Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о русских богатырях, о былинах.
Задачи урока:
- формировать умения отвечать на поставленные вопросы учителя к тексту; находить в тексте предложения, подтверждающие высказанные мысли, умение формулировать основную мысль текста.
- развивать умение находить в тексте предложения, слова характеризующие героя, выражать своё отношение к героям, событиям, составлять устный рассказ о герое произведения.
- способствовать развитию интереса к чтению, обогащению словарного запаса ребёнка.
- воспитывать чувство любви к своей Родине, своему народу, патриотизм.
Оборудование
Репродукция картины М.В. Васнецова “Богатыри”, таблицы с ключевыми словами, иллюстрации, учебник, тетрадь по чтению, диск с мультфильмом.
Ход урока.
I. Организация рабочих мест.
- Давайте подарим друг другу - лучики своих улыбок!
II. Упражнение в технике чтения
Задание 1 на странице 26, в рабочей тетради.
III. Работа над “Сказкой про Илью Муромца”
Мотивация.
На доске: старинная пограничная застава и картина М.В. Васнецова “Богатыри”
застава
- Отправляемся в путешествие по былинным дорогам русских сказок.
- О ком и о чём будем говорить сегодня, вы узнаете, вспомнив название раздела. Что можно предположить?
IV. Актуализация знаний.
Работа по картине М.В. Васнецова “Богатыри”
-Что же за герои нас встречают у заставы? Кто они?
-Кто знает их имена?
( В центре картины на вороном коне любимый народом Илья Муромец, справа - Добрыня Никитич, с мечом в руке, готовый по первому приказу ринуться в бой на защиту Родины, слева молодой и задорный Алёша Попович, у него не только лук со стрелами, но и гусли)
-А что же они здесь делают?
- Какое отношение имеет сказка к богатырям? (это особые сказки про богатырей и называются-богатырскими)
-А что означает слово - былина? (жанр устного народного творчества, их сочиняли талантливые люди, но не записывали. Слушая их исполнение, другие певцы потом исполняли по-своему).
-Кто был героями этих песен? Вернёмся на заставу.
Работа по картине.
- Рассмотрите предметы, с которыми богатыри отправляются в дозор.
Богатырские доспехи
-Что вы видите на заднем плане картины?
-Зачем вышли в дозор богатыри?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (богатыри стоят на страже русской земли).
- Какие цвета использовал художник для передачи настроения в картине? Почему?
-Кто такой Илья Муромец? Откуда он родом? (из Мурома, сейчас это Владимирская область)
Работа по иллюстрациям учебника.
- Рассмотрите иллюстрацию. Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки? (одежда, причёски, посуда) - таблицы со словами.
-Где Илья? Опишите его.
V. Формирование темы и цели урока.
-Цель нашего урока - вспомнить, всё, что узнали об этой сказке, составить словесный портрет Ильи Муромца.
-Итак, проверим, как вы поработали с текстом сказки дома.
-Найдите в сказке отрывки, которые можно озаглавить так:
- Горе стариков.
- Волшебная вода странников.
- Наказ странников.
- Шутка Ильи.
- Помощь Ильи защитникам Чернигова.
Пересказ.
-У нас получился план сказки. Перескажите сказку.(1-2 человека)
_Для продолжения пути надо набраться сил о отдохнуть.
Физкультминутка.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо!
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо - всё выше, выше!
VI. Беседа о жанре произведения.
-Вот мы и добрались до долины вопросов.
-Какое по жанру произведение мы прочитали? (сказку)
-Назовите в ней сказочные приметы (начало сказки, хорошая концовка, троекратный повтор, волшебная вода дающая силу. Наличие архаизмов).
-Приведите примеры слов архаизмов
-Кто герой этой сказки? (Илья Муромец)
-Всё ли узнали об Илье Муромце? (нет)
-О чём же рассказывает отрывок, помещённый в учебнике? (как Илья стал богатырём)
-В каких словах выражена главная мысль сказки? (есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую)
-Почему эта сказка относится к богатырским сказкам?
VII. Составление устного рассказа о богатыре Илье Муромце
-Мы побывали в долине вопросов и теперь отправляемся к богатырскому холму.
-Ваша задача:
-Составить устный рассказ о богатыре Илье Муромце
а) Отметьте в учебнике отрывки, в которых описан Илья Муромец, его поступки.
б) Выбрать в тетради слова, описывающие внешний вид Ильи Муромца.
в) Определите последовательность своего рассказа.
Устный рассказ учащихся 1-2 ученика.
VIII. Просмотр отрывка мультфильма
- Посмотрите отрывок из мультфильма об Илье Муромце и сравните его образ с вашим.
Сравнение словесного портрета с визуальным.
IX. Итог.
Подведем итог нашего пути.
-Что в сказке правдиво? Что вымышлено?
- Почему эта сказка прошла такой длинный путь и не умерла, не исчезла?
- Сказка о героях и вы тоже можете стать защитниками своей Родины. Защищать её от врагов и быть верными сынами своей земли.
X. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.