Цели урока:
Дидактическая:
- Познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными;
- Повторить правописание не с существительными и глаголами.
Воспитательная: прививать любовь к учебе .
Тип урока: формирование новых знаний.
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год; диск “Виртульная школа Кирилла и Мефодия” 5 класс, карточки.
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Проверка домашнего задания.
Упражнение 301.
Задание: выполнить синтаксический разбор предложений, морфологический разбор 2-3 прилагательных письменно.
- Тихо вечерние тени в синих ложатся снегах. ( А. Блок.)
- Морозное дыхание метели ещё свежо. (И. Бунин.)
Образец разбора.
Вечерние (тени) – прилагательное.
I. Тени (какие?) вечерние.
Н.ф.- вечерний.
II. Пост.- относит.; непост. – в им.пад., мн.ч.
III. Тени (какие?) вечерние. (Определение)
3. Блиц - опрос по контрольным вопросам.
- Что такое имя прилагательное?( Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.)
- Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)
- Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?( Имена прилагательные в предложении могут быть определениями или сказуемыми.)
- Какие бывают степени сравнения у прилагательных?( Сравнительная и превосходная.)
- Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? ( Качественные, относительные, притяжательные.)
- Какие прилагательные называются качественными? ( Прилагательные, которые обозначают признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени называются качественными прилагательными.)
- Какие прилагательные называются относительными? ( Прилагательные, которые обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени называются относительными.)
- Какие прилагательные называются притяжательными? ( Прилагательные, которые обозначают принадлежность чего - либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?)
4. На доске запись.
Ученье без уменья | (не) праздность, а труд. |
Пишут (не) пером, | (не) польза, а беда. |
Мы ценим и любим | а умом. |
Задание: проведите линии так, чтобы первая часть пословицы нашла вторую. Раскройте скобки. Объясните, чем является НЕ: приставкой или отрицательной частицей?
- Как вы поняли пословицы? ( Учащиеся дают толкование пословиц.)
5. Работа по карточкам. (Устно.)
Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?
М.В.Ломоносов о поведении учащихся.
- С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем
- Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
- Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.
- (Не) быть гордым и грубым.
- (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.
- (Не) хвастаться и (не) лгать.
- Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.
- Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
- Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.
- Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)
Вопрос классу.
-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?
( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).
Запись в тетрадях пункта №10.
Береги время учебы: оно не вернется, его не наверстаешь.
А все, что учишь, пригодится!
- Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием?
6. Словарный диктант.
Ненастье, несчастье, недоразумение, недоумевал, неправда, нездоровится, непогода, невежда, недостаток, незабудка, не думал, недруг, не друг, а враг.
- Определите, в каком слове НЕ – приставка, а в каком – часть корня. Что нужно сделать, чтобы узнать это?
-Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ?
-Объясните лексическое значение слова невежда.
-Образуйте от существительных ненастье, несчастье прилагательные.
Вывод: прилагательные, образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не.
7. Сообщение темы, целей урока. Объяснение нового материала.
Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: “Правописание прилагательных”. ( Используются таблицы).
Запись в тетрадях и на доске.
НЕ с прилагательными
Слитно, если: | Раздельно, если: |
- без не не употребляется (нерадивый,
небрежный)
- можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой) |
- есть противопоставление с
союзом а (не правдивый, а
лживый);
- есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга); - прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший); - с кратким прилагательным ( не могуч). |
8. Закрепление материала.
1.Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: “Правописание прилагательных”. ( Используются тренажеры.).
2.Работа с учебником. Выполнение упражнений.
Упражнение № 305. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не. В каких прилагательных приставка не- придает слову противоположное значение? Подчеркните непроизносимые согласные в корнях слов.
Упражнение №308.Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными. Какое из прилагательных имеет синоним трудный?
9. Обобщение изученного.
- Как пишется не с прилагательными?
Чтение стихотворения.
Слитное и раздельное написание НЕ со словами
Есть слова, они без не в глупость превращаются,
Их без не тебе и мне ставить запрещается.
При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится,
Тут уже понятно всем: не отдельно пишется.
Пишется отдельно не, если в предложении
Есть противопоставление.
Если слово вместе с не новым заменяется,
Значит, к слову это не присоединяется.
( “ Радионяня”. “ Веселые уроки”.)
10. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
11. Домашнее задание.
§54.Упражнение №309.
Литература.
- С.А.Романова. Тематическая разработка уроков русского языка в 6 классе. М., Школьная Пресса, 2002 год.(“ Русский язык и литература в школе -приложение к журналу “ Русская словесность”.
- Учебник русского языка для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год;
- Диск “Виртульная школа Кирилла и Мефодия” 6 класс.
- Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты/ сост. С.А.Брагина.- Волгоград; Учитель, 2009 год.