Программное содержание.
- Дать детям знания о том, что такое архитектура.
- Расширить и углубить знания детей об истории возникновения города Нижневартовска.
- Закрепить знания детей о родном городе: название города, его символика, основные достопримечательности.
- Развивать память, внимание, коммуникативную функцию речи.
- Воспитывать интерес к истории родного города и края, чувство любви и гордости за свой край и желание сделать его еще красивее.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы: рассказ “Как искали тюменскую нефть”, сборник стихотворений Ю. Магутина, стихотворения о нашем крае А. Тарханова, Ю. Шесталова. Заучивание наизусть стихотворения “Родной город” О. Шишковской, отрывок из стихотворения “Моему городу” Г. Вершиненой. Заучивание наизусть пословиц и поговорок о родном крае, пословиц коренных жителей нашего края об оленях. Беседы о родном крае, городе, о труде родителей. Рассматривание иллюстраций о городе, о родном крае. Оформление стенда “Будущее нашего города глазами детей” (рисунки детей).
Материал к занятию.
Иллюстрации с видами родного города, герб города, флаг Ханты-Мансийского округа, кукла Марина, мяч, аудиозапись: “Самотлорский вальс” музыка и стихи А.Журавского, карта ХМАО, города Нижневартовска.
Словарная работа.
Ханты-Мансийский округ, купцы, пристань, герб, архитектура.
Ход занятия.
В: Ребята, к нам в гости приехала из Москвы кукла Марина. Ей очень понравился наш город. Она хочет узнать об истории возникновения нашего города. Чтобы рассказать, как возник наш город, мы поедем в музей. Сядем в автобус (дети садятся на стулья). Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем?
Д: Мы живем в России.
В: Как называется столица России?
Д: Столица России называется Москва.
В: А какие города вы еще знаете?
Д: Петербург, Волгоград, Тюмень…
В: Чем они отличаются друг от друга?
Д: Города бывают маленькие и большие, молодые и старые, отличаются зданиями – архитектурными постройками.
В: Да, ребята, город отличается от другого прежде всего зданиями. Во всех городах есть такие здания, которых нет в других городах. Или по-другому можно сказать, что в каждом городе своя архитектура. Архитектура – это строительство зданий и других сооружений. Давайте это новое слово скажем все вместе (дети сначала произносят новое слово хором, а потом воспитатель спрашивает нескольких детей индивидуально). А как называется человек, который придумывает различные здания и сооружения?
Д: Архитектором.
В: Правильно. Молодцы, ребята! Вот мы приехали в музей. (Дети встают и подходят к стенду). Ребята, как называется город, в котором мы живем?
Д: Наш город называется Нижневартовск.
В: К какому округу относится наш город?
Д: Наш город относится к Ханты-Мансийскому округу.
В: А почему он так называется?
Д: Потому что, коренные жители нашего края ханты и манси.
(Воспитатель предлагает рассмотреть флаг Ханты-Мансийского округа).
Д: Это флаг нашего округа.
В: Какие цвета на флаге вы видите? Что они обозначают?
Д: Зеленый цвет – это значит, что в нашем крае много лесов. А синий цвет – это вода, синий цвет – это цвет мира, веры. Это значит, народ любит свой край, защищает его, верен ему.
В: Что обозначает рисунок на флаге?
Д: Это узор коренных жителей нашего края – оленьи рога.
В: А почему именно оленьи рога нарисованы?
Д: Потому что вся жизнь коренных жителей нашего края связана с этим животным. Это животное их и одевает, обувает, и кормит.
В: А что они сами (ханты и манси) говорят об этом животном?
Д: Есть такие пословицы и поговорки об оленях: “Олень есть – жизнь есть”, “Олени – мое богатство”, “Олени - наши друзья”.
(Воспитатель предлагает рассмотреть герб города Нижневартовска).
Д: Это герб нашего города.
В: Какие рисунки вы видите? И что они обозначают?
Д: Ель – это, говорит о том, что мы богаты лесами, а рыба – значит, люди занимаются рыболовством. А эти черные капли обозначают, что здесь добывают нефть.
В: Молодцы, ребята! У нас в городе улицы очень красивые. Давайте поиграем в игру “Назови улицу”. (По ходу игры спрашивать, почему улицу назвали Пионерской, Дружбы Народов, Нефтяников, Ханты – Мансийской).
В: Молодцы, ребята! Нижневартовск – красивый, молодой город. А всегда ли он был таким?
Д: Нет.
(Беседа продолжается сидя).
В: А что было раньше?
Д: Много лет тому назад была здесь деревянная пристань и избушка сторожа. Вот однажды вышли на берег Оби два брата – Тихон и Артемий Ламбины. Они поставили здесь свои первые дома.
В: Да, ребята, сейчас трудно представить, что когда-то там, где мы живем, не было домов и улиц, а шумели дремучие леса и были болота. И вот пришли люди, понравились им эти места, и они здесь поселились. А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь они поставили свои первые дома?
Д: Люди поселились там, где была вода, которая нужна для питья, приготовления пищи. Рядом река Обь, там много рыбы. Люди селились там, где можно было найти еду – это леса. В лесу много дичи, ягод, грибов. Вот поэтому люди выбрали это место.
В: Работники музея приготовили вам задание. Они хотят узнать, знаете ли вы, чем занимались люди в то время. (Перед детьми листы с рисунками. Дети обводят фломастером подходящие рисунки. Проверяется задание).
В: Ребята, значит, чем занимались люди?
Д: Люди занимались рыболовством, охотой, собирали грибы и ягоды, заготавливали дрова для проходящих пароходов. Сюда приплыли на пароходах купцы (торговцы). И люди сдавали купцам рыбу, ценные меха в обмен на хлеб, соль, мыло.
В: Да, ребята, вот так образовалось село. А что было дальше?
Д: А потом приехали геологи искать полезные ископаемые. И нашли нефть.
В: Правильно, а потом приехали нефтяники, начали добывать нефть. У нефтяников были семьи. Строители для детей построили садики, школы. Люди болели – построили больницы. После работы, чтоб люди отдыхали – построили дома культуры… Так образовался город. А люди каких профессий есть в нашем городе?
Д: Нефтяники, врачи, учителя…
В: Вот перед нами открытки с иллюстрациями нашего города. Смотрю и не пойму, открытки перепутаны с иллюстрациями другого города. Ребята, выбирайте только те открытки, где изображен наш город.(Дети выбирают открытки и рассказывают о том, что изображено в открытках: “Дворец Культуры”, “Парк Победы”, “Памятник покорителям Самотлора”…). Молодцы, ребята! А сейчас пора обратно в садик.(Дети садятся на стулья. Включается песня “Самотлорский вальс”). Да, ребята наш город очень красивый. Все, кто в нем жил и живет любили и любят его. Поэты писали о нем стихи, художники запечатлевали его на картинках. А вы знаете стихи о нашем городе? (Дети рассказывают).
1.
Я люблю тебя, мой город,
Роднее нету ничего.
Ты так красив и молод,
Тобой любуюсь я давно.
2.
И мы должны беречь наш город,
Любить его и сохранять.
Он жизнь дает нам год за годом,
А мы поможем ему встать.
О. Шишковская.
Отрывок из стихотворения “Моему городу”
Прекрасен северный наш город
Среди тайги, песка, болот,
По-своему он людям дорог,
Хоть и полно хлопот, забот.
Г. Вершинина.
В: А какие народные пословицы или поговорки вы знаете о родном крае?
Д:
- “Каждому свой край сладок”.
- “Береги землю родную, как мать любимую”.
- “Всякому мила своя сторона”
- “На чужой земле и весна не красна”.
- “Родина – мать, умей за нее постоять.
В: Вот и приехали в детский сад. Наш город с каждым днем растет. Строятся другие новые здания. Давайте посмотрим наш стенд “Будущее города глазами детей. (Дети подходят к стенду и рассказывают по своим рисункам, каким хотели бы они увидеть в будущем свой город).
В: Молодцы, ребята! Кукла Марина говорит, что вы очень много знаете о родном городе. Ей было интересно. Давайте мы ей подарим набор открыток с иллюстрациями нашего города. Марина вернется к своим друзьям и покажет наши открытки.