Цели:
- Учить сопоставлять слова в форме именительного и винительного падежей;
- Ввести понятие “косвенный падеж”;
- Закрепить умения определять падеж имён существительных;
- Развивать монологическую и диалогическую речь; орфографическую зоркость;
- Умение ставить цели и планировать свою деятельность;
- Воспитывать аккуратность, любовь к родному языку.
Оборудование: проектор, карточки, записи на доске.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Словарная работа.
На доске кроссворд. Разгадав этот кроссворд, вы узнаете слово, которому будет посвящён наш урок. А помогут вам картинки.
Какое это слово? (Падеж).
IV. Сообщение темы и целей урока.
О чём будем говорить на уроке? (О падежах).
Итак, тема урока: “Падеж имён существительных”.
V. Повторение изученного.
Индивидуальная работа по карточкам. (4 человека).
Карточка 1.
Задание: в словосочетаниях укажите падеж имён существительных.
Пришли к деду, вспоминали о лете, сварила кашу, пришла к врачу, убежал из дома.
Карточка 2.
Задание: в словосочетаниях укажите падеж имён существительных.
Бродил по лесу, вышел из дома, люблю море, смотрел фильм, разрезали ножом.
1. Фронтальный опрос.
- Что вы знаете об имени существительном?
2. Работа с деформированным предложением.
Посмотрите на экран. Прочитайте слово, устно назовите пропущенные орфограммы. Запишите предложение. Разберите по членам предложения.
Мороз украсил окна чудесными узорами.
Определите падеж имён существительных.
- Какие сказочные герои хозяева зимой?
3. Определение падежей имён существительных.
Слайд 3. (Снежная Королева).
- Из какой она сказки? Кто автор?
- Назовите главных героев.
Куда увезла Снежная Королева Кая?
Слайд 4. (Увезла Кая).
- Герда осталась одна. Она не знала, что с ним произошло. Чтобы это узнать, нужно определить в словосочетаниях падеж имён существительных.
Кивнула мальчику, вышел из дома, поманила рукой, позабыл бабушку.
- Что произошло с Каем?
VI. Изучение нового материала.
Слайд 5. (У старушки).
Герда отправилась на поиски. Плывя по реке она попала к старушке. Старушка сказала, что отпустит Герду, если девочка ей поможет.
1. Рубрика “Давайте подумаем”.
Посмотрите на экран. Старушка утверждает, что все выделенные слова в обоих столбиках стоят в именительном падеже, а Герда считает, что слова в предложениях левого столбика стоят в именительном падеже, а правого столбика – в винительном падеже.
Слайд 6. (Таблица).
Выделите в первых предложениях обоих столбиков главные члены предложения. Определите падеж слова снег в предложениях правого и левого столбика.
- Каким членом предложения является
существительное в именительном падеже? В
винительном падеже?
- Какой можно сделать вывод?
2. Чтение правила (учебник 2 часть, с.10).
- Каким членом предложения является
существительное в именительном падеже?
- Что называется начальной формой?
С. 10, упражнение 2.
На озере – озеро (И.п., ед.ч.);
Цветами – цвет (И.п., ед.ч.);
О лесах – лес (И.п., ед.ч.);
К столу – стол (И.п., ед.ч.).
Старушка отпустила Герду.
Физкультминутка.
Пусть – дорога нелегка (шагают на месте),
И замерзли мы слегка (прыжки на месте)
Руки мы сейчас согрели (трут ладонями),
Все на свете мы умеем.
Тяжёлым оказался путь Герды.
Слайд 7. (У разбойницы)
В лесу Герда встретила маленькую разбойницу. Девочка сказала, что отпустит Герду, если та выполнит её задание.
3. Работа по таблице в учебнике с.11
- Назовите предлоги, которые употребляются с
каждым падежом.
- Используя таблицу, назовите предлоги, которые
употребляются с дательным, творительным,
предложным падежами. Какой падеж употребляется
без предлога?
4. Работа по учебнику, с. 11, упражнение 5.
Уйти до вечера, закатился под диван, поёт о весне, летит над городом.
Герда успешно справилась с заданиями и в награду получила оленя. Он помог добраться до владений Снежной Королевы. Девочка спасла Кая.
Дети счастливые и весёлые отправляются домой.
А для вас оставили вопросы.
VII. Итог.
Вопросы от Кая и Герды.
- Что называется начальной формой?
- Каким членом предложения чаще всего бывает имя существительное в именительном падеже?
VII. Рефлексия.
- Покажите сигналы. Изменилось ли у вас настроение. Почему?
IX. Задание на дом.
Учебник, с. 10, выучить правило.