Рабочие материалы педагога-психолога дошкольного учреждения. Бланки протоколов

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Важным компонентом профессиональной деятельности практического психолога в условиях дошкольного учреждения является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы психолога от коррекционно – диагностической и консультативной, до профилактической и просветительской.

В законе “О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы” от 09.09.2003 указаны основные формы документации педагога – психолога.

Документация, прежде всего, вводится в целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее эффективности, для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, вводятся следующие формы документации.

Перечень необходимой документации (по закону от 09.09.2003г.):

  1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

  2. Журнал учета проведенной работы

  3. График работы на неделю

  4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы

  5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

В этом законе есть второй пункт “Рабочие материалы педагога-психолога”, которые на наш взгляд, должны присутствовать обязательно у каждого педагога – психолога, работающего в образовательном учреждении.

Данная группа документов является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, работающим в психологической службе системы образования. Она представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, подгруппой детей, целой группой, воспитателем, родителями и др.

Основной формой этой документации является психологическая карта (ребенка, группы, воспитателя – в зависимости от проблемы).

  1. Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы.

  2. Данные о рекомендациях, даваемых воспитателям и родителям.

  3. Название коррекционных и развивающих программ, которые использовались для работы.

  4. Письменные заключения, предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т.п.

В течение пяти лет я разрабатывала различные формы протоколов, это было связано с тем, что комплект нормативной документации* ни у кого из специалистов не вызывает вопросов, так как это стандартные документы в системе образования, а вот вопросы, связанные со специальной документацией, появляются практически у всех педагогов – психологов. Именно эта документация обеспечивает содержательную и процессуальную стороны их профессиональной деятельности. На данный момент каждый специалист старается оформить эту документацию самостоятельно, используя имеющиеся у него готовые бланки или создает свои. Качество оформления таких документов, как: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и др., часто зависят от уровня профессионализма, качества полученного образования и опыта работы каждого, отдельно взятого, специалиста. В итоге, большинство педагогов – психологов, работающих в ДОУ, не придерживаются единых параметров и стандартов в оформлении рабочей документации. Этот факт имеет как положительную так и отрицательную сторону. Самым большим минусом является то, что при передаче заполненного бланка другому специалисту возникают сложности в понимании того, что фиксировал первый специалист. Такие случаи бывают, когда происходит смена кадров в образовательном учреждении или когда те или иные заключения, справки, характеристики требуется предоставить коллегам в комиссии, экспертизы, суды. Возникает глобальная проблема, решение, которой, необходимо начать “с низов”, с грамотного, максимально полного и точного заполнения бланков протоколов обследования.

Это так важно потому, что, бланк, в практической психологии, это учёт результатов обследования. Бланк ассоциируется с первичными документами, которые не может не вести опытный специалист.

Бланк — вид полиграфической продукции, представленный в виде стандартного бумажного листа формата А4, с воспроизведенной на нем постоянной информацией и местом, отведенным для переменной информации. Бланк предназначен для последующего заполнения, с этой целью на нем имеются пустые места (поля), для последующего внесения информации (вручную, на печатной машине, на компьютере).

За время работы практическим психологом в дошкольном учреждении, на вопрос: “После проведения диагностики, где были зафиксированы результаты ребенка, родителя?” в большинстве случаев я получала примерно одинаковые ответы: “Бланков нет, писала на чистой бумажке, которую уже выкинула; фиксировала на рисунках; старалась запоминать и сразу после ухода ребенка, писала анализ, чтобы не забыть”. Конечно, есть специалисты, которые создают для себя бланки, наиболее удобные им в работе, на которых фиксируют ответы, и высказывания ребенка, его поведение во время обследования. Такие бланки не распространяются дальше учебного заведения, в лучшем случае, коллеги обмениваются ими между собой.

Конечно, для разных методик, в зависимости от возраста ребенка и поступившего запроса, бланки могут быть разные, но есть диагностические методики планового характера, такие как: диагностика готовности ребенка к школьному обучению; определение уровня тревожности и др. В диагностике детей дошкольного возраста большая роль отводиться проективным, рисуночным методикам. Для них в методических пособиях вообще не предусмотрены бланки, поэтому приходиться записывать результаты просто на листе бумаги. Многие психологи озадачены данной проблемой.

В имеющейся литературе есть методики и описание к ним, но бланков нет. Надо отметить, что такие документы как: заключения, коррекционные карты и протоколы являются закрытыми для “посторонних глаз”, но это не значит, что их не должно быть совсем, или качество их заполнения должно страдать. В литературе отмечено следующее: “В настоящее время при высокой вариативности научно – теоретических позиций и профессиональных технологий у практических психологов наблюдается дифференциация психологических заключений как по форме, так и по содержанию”.

Фиксация результатов на чистом листе бумаги снижает качество диагностики. Могут быть утеряны важные отметки, не всегда можно вспомнить точные формулировки вопросов, которые необходимо задавать ребенку, после нарисованного им рисунка. Используется большое количество бумаги, что материально невыгодно для учреждения. Такие бумажки имеют непристойный вид, тем более, если почерк психолога малоразборчивый.

Почему практикующим психологам необходимы бланки протоколов?

  1. Психологи часто не используют методики, в том числе рекомендованные Министерством образования, по причине трудоемкой обработки данных, которые некуда изначально фиксировать;
  2. Чтобы уменьшить расход бумаги;
  3. Психологи не знают, что именно нужно фиксировать при проведении той или иной методики.
  4. Нет времени на “лишнюю писанину”;
  5. Проблемы с грамотностью специалистов. Стесняются писать с ошибками: “Лучше не буду фиксировать совсем, чем писать с ошибками”;

Итак, кратко подведем итог “плюсов” и “минусов” наличия единых бланков протоколов результатов диагностики:

Плюсы:

  1. Бланк имеет эстетичный вид;
  2. Бланк структурирован;
  3. Имеется название методики и необходимые вопросы для ее проведения;
  4. Имеются критерии оценки полученных результатов;
  5. Бланк экономит силы и время педагога – психолога;
  6. Бланк удобен при проведении диагностики, прост в применении;
  7. Использование бланка повышает уровень профессиональной компетенции педагога – психолога;
  8. Фиксация результатов происходит непосредственно во время диагностического обследования;
  9. Бланки прошли апробацию в работе педагога –психолога ДОУ в течении 3 лет.
  10. Были отмечены коллегами, как удобные для фиксации данных во время обследования;
  11. Образцы заполнения бланков прилагаются.

Минусы:

  1. Необходимо время для адаптации специалиста к предлагаемым бланкам;
  2. Необходимо наличие множительного аппарата в учреждении для ксерокопирования бланков;
  3. На данный момент бланки не имеют методического пособия по их использованию;

Бланки могут быть использованы только в помощь педагогу – психологу. Они не могут заменить собой основную методическую литературу, тесты и методики, которыми педагог – психолог должен владеть и знать как их применять.

Ниже приведен не полный список бланков, которые на данный момент успешно используются психологами в некоторых дошкольных учреждений в ЮВАО г. Москвы. Те или иные бланки применяются в зависимости от времени учебного года:

  1. Бланки, заполняемые в период адаптации детей:
    1. Бланк адаптации ребенка к условиям (по методу А. Остроуховой), в двух вариантах;
    2. Сводная таблица по результатам адаптации вновь пришедших детей в учебном году;
    3. Протокол наблюдения на этапе кратковременного пребывания детей в группе;
    4. "Выписка запросов из анкет", заполняемых родителями.
  2. Бланки, заполняемые в период диагностики детей на начало учебного года:
    1. Бланк протокола результатов по группе методики определения готовности к школе (автора Гуткиной Н.И.);
    2. Бланк на готовность ребенка к школьному обучению для группы (со следующими методиками: 10 слов, графический диктант, исключение четвертого, самое не похожее, корректурная проба, 10 предметов, внутренняя позиция школьника);
    3. Результаты диагностики по определению психологической готовности детей 6-7 лет школьному обучению (мотивационная сфера) (автора Гуткиной Н.И. “сказка” и “внутренняя позиция школьника”);
    4. Бланк исследования умственного и речевого развития ( изучение словарного запаса, изучение грамматического строя речи);
    5. Бланки изучение словесно – логического мышления (незаконченные предложения) для мальчиков и девочек;
  3. Бланки, заполняемые в течение учебного года:

    1. Заявка на проведение психологического обследования ребенка;
    2. Лист протокола индивидуальной консультации родителей;
    3. Лист учёта применяемых методик в психодиагностике психологом в образовательном учреждении;
    4. Психологическая карта ребенка;
    5. Журнал для ежедневного заполнения психологом с приложением сокращенных обозначений;
    6. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста;
    7. Сводная таблица по проведенным диагностикам с детьми;
    8. Бланк результатов диагностики ребенка по тесту “Рисунок человека”;
    9. Бланк результатов диагностики ребенка по тесту “Рисунок семьи”;
    10. Бланк результатов диагностики ребенка по тесту “Несуществующего животного”;
    11. Бланк результатов диагностики ребенка по определению уровня тревожности (автор методики М.Дорки, В.Амен);
    12. Сводная таблица результатов диагностики уровня тревожности у детей по группе “Тревожность” (автор методики М.Дорки, В.Амен);
  4. Бланки, заполняемые в период диагностики в конце учебного года:
    1. Бланк протокола результатов диагностики выявление готовности к обучению в школе (Венгер А.Л., Бугрименко С.А.)

Необходимо отметить, что на данный момент ведется активная экспериментальная и исследовательская работа по данному вопросу. Мы изучаем возможные бланки других педагогов – психологов, систематизируем и анализируем полученные данные.

Мы планируем, что в скором будущем будут найдены оптимальные варианты всех форм документации для психологов, работающих в дошкольных учреждениях, которыми будут активно использовать большинство специалистов.

* Под комплектом нормативной документации мы имеем в виду следующие документы:

I. Нормативные документы федерального уровня

  1. Письмо Госкомитета СССР по народному образованию от 27.04.89 №16 “О введении должности психолога в учреждениях народного образования”
  2. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.11.89 № 247/18-21 “О введение в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов”
  3. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.
  4. Положение о психологической службе в системе народного образования. Утверждено Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 № 616.
  5. Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12-ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 года).
  6. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации
    от 29 марта 1995г. № 7/1 “О состоянии и перспективах развития практической психологии образования в Российской Федерации”
  7. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 № 1; введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 28.01.97 №7.
  8. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98
  9. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867.
  1. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636.
  2. Письмо Минобразования РФ от 07.04.99 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”
  3. Федеральный закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (в редакции Федерального Закона от 20.07.2000 №103-ФЗ)
  4. Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 “Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения”
  5. Приложение 1. Проект положения о службе практической психологии образования в РФ.

    Приложение 2. Проект положения о статусе практического психолога службы практической психологии образования.

  6. Приказ от 14.05.03 г. № 553 “Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы”
  7. О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы. Инструктивное письмо Департамента образования города Москвы от 09.09.03г. № 2-30-20.
  8. Закон города Москвы “О психологической помощи населению в городе Москве” № 43 от 7 октября 2009 года.
  9. Этический кодекс педагога-психолога.
  10. Инструкция по охране труда психолога, логопеда.