Сказочная математика.
- Составьте задачу о Золотой рыбке и ее друзьях – морских обитателях.
- Назовите пять сказок, где героями тоже выступают дед и баба.
- Баба решила связать варежку всем лесным героям сказки “Колобок”. Сколько варежек свяжет баба? Сколько получится пар?
- В каких сказках встречается число 7?
- Вспомни пять сказок про медведя.
- Сколько зверей, птиц и рыб помогли Ивану-царевичу? (“Царевна-лягушка”)
- Полночь- это который час? (“Золушка”)
- Петушок испек всей семье по два пирожка. Сколько получилось пирожков? (Сказка “Колосок”)
- Герои сказки “Репка” встретились с героями сказки “Колобок”. Они захотели попить чаю. Сколько чашек им понадобилось?
- На авторалли встретились все герои сказок “Три поросенка” и “Три медведя”. Сколько героев было на встрече?
- Герои сказки “Три медведя” встретились с героями сказки “Маша и медведь” и решили организовать веселый оркестр. Сколько музыкальных инструментов им нужно?
- Герда испекла пять пирожков, а Кай сделал изо льда звездочки, их было на три больше, чем пирожков. Сколько звездочек получилось у мальчика?
- Крошечка Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами: Одноглазкой, Двуглазкой, Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании?
- Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Курочка Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка разбила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить яичницу дед и баба, если бы они не разбаловали свою мышку?
Загадки о сказках, волшебных предметах.
1.
Всем он каши наварил,
Съесть ее не хватит сил.( горшочек)
2.
Эта скатерть знаменита:
Кормит вкусно всех досыта,
Посмотрите, вот она,
Вкусных кушаний полна! (скатерть-самобранка)
3.
Через тридевять земель,
Через тридевять морей,
Через горы и леса
Вас домчат за полчаса.(сапоги скороходы)
4.
Кто-то за кого-то ухватился крепко:
Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!
Мышка, бабка, внучка – все сюда бегут.
Победил упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко и держался цепко?
Это наша …( репка)!
5.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей скажи
Названье этой сказки.
6.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотенью.
А сказка называется …
7.
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
8.
Прогулялась я по полю
И купила самовар.
А потом на мне женился
Храбрый маленький комар.
9.
В детстве все над ним смеялись,
И прогнать его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден!
10.
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот.
Впрочем, довольно. Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Что же за сказка?
11.
Ах, ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко…
12.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!..
13.
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется …
14.
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу…
Загадки о сказочных героях
1.
Скок–поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу- девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный…
2.
Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик…
3.
Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут…
4.
Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его – пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый…
5.
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.
6.
Гармошка в руках, На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Портрет у друзей
Получился отменный,
На нем Чебурашка,
А рядом с ним …
7.
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Кто я и как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
8.
Бабка эта кривонога и горбата,
Как клюка.
Нос крючком, и грубовата. Это…
9.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
10.
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой вам подтвердит:
Это – доктор…
11.
“Зеркальце, скажи, будь мило,
Кто на свете всех белее”-
Как-то мачеха спросила,
Та, что всех хитрей и злее.
И ответила, сверкая,
Зеркальце, чуть-чуть помешкав:
“Всех прекрасней молодая
Падчерица…”
Путанки-обманки (загадки о сказочных героях)
1.
С голубыми волосами
И огромными глазами.
Эта кукла-актриса,
И зовут ее…
2.
Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок.
Этот грустный…
3.
Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его…
4.
Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок.
Его звали…
5.
Все узнает, подглядит.
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее…
6.
Жил в бутылке сотни лет.
Наконец увидел свет.
Бородою он оброс,
Этот добрый …
7.
В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко.
Звали песика…
8.
Он гулял по лