Урок-реклама по произведению А.Платонова "Юшка"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Познакомить с творчеством писателя и организовать прочтение его рассказов;
  • Углубить представление читателей и платоновской “Формуле жизни” (Сокровенность бытия, ценность жизни человека, природа любви к ближнему, добро и зло, милосердие и жестокость в их противостоянии - основа “ЮШКИ”);
  • Показать, что “Юшка” – это традиция христианского гуманизма;
  • Помочь ребятам взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним.

Оборудование: выставка книг А.Платонова, портрет писателя, учебник 7 класса, тетради по литературе, стенд “Сегодня на уроке”, годы жизни писателя, вырезки из газет, эпиграф.

Ход урока

I. Слово учителя.

Переворачиваем очередную страницу литературы XX века.

А.П. Платонов (Климентов) (1899-1951гг.) Сегодня мы на уроке продолжим знакомство с его творчеством. Наша цель – вместе прочитать наиболее яркие сцены рассказа “Юшка” и обсудить их так, чтобы те из вас, кто еще не читал его произведения, захотели это сделать; постараемся определить нравственные уроки рассказа и углубить представление о “формуле жизни” А.Платонова.

А теперь послушайте краткие факты биографии писателя (рассказывают подготовленные учащиеся).

II.

Давайте вспомним, с какими произведениями мы уже знакомы?

О чем они?

В 5 классе мы читали рассказ “Любовь к Родине или Путешествие Воробья”….. (рассказывает ученик).

Вывод (учитель): Нет не стала бедной его душа: музыка –его бескорыстный дар добра незнакомым людям, случайным прохожим.

А в шестом классе мы читали рассказ “Корова”……. (рассказывает ученик).

Вывод (учитель): Говорим об общности живого. Человек ли, корова ли – это частица единого мира. Всякая душа живая, трепещущая, ранимая, требует к себе доброго, человеческого отношения, и очень важно “по-отцовски” относиться не только к людям. А для Васи корова - служение Родине, всем людям, он относится к ней по-человечески.

Так о чем же эти рассказы?

  • О любви к родине, о милосердии, о любви ко всему живому.
  • Они том, как непросто жить на свете.

Приложение №1.

Давайте вспомним “формулу жизни” А.Платонова. Каковы ее слагаемые?

Итак, ребята, представьте, что мы не знали бы автора этих рассказов. Как можно доказать, что они написаны одним автором, есть ли в них что-то общее? (Идея человеческого братства, любви и гармонии в мире, воплощение вечной христианской заповеди “Возлюби ближнего своего”).

III.

И вот, ребята, чтобы заполнить “формулу жизни” А. Платонова и проследить, что и в этом рассказе автор повествует о милосердии, о любви ко всему живому, давайте сейчас разберемся в прочитанном дома.

Итак, рассказ “Юшка” А. Платонова.

Сейчас мы проследим, как слова Б. Пастернака, взятые в качестве эпиграфа, проходят красной нитью через весь рассказа А.Платонова.

Работа над текстом. Выборочное чтение.

Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет с ним рядом. Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают?

Найдите описание Ефима Дмитриевича (Юшки).

Зачитать I абзац. (I абзац стр. 230)

Почему у него в руках было мало силы? (Он был тяжело болен туберкулезом).

Почему автор особо выделил его глаза? (Глаза – это зеркало души – плачет душа. Душой мы сострадаем, любим, ненавидим, разумом – мыслим).

Его можно назвать “слепец со зрячим сердцем”. А другие – зрячие со слепым сердцем.

II абзац: Дальше, что мы о нем узнаем? (Зачитать).

Видите: он долгие годы носит одну и ту же одежду, чай не пьет, сахар не покупает.

III абзац: По нему сверяют начало и конец рабочего дня. Значит, он нужен людям.
IV абзац: Но в глазах взрослых, отцов, матерей, Юшка – человек ущербный, неумеющий жить, ненормальный, потому-то его вспоминают они, браня своих детей. (стр. 232)
V абзац: Наконец, каждый год Юшка куда-то уходит и потом возвращается. (стр. 233)

Вот и все, что сказали бы жители города о Юшке.

Давайте вспомним: чего о нем не знает никто? Каким никогда не видят Юшку?

Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: (стр. 233 последний абзац).

Мы видим здесь, что он добрый человек – брат всем живым существам. Мы видим его веселым и счастливым (“кажется и болезнь отступила!”) Он чувствует себя осиротевшим от утраты того, без чего “Мир неполный”. А далее мы видим, что и сиротство оказывается преодоленным благодаря любви: Юшка отдает свою любовь девочке сироте. Это он к ней спешит каждое лето, кормит ее с детства, никогда не ест сахара, чтоб она его ела.

Вот так, сокровенное для Юшки неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего-навсего Юшка. Поэтому всякий считает себя вправе, упрекнув за “безответную глупость” кинуть в него камень (в прямом смысле слова), жестоко ранить словом “урод негодный”, “божье чучело”, “блажной непохожий” – слышит он от тех, с кем живет на одной улице. (Стр. 235-237 прочитать по ролям).

“Незлобная и лишняя людям, как отец”, – говорят они о дочери Юшки, предполагая, что к ней он уходит летом. Словом, как сказал столяр, “забраковали люди”. А Юшка в разговоре с Дашей утверждает обратное: “Меня, Даша, народ любит!” (стр. 233)

Так ли это? Любит ли народ Юшку? (Проблемная ситуация).

