Особенности питания животных

Разделы: Биология


Цели:

  • Раскрыть особенности питания и пищеварения животных;
  • Расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи в связи с условиями жизни;
  • Рассмотреть усложнение пищеварительных систем в ходе эволюции;
  • Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, синтезировать, делать выводы;
  • Развивать рефлексивные качества, воспитывать умение работать в коллективе, уважительно относиться к мнению окружающих, внимательно слушать и слышать своих одноклассников.

Тип урока: комбинированный, работа в группах.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно иллюстративный, рефлексия.

Оборудование: иллюстрации учебника, таблицы.

Ход урока

I. Актуализация изучаемого материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности питания и пищеварения животных, а также способы получения энергии, необходимой для процессов жизнедеятельности. Для начала ответим на несколько вопросов.

- Что такое питание?
- Для чего необходимо питание животным?
- Как питаются растения и животные?

Ответы учащихся.

II. Изучение новой темы.

1. Учитель: По типу питания все живые организмы делят на две группы: автотрофы и гетеротрофы (можно попросить учащихся составить простую схему).

Далее из предложенного списка выберем организмы, разделив их на группы по типу питания: (растения, животные, грибы, бактерии).

2. Теперь рассмотрим способы получения пищи животными, разделившись на пять групп: 1 группа – растительноядные, 2 – хищники, 3 – трупоеды, 4 – симбионты, 5 группа – паразиты.

Самостоятельная работа в группах. Прочитать текст учебника на стр. 60

После чтения каждая группа представляет свою информацию с записью в тетрадь, примеров животных, относящихся к той или иной группе (для наглядности можно сделать записи в виде столбиков).

3. Рассказ учителя. Особенности пищеварения у животных.

Вся поступившая пища в организме животных, для лучшего усвоения, подвергается перевариванию. Пищеварение у животных проходит в несколько этапов (продолжаем формировать умения строить схемы, используя главные слова).

Пища переработка = преобразование сложных веществ в простые.

Отмечаем, что большую роль в процессе пищеварения играют ферменты.

- Что такое ферменты? Найдите определение в учебнике на стр. 64.

Учащиеся формулируют ответ:

Ферменты – вещества, обеспечивающие переваривание пищи.

Учитель: Как же происходит процесс пищеварения у разных животных в зависимости от их организации строения. Вновь поработаем в группах, выбирая необходимую информацию из учебника на стр. 63-64, и отображаем в схемах.

  1. Питание простейших;
  2. Питание кишечнополостных;
  3. Питание плоских червей;
  4. Питание кольчатых червей;
  5. Питание позвоночных животных.

Самостоятельная работа в группах. Продукт каждой группы схема.

III. Закрепление.

1. Игра вопросов в парах “Ты мне – я тебе”.
2. Рефлексия. Закончи предложения, написанные на доске:

  • Сегодня на мне больше всего понравилось……………………………….
  • Сегодня на уроке самым сложным было…………………………………..
  • Сегодня я научился………………………………………………………….
  • Для меня самым интересным на уроке было……………………………...

IV. Домашнее задание.

Подробней изучить текст на стр. 60-64. Составить синквейн по пройденному материалу.