Авторская образовательная программа для дополнительного образования детей "Основы предпринимательской деятельности"

Разделы: Экономика


ЦЕЛЬ КУРСА: Ознакомить учащихся с основными направлениями работы и значимостью предпринимательской деятельности.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Воспитание ответственности за принятие экономических решений.
  • Формирование сознательного выбора будущей профессии.
  • Повысить интерес у учащихся к экономическим знаниям.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: Программа рассчитана на учащихся 15 -16 лет при одногодичном цикле обучения.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 1 ГОД.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 68 учебных часов за учебный год (по 2 часа в неделю).

В программе предлагаются следующие формы работы:

  • Теоретическое осмысление элементарных теоретических и практических основ экономики;
  • Групповые практические занятия;
  • Индивидуальные занятия (подготовка докладов, проектов, исследовательской деятельности).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экономики и предпринимательской деятельности. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность по данной теме. Изучение данной программы и применение ее знаний помогут учащимся разобраться в сложном механизме предпринимательской деятельности и понять ее важность и значимость в рыночной экономике.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • Групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний, работа с материалами периодической печати;
  • Участие в общешкольных, окружных и городских конкурсах, семинарах.
  • Работа с учебной и научной литературой;
  • Подготовка презентаций, сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;
  • Работа с использованием компьютерных программ;
  • Техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
  • Работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;
  • Оформление творческих отчетов о проделанной работе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА “ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

№ п/п Темы занятий Практикум Кол-во часов
1. Сущность и типология предпринимательства.

Презентация “Виды предпринимательской деятельности”.

Практикум 1
2. Условия развития предпринимательской деятельности.   1
3. Признаки предпринимательства.   1
4. Стратегии, используемые предпринимателями.   1
5. Организация и развитие собственного дела.

Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для предпринимательской деятельности.

  1

1

6. Бизнес и предпринимательство.   1
7. Кто становится предпринимателем.   1
8. Заполнение документации. Регистрация предпринимателей Практикум 1
9. Виды деятельности предпринимателей.  

 

1

 

10. Организация управления.   1
11. Организация планирования деятельности.   1
12. Заполнение документации. Прекращение предпринимательской деятельности. Практикум 1
 

13.

КОНКУРЕНЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. Предпринимательский риск.

Монополизация экономики и конкуренция.

   

1

14. Антимонопольное регулирование деятельности предпринимателей.   1
15. Повышение конкурентоспособности предприятия.   1
16. Методы формирования информационно-статистической базы.   1
17. Риск и причины его возникновения.   1
18. Методы управления рисками.   1
19. Классификация предпринимательских рисков.   1
20. Методы оценки и снижения риска.   1
21. Экономические последствия совершенной конкуренции.   1
22. Развитие конкуренции в современном мире.   1
23. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений в России.   1
24. Управление персоналом.

Планирование, отбор и прием персонала.

   

1

25. Менеджмент.   1
26.

27.

Профессиональная подготовка персонала.

Тренинг.

 

Практикум.

1

1

28. Управление деловой карьерой работников предприятия.   1
29. Стимулирование труда персонала.   1
 

30.

Маркетинг в предпринимательской деятельности.

Основной принцип маркетинга.

   

1

31. Основные задачи и функции маркетинга.   1
32. Рекламные акции. Практикум. 1
33. Реклама продукции. Практикум. 1
34. Работа с проспектами фирм. Практикум. 1
35. Товар и его место в предпринимательской деятельности.   1
36. Жизненный цикл товара.   1
37. Источники информационного обеспечения товаров. Практикум. 1
38. Поставка товара.   1
39. Сертификация продукции.   1
40. Работа с сертификатами. Практикум. 1
41. Связь производства и потребления продукции.   1
42. Презентация продукции. Практикум. 1
 

43.

Экономическая роль малого бизнеса.

Понятие и виды.

   

1

44. Формы государственной поддержки малого предпринимательства.   1
45. Понятие и критерии малого бизнеса.   1
46. Презентация “Преимущества малого бизнеса”. Практикум 1
47. Работа с материалами периодической печати. Меры и способы поддержки малого бизнеса. Практикум 1
48. Кинолекторий “ Развитие малого предпринимательства в России”. Практикум 1
49. Презентация “Собственность”. Практикум. 1
50. Занятие – конференция. Практикум. 1
 

51.

Личность и качества предпринимателя.

Характерные черты преуспевающего предпринимателя.

 

Практикум

 

1

52. Предприимчивость и организаторский потенциал.   1
53. Экономическое мышление предпринимателя.   1
54. Стрессовая устойчивость предпринимателя.   1
55. Тренинг “Я – предприниматель”. Практикум. 1
56. Организация рабочего дня.   1
57. Составление плана рабочего дня. Практикум. 1
  Ответственность предпринимателей.    
58. Ответственность перед органами государственного управления.   1
59. Органы, рассматривающие споры предпринимателей.   1
  Правовые основы предпринимательства.    
60. Нормативно- правовые основы предпринимательства.   1
61. Судебная защита прав и законных интересов граждан в сфере предпринимательства.   1
62. Правовая ответственность предприятий за экологические преступления.   1
63. Составление Экологического паспорта предприятия. Практикум. 1
  Защита прав потребителя.    
64. Экономика и жизнь. Практикум 1
65. Закон прав потребителя.   1
66. Работа с материалами закона прав потребителя. Практикум 1
  Роль государства в регулировании предпринимательства.    
67. Условия и предпосылки государственного вмешательства.   1
68. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.   1

ИТОГО: 68 ЧАСОВ.