Цели:
- Раскрыть особенности питания и пищеварения животных;
- Расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи в связи с условиями жизни;
- Рассмотреть усложнение пищеварительных систем в ходе эволюции;
- Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, синтезировать, делать выводы;
- Развивать рефлексивные качества, воспитывать умение работать в коллективе, уважительно относиться к мнению окружающих, внимательно слушать и слышать своих одноклассников.
Тип урока: комбинированный, работа в группах.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно иллюстративный, рефлексия.
Оборудование: иллюстрации учебника, таблицы.
Ход урока
I. Актуализация изучаемого материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности питания и пищеварения животных, а также способы получения энергии, необходимой для процессов жизнедеятельности. Для начала ответим на несколько вопросов.
- Что такое питание?
- Для чего необходимо питание животным?
- Как питаются растения и животные?
Ответы учащихся.
II. Изучение новой темы.
1. Учитель: По типу питания все живые организмы делят на две группы: автотрофы и гетеротрофы (можно попросить учащихся составить простую схему).
Далее из предложенного списка выберем организмы, разделив их на группы по типу питания: (растения, животные, грибы, бактерии).
2. Теперь рассмотрим способы получения пищи животными, разделившись на пять групп: 1 группа – растительноядные, 2 – хищники, 3 – трупоеды, 4 – симбионты, 5 группа – паразиты.
Самостоятельная работа в группах. Прочитать текст учебника на стр. 60
После чтения каждая группа представляет свою информацию с записью в тетрадь, примеров животных, относящихся к той или иной группе (для наглядности можно сделать записи в виде столбиков).
3. Рассказ учителя. Особенности пищеварения у животных.
Вся поступившая пища в организме животных, для лучшего усвоения, подвергается перевариванию. Пищеварение у животных проходит в несколько этапов (продолжаем формировать умения строить схемы, используя главные слова).
Пища переработка = преобразование сложных веществ в простые.
Отмечаем, что большую роль в процессе пищеварения играют ферменты.
- Что такое ферменты? Найдите определение в учебнике на стр. 64.
Учащиеся формулируют ответ:
Ферменты – вещества, обеспечивающие переваривание пищи.
Учитель: Как же происходит процесс пищеварения у разных животных в зависимости от их организации строения. Вновь поработаем в группах, выбирая необходимую информацию из учебника на стр. 63-64, и отображаем в схемах.
- Питание простейших;
- Питание кишечнополостных;
- Питание плоских червей;
- Питание кольчатых червей;
- Питание позвоночных животных.
Самостоятельная работа в группах. Продукт каждой группы схема.
III. Закрепление.
1. Игра вопросов в парах “Ты мне – я тебе”.
2. Рефлексия. Закончи предложения, написанные на
доске:
- Сегодня на мне больше всего понравилось……………………………….
- Сегодня на уроке самым сложным было…………………………………..
- Сегодня я научился………………………………………………………….
- Для меня самым интересным на уроке было……………………………...
IV. Домашнее задание.
Подробней изучить текст на стр. 60-64. Составить синквейн по пройденному материалу.