его написания и оформления;
- Обратить внимание учащихся на ценности родного языка;
- Повысить интерес к эпистолярному жанру.
ОБОРУДОВАНИЕ: ТСО (мультимедийная приставка, ноутбук, диск со слайдами, экран).
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака “Почта”, а вы подумайте, каким образом то, о чем говорится в этом стихотворении, может быть связано с нашим уроком.
Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.
(Сегодня на уроке мы будем писать письма).
- Да, сегодня наш урок посвящен написанию письма, а кому будет адресовано письмо, вы узнаете чуть позже. Но прежде, чем приступить к написанию письма, нам нужно повторить правила его написания и оформления, вспомнить, что поможет сделать письмо ярким, образным, эмоциональным, интересным для адресата.
III. Актуализация знаний учащихся.
- А для чего люди пишут письма? (Чтобы рассказать о себе, об увиденном, поделиться своими мыслями, чувствами).
- Но, ведь есть телефон, телеграф? (С помощью телеграфа много информации не сообщишь, а по телефону не всегда можно рассказать о своих чувствах).
- В стихотворении С.Я. Маршака “Почта” говорится о том, что письмо пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути. Что это значит? (Это значит, что письма перевозят и на самолетах, и на поездах, и на теплоходах, а в труднопроходимых местах, может быть, и на лошадях или оленях).
- А какие другие способы доставки писем вы знаете? (Бутылочная почта, голубиная почта).
- А сейчас совершим небольшое путешествие в прошлое. В XVII веке и в начале XVIII, когда еще не существовало почтовой службы, письма (их называли “грамотки”) передавали с гонцом или через знакомых. Касались они, обычно, лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Из грамоток, дошедших до наших дней, ученые узнали множество сведений о жизни того времени, о круговороте мелких и крупных проблем, из которых складывалась жизнь обыкновенного человека.
- А что вы знаете о написании писем? (Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому оно адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма обязательно нужно попрощаться с адресатом. Если что-то забыл написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его приятно было читать. А еще по содержанию письмо должно быть интересным).
- Вы абсолютно правильно назвали основные правила написания письма. Но еще хочу обратить ваше внимание на то, что прежде, чем писать письмо, нужно продумать его содержание, позаботиться о бумаге. Приглашения, благодарности, поздравления, соболезнования пишутся только от руки. Как вы думаете, почему? (Потому что письмо, написанное от руки, выражает теплое отношение писавшего человека к адресату).
- Подумайте, как вы обратитесь и как будете прощаться в письме, если оно адресовано:
а) Учителю;
б) Другу или подруге;
в) Родителям, бабушке, дедушке;
г) Инопланетянину.
(Ответы детей).
- А вот, как обращался в своих письмах к родным и друзьям А.П. Чехов.
Милый Виктор Викторович, извините, я сделал кляксу!
Многоуважаемый Павел Федорович.
Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь?
Дорогой брат Миша!
- А вот как А.С. Пушкин обращался в письме к своему другу И.И. Пущину, находившемуся в ссылке. И, конечно же, это обращение было в стихах.
Мой первый друг,
Мой друг бесценный!
- Какое обращение было бы приятно прочитать вам? (Ответы детей).
Учитель может дать историческую справку, объяснив значение слов:
- Привет – корень -вет- означал “разговор, то, что связано с речью” (“ветити” - говорить). Сейчас в слове “привет” приставка не выделяется.
- Здравствуй – это приветствие родилось из выражения “я здравствую тебя”, то есть “желаю тебе здоровья”. Слово “здравствуйте” очень старое, оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося “здравствуйте”, желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево.
- Я уже говорила, что перед написанием письма нужно позаботиться о бумаге. Лист бумаги должен быть чистым, непомятым, с аккуратно обрезанным краем. В конверт не полагается вкладывать письмо, сложенное более чем в 2-3 раза. Поэтому письма на нескольких листах требуют нестандартного конверта.
Вспомните, а на чем еще писали письма? Как люди раньше обменивались информацией? (Люди писали на папирусе, на бересте, на ткани, на глиняных табличках).
IV. Рассказ учителя о видах письма и способах передачи информации.
- А сейчас снова отправимся в путешествие в прошлое.
Еще до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Причем в каждом рисунке был определенный смысл. Люди не буквами, которых не знали, а рисунками и знаками писали то, что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, точка или круг, поза, поворот головы животных – все имело вполне определенное значение. Это были пиктограммы. “Pictus” в переводе с латинского “нарисованный”.
Слайд № 2. На слайде – изображение пиктограммы.
- Сейчас пиктограммы – это эмблемы международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображаются на флагах, логотипах различных организаций и т. д.
Слайд № 3. На слайде – логотип зимней олимпиады в г.Сочи.
Слайд № 4. На слайде – логотип “Почта России”.
- Латиноамериканские индейцы использовали узелковое письмо – “кипу”.
Слайд № 5. На слайде – изображение узелкового письма – “кипу”.
- К толстой веревке или палке прикреплялись более тонкие поперечные шнуры с различного рода узлами и сплетениями. Количество шнуров и узлов, их величина, взаиморасположение и сочетание цветов веревок помогали составителю “кипу” записать определенное смысловое значение. Красный цвет обозначал войну, желтый – золото, зеленый - маис, белый – мир, черный – смерть, несчастье. Если шнуры не были окрашены, то они служили для счета или запоминания знаменательных дат. Главное назначение “кипу” - напомнить о том, что надо передать.
- Может быть, с тех времен пришло к нам выражение “узелок на память”? Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).
- Никто не знает, где и когда возникла письменность. Древние египтяне использовали иероглифы (знаки, изображающие звуки речи, а не только предметы и явления).
Слайд № 6. На слайде – египетские иероглифы.
- С развитием цивилизации возникла потребность в большом количестве знаков. Так возник метод написания слов в соответствии с их звучанием. Знак, обозначающий звук – фонема. Следующий шаг – создание алфавита.
- В Петровскую эпоху (XVIII в.) в России возникла потребность в регулярном почтовом сообщении. Первое упоминание о почтовой службе в Москве можно встретить еще в 1711 году.
Из занятия для себя сочинение писем постепенно развилось в особый литературный жанр. Из писем писатели составляли целые сборники и даже писали повести и романы в виде писем на основе реальной переписки реальных людей.
V. Работа по редактированию письма.
- Сейчас вы прочитаете письмо.
Здравствуй Петр! Я получил твое письмо. Мы обыграли в фудбол 4 “Б”. Твое письмо я прочитал с интересом. Некоторые мои однокласники играют только в фудбол, а на уроках считают синиц и отвечают невпопад. Еще я хожу в музыкальную школу. Учусь играть на гитаре. На уроке сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно определяю тональность на уроке сольфеджио. Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит. Я нашел котенка, и он стал моим пернатым другом. Моя сестра Оля передает тебе привет. Оля – сестра харошая, но с плахим характером. Приезжай ко мне на день рождение. |
- Автор этого письма – вымышленный герой. Как вы думаете, почему я заострила ваше внимание на том, что герой вымышленный?
(Чужие письма читать нельзя. Но, если, автор письма сам захочет его кому-нибудь показать, то в этом случае можно).
Учащиеся находят и исправляют устно пунктуационные, орфографические, стилистические ошибки, логические несоответствия; исправления отражены и на слайде.
Физ. минутка.
Выполняется гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко “Раскрашивание”.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
VI. Работа над фразеологизмами.
- В исправленном вами тексте встретились устойчивые обороты речи: считать ворон, волчий аппетит. Как называются такие устойчивые обороты речи? (Фразеологическими оборотами).
- Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Для чего их используют в речи? (Фразеологические обороты делают нашу речь более образной, яркой, позволяют рассказать о событиях и о героях с юмором).
Далее детям можно предложить работу по соотнесению фразеологического оборота с его значением.
Работа выполняется на карточках, затем самопроверка или взаимопроверка, используя слайд № 8.
- Есть такие крылатые фразы “бумага не краснеет”, “бумага все стерпит”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).
- Впервые эти выражения применил римский писатель и известный оратор Цицерон в своих письмах “К друзьям”. Выражения эти означают, что письменно можно высказать любые мысли, даже те, в которых, обычно, стесняются признаться устно.
Однако, русская пословица гласит: “Что написано пером, не вырубишь топором”. Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей) .
- Поэтому, прежде чем что-то написать, в том числе письмо, нужно, конечно, подумать.
VII. Работа над правильностью оформления конверта.
- Есть еще одна крылатая фраза “На деревню дедушке”. Откуда она появилась в нашем языке? (Из рассказа А.П. Чехова “Ванька”. Мальчик Ванька Жуков так подписал конверт. Конечно, его письмо дедушке не пришло. Мальчик не написал адрес).
- А чтобы письмо доставили по назначению, что нужно сделать? (Правильно указать на конверте индекс и адрес получателя и отправителя. Данные отправителя нужны, чтобы письмо вернулось, если его не удалось доставить адресату).
- На каждом конверте или открытке должен быть
указан точный адрес: название страны, города,
улицы, номера дома и квартиры, а также написано,
кому адресовано письмо.
- Сейчас на конвертах вы укажите адрес того
человека, которому будете писать письмо.
Слайд № 9. На слайде изображен конверт с адресом.
Дети подписывают конверт.
VIII. Написание письма.
- Может кто-то из вас знает, что это за адрес? Да, это адрес нашей школы. А письмо я попрошу написать мне, вашему учителю. Скоро вы перейдете в пятый класс, а мне хотелось бы, чтобы ваши письма остались у меня на память. Расскажите в них о своих мыслях и чувствах, о своих планах и увлечениях, о том, что вас волнует, радует и огорчает; о том, что было для вас самым запоминающимся за эти 4 года. Старайтесь писать письмо в соответствии с теми правилами написания и оформления, которые мы сегодня повторили.
Ученики пишут письма.
- Может быть, кто-то хочет прочитать свое письмо? (Если будут желающие прочитать свое письмо, то можно спросить у ребят, что понравилось в письме, а что стоит изменить).
IX. Домашнее задание (по желанию).
- Дома перечитайте то письмо, которое вы написали в классе. Внести, если это необходимо, в него коррективы и перепишите его аккуратно. Завтра я с нетерпением буду ждать ваших писем.
X. Кроссворд.
В конце урока можно предложить учащимся решить кроссворд.
- Если вы правильно решите кроссворд и впишите слова по горизонтали, то по вертикали в выделенных цветом клетках появится слово, называющее послание, которое всегда приятно получать.
- Здесь сортируют корреспонденцию, принимают и отправляют письма, открытки, телеграммы, посылки. (Почта).
- 6 цифр на конверте, которые указывают регион, населенный пункт, куда отправлено письмо. (Индекс).
- Тот, кому адресовано письмо. (Адресат).
- Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Это он, это он, краснодарский… (Почтальон).
- Это приклеивают на конверт. (Марка).
- С чего начинается письмо? (Обращение).
XI. Итог урока.
- Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: “А тебе письмо!” Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь.
Список используемых источников:
- Ликум А. Популярная энциклопедия для детей “Всё обо всём”. – М.: АСТ, 1995.
- Ресурсы сети Internet (картинки, фото).