Давайте попробуем разгадать “тайну” Юшки (еще Ф.М.Достоевский говорил, что “человек есть тайна”), ответив на вопросы:

  • Почему же люди потешаются над Юшкой и жестоко мучают его?
  • Чем он отвечает обидчикам? Кто прав?

Вопросы групповой работы по эпизодам рассказа заранее написаны на доске (скрыты) по рядам:

I ряд: Встреча Юшки с детьми. Что влечет детей к Юшке? Почему Юшка не обижается на них? (стр.231)
II ряд: Встреча Юшки со взрослыми. Почему и взрослые иногда обижают его? Почему их сердца наполняются яростью при виде Юшки? Чем отвечает им Юшка?
III ряд: Юшка и веселый человек. Чем помешал Юшка веселому прохожему? Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?

I. Групповая работа по эпизодам.

Итак, встреча Юшки с детьми.

Каково же отношение детей к Юшке?

(Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них, они не знали другого такого человека. Они хотели, чтобы Юшка злился, раз он вправду живет на свете). (I ряд стр. 231 прочитать).

  • Но не потому, что дети ненавидят его, а потому что дети знают, что взрослые, которые окружают их, отвечают на зло злом, а не добром, считая это нормой жизни.
  • А я не согласен с автором, что Юшка тоже радовался, потому что над любимым человеком не издеваются. (Стр.232)

II. Хорошо! А как относятся взрослые к Юшке?

Прочитайте. Какое чувство они, взрослые, вызывают у вас. (Они омерзительные, жестокие люди).

В библии сказано: “Побеждай зло добром”. Как относится это суждение к Юшке? (Юшка победил зло, своим добром, правда, после смерти).

Да, мы еще знаем из Библии такие слова: “любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас”… т.е. по-другому, как учат вас ваши бабушки: “Поставь свечу за обидчика, и пожелай ему здравия, ибо то зло, которое ты кличешь на обидчика, сначала пойдет на тебя”.

Поэтому и Юшка в ответ на удар подставляет свою щеку. Видно, что он придерживается христианских заповедей.

III. Почему же Юшка осерчал, а не разгневался? (стр. 234)

Может, не надо было серчать?

Юшка не может разгневаться, по своему характеру он очень добрый человек. Нельзя было все время терпеть, вот он и осерчал.

Господи! Открой глаза им (людям), чтобы они видели.

И открыл Господь глаза их. Зачитать. (Стр. 235 “Вскоре проходил I человек мимо”).

Когда же это произошло? (после смерти Юшки). Люди, наверное, поняли свою ошибку, потому что столяр вздохнул и сказал: “Прощай Юшка, и нас всех прости!”

Можем ли мы сказать: “Прости нас, Юшка?”

(Да, мы не только можем, но обязательно должны сказать не только Юшке, но и всем людям, кому мы сделали зло) (Звучит музыка Верди).

Проститься с Юшкой пришли все люди. (Стр. 235)

(Возможно, чье-то слепое сердце прозрело, пусть не надолго… “Однако, без Юшки жить людям стало хуже”).

Да, Платонов считал, что чужую беду надо переживать так же, как свою личную, помня об одном: “Человечество – одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному – больно всем. Умирает один, мертвеют все. Нет человека, который был бы как остров, сам по себе. Каждый человек есть часть материка, часть суши. И если волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа… ”

Вот и сказано о Юшке справедливое слово.

Почему же этим признанием не заканчивается рассказ?

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарит добро миру. Но добро, любовь по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Докажите это.

Каково же последнее упоминание в рассказе о Юшке? (стр. 237 последний абзац)

Да, докторшу называют дочерью доброго Юшки. Добро прорастает и дает свои плоды. “Так всякое добро приносит плоды добрые” (Евангелие от Матфея). Она продолжает его дело – делает добро.

Именно благодаря девушке – врачу в городе узнают подлинное имя человека, которого все привычно называют Юшкой, – Ефим Дмитриевич.

Но не зря автор выбрал такое имя для своего героя. (Эти слова на стенде “Сегодня на уроке”).

  • Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей. С гибелью Юшки “вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними”.
  • Ефим… Значение имени - благочестивый, благожелательный, священный.
  • Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

Дополним “формулу жизни” (Приложение №1)

IV.

  1. Что общего между горьковским Данко?
  2. Расскажите об образе странного человека в литературе.
  3. Можем ли мы Юшку назвать странным человеком?

В чем проявляется эта странность? (Он странен. Его странность – в его доброте).

V. Сочинение – миниатюра: “Какого человека я считаю красивым”.

Можем ли мы Юшку назвать красивым человеком? (Да. Он добр, отзывчив, трудолюбив, умеет сострадать).

VI. Итог урока.

Какие нравственные уроки вы вынесли из рассказа А.Платонова “Юшка”?

(Я думаю, что главный нравственный урок, вынесенный из повести Платонова, заключен в словах, использованных в качестве эпиграфа:

Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет Дух добра).

(А я думаю, что нравственные уроки – это главные чувства, которые хочет посеять в наших душах Платонов, – это доброта, сочувствие, способность дарить добро, любовь ко всему живому).

Да, ребята, А.П. Чехов писал: “Надо, чтобы за дверью каждого довольного человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные , что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других”. (Учитель читает наизусть).

Закончим урок словами, начертанными на могилах добрых людей: “Спешите делать добро, пока не стало поздно”.

VII. Домашнее задание.

  • Написать сочинение – миниатюру “Сердце в людях бывает слепое”.
  • Прочитать сказку – быль “Неизвестный цветок”.