Задачи:
1) обобщить, систематизировать и проверить
знания учащихся о составе крови и ее функциях;
2) развивать интеллектуальные качества личности
– интерес, наблюдательность, умение решать
проблемные вопросы, умение делать выводы и
обобщения;
3) подвести учеников к осознанию объективно
существующих связей между природой и человеком;
4) совершенствовать навык самостоятельной работы
в группах и индивидуально.
Оборудование:
– мультимедийный проектор, ноутбук, экран,
телевизор, видеомагнитофон;
– микропрепараты: “Кровь человека”, “Кровь
лягушки”;
– учебный видеофильм “Кровообращение”;
– микроскопы (один на парту);
– листы с кроссвордом (на каждого ученика).
Ход урока.
I. Организационный момент
. (слайд 1) (Приложение 1)II. Актуализация знаний
.1/ Вступительное слово учителя.
– Несколько уроков мы изучаем, как устроен
организм человека. Пора устроить смотр знаний.
Тему, по которой вы будете показывать знания, вы
узнаете, выполнив небольшой тест. (Вопросы
теста и варианты ответов выводятся на экран,
ученики записывают в тетрадь букву правильного
ответа и объясняют свой выбор.)
2/ Фронтальный тест по пройденному материалу. (слайды 2 – 5)
III. Определение темы урока.
– Прочитайте буквы правильных ответов теста.
(слайд 6)
Н О Е К А
– Расшифруйте слово. (слайд 7)
О К Е А Н
– Что вы представляете, услышав это слово? Наверно, вот это? (слайд 8) На экране появляется картинка – Земля из космоса. Ученики вспоминают океаны Земли.
– Но сегодня мы будем говорить о другом океане. Этот океан находится внутри нас. Вода занимает почти 70% поверхности Земли, а организм человека почти на 60% состоит из жидкости. Главная жидкость – это кровь. (слайд 9) На экране появляется тема урока.
IV. Смотр знаний.
1. Самостоятельная практическая работа в группах по 2 человека.
– Рассмотрите в микроскопы препараты крови. Что вы видите? (Клетки крови – эритроциты.) Кто видит в микроскоп такое изображение? (слайд 10) На экране картинка с изображением препарата крови под микроскопом.
– А кто видит такое изображение ? (слайд 11) На экране появляется ещё одна картинка с похожим изображением.
– Сравните эти изображения. (В одном препарате эритроциты крупнее, но их меньше, чем в другом.)
– В чём же дело? (слайды 12-13) На экране указываются препараты чей крови дети рассматривали под микроскопом.
2. Фронтальный устный опрос о функциях клеток крови.
– Какие ещё кровяные клетки вы знаете, и какую работу они выполняют? (слайд 14) Ученики рассказывают о функциях эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.
3. Беседа о кровеносных сосудах и кругах кровообращения.
– Посмотрите на экран. Как вы думаете, что это? (слайд 15) На экране картинка с изображением русла реки из космоса. Дети сделали предположение, что это вены, потому что они синего цвета.
– А теперь посмотрите фрагмент видеофильма. (Фрагмент учебного фильма “Кровообращение”). Что вы увидели? (Дети предполагают, что это – кровеносные сосуды. Только, по первым – течёт венозная кровь, а по другим – артериальная.)
– На самом деле, на первой картинке – фотоснимок реки из космоса, а в фильме действительно – увеличенные под микроскопом кровеносные сосуды, по которым течёт кровь. Что вы знаете о кругах кровообращения? (слайд 16) На экране схема кровообращения. Дети рассказывают о кругах кровообращения в организме человека.
4. Физ. минутка с направленностью. “Работа сердца”.
– Что или кто заставляет кровь двигаться? Конечно, сердце. Встаньте, положите руку на левую сторону груди и почувствуйте биение сердца. Как оно бьётся? А теперь, на месте бегом марш! (10-15 секунд) Почувствуйте, как теперь бьётся ваше сердце? Сделайте вдох, выдох. Как стало биться сердце? А теперь посмотрим, как это выглядит.
(Демонстрируется флэш – анимация “Работа сердца в разных состояниях.”)
5. Фронтальный устный опрос о функциях крови. (слайды 17-21)
– Почему кровь называют – транспортировщиком, уборщиком, защитником, снабженцем, кондиционером? Ученики комментируют изображения.
V. Рефлексия.
Индивидуальная самостоятельная работа.
– Разгадайте кроссворд. (слайд 22) Определения выводятся на экран (слайд 23)
После сбора кроссвордов проводится проверка.
– Что вы не смогли вспомнить? (слайд 24)
VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
– Прочитайте высказывание. (слайд 25)
– Как вы будете относится к океану внутри себя ?
А к своему сердцу?
– Дома вы самостоятельно подберёте
дополнительный материал и подготовите устный
доклад на одну из следующих тем: 1. Группы крови.
Донорство.
2. Болезни крови.
3. Первая помощь при кровотечениях.
(Отметки за кроссворд можно выставить с учётом работы на уроке.)