Урок информатики и ИКТ по теме "Файлы"

Разделы: Информатика


Цель урока: сформировать понятия файл, имя файла, расширение файла.

I. Актуализация опорных знаний.

1. Повторим памятку по преобразованию единиц измерения информации (выполнять задание с проговариванием: “Перевожу килобайты в байты. В одном килобайте 1024 байта, поэтому умножаю на 1024”).

2. Решим задачу.

Сколько дискет понадобится для хранения 86400000 байт информации?

Решение:

86400000 байт:1024=84375 Кбайт:1024=82,4 Мбайт
82,4 Мбайт:1,44 Мбайт=58,8

Ответ: примерно 60 дискет, лучше использовать компакт-диск.

3. Фронтальный тест.

1. Носителями внешней памяти современного компьютера являются:

а) бумага;
б) перфокарта;
в) магнитная лента;
г) оптический диск.

2. Чтобы процессор мог работать с программами, хранящимися на жестком диске, необходимо:

а) загрузить их в оперативную память;
б) вывести их на экран монитора;
в) загрузить их в процессор;
г) открыть доступ.

3. 1,44 Мбайта – это объём:

а) диска CD-R;
б) дискеты;
в) современного винчестера;
г) современного диска DVD.

4. Основное назначение компакт-дисков:

а) создавать информацию;
б) хранить программы и данные, не находящиеся всё время в ОЗУ;
в) обрабатывать информацию;
г) хранить Мультимедийные программы.

5. Каким образом кодируются двоичные сигналы на оптических носителях:

а) включен/выключен;
б) отражение/поглощение;
в) намагничено/не намагничено;
г) горит/не горит.

6. Какое устройство обладает наибольшей скоростью обмена информацией?

а) CD-ROM дисковод;
б) жесткий диск;
в) дисковод для гибких дисков;
г) стример.

7. Для хранения сверхбольших баз данных используют:

а) дискеты;
б) диски CD-R;
в) диски DVD;
г) жесткий диск.

8. В целях сохранения информации необходимо оберегать жесткие диски от:

а) холода;
б) ударов;
в) перегрева;
г) перепадов атмосферного давления.

Ответы: 1г, 2а, 3б, 4г, 5б, 6б, 7в, 8б.

II. Изучение нового материала.

Все программы и данные хранятся в долговременной памяти компьютера в виде файлов.

Имя файла состоит из двух частей - собственно имени и расширения. Собственно имя файлу даёт пользователь. Имя файла может включать до 255 символов, из которых 3 символа отводится под расширение.

Для операционной системы важно различать, что внутри файла. Человек визуально различает в книге тексты, рисунки, графики и таблицы. На диске все виды информации представлены одинаково, а именно в виде последовательности нулей и единиц. Для того, чтобы операционная система различала, что хранится внутри файла, и не пыталась рисовать текст на экране или печатать мелодию, или озвучивать программу у каждого файла, помимо имени, должен быть специальным образом присваивающийся формат, указывающий на тип хранимой информации в файле. На содержимое файла указывает расширение, записываемое после имени файла и отделяемое от него точкой.

- Назовите виды информации, которые можно обрабатывать на компьютере (текст, графика, числа, звук, видео).

Типы файлов тоже можно сгруппировать по видам информации.

  • Txt, doc – текстовые документы;
  • Bmp, jpg, gif – графические файлы;
  • Mp3, wav – звуковые файлы;
  • Avi,mp4 – видеофайлы;
  • Exe, com – программы, готовые к запуску.

Вывод:

  1. Вся информация на дисках хранится в файлах.
  2. На содержимое файлов указывает расширение.
  3. Файл открывается той программой, в которой был создан, или универсальной программой.

III. Первичная проверка знаний.

Задание 1. Выберите правильные имена файлов:

  1. Рыбалка.
  2. Сочинение о лете.
  3. 12>13.
  4. 12 больше 13.
  5. Ура!
  6. Мой_ рисунок.
  7. Список 8 “А”.

Ответ: 1, 2, 4, 5, 6.

Задание 2. Что может храниться в следующих файлах?

House.doc
House.bmp

Задание 3. Придумай имя файла, в котором будет храниться изображение твоего любимого литературного героя. Выдели собственно имя и расширение.
Задание 4. Придумай имя файла, в котором будет храниться сочинение по русскому языку. Выдели собственно имя и расширение.
Задание 5. Придумай имя файла, в котором может быть записана твоя любимая песня. Выдели собственно имя и расширение.

IV. Практическая часть.

А) Повторить правила работы на ПК.
Б) Выполнение задания “Поиск файлов”.

1. Выполнить команду главного меню (Пуск – Поиск – Файлы и папки)
2. В поле ввода “Часть имени файла”:

  • Notepad.exe
  • *.txt
  • *.doc

3. Аналогично найти файлы с расширением txt, имена которых начинаются на букву А (а*.txt).
4. Найти файлы с расширением bmp, имена которых содержат ровно четыре символа.
5. Найти файлы, расширение которых состоит ровно из двух символов.

В) Выполнить комплекс упражнений для глаз.

V. Подведение итогов урока.

Вопросы:

- Что такое файл?
- Из каких частей состоит имя файла?
- Кто придумывает имя файла? Какие ограничения?
- Кто даёт расширение файлу? На что указывает расширение?

VI. Рефлексия.

Нарисуйте цветок. В зависимости от ваших знаний и умений по теме урока, укажите в какой части цветка вы находитесь ( корень, стебель, цветок, …)

VII. Информация о домашнем задании.

  1. Выучить словарь урока.
  2. Используя новые термины и понятия урока, составьте кроссворд или ребус. Оформите на отдельном листе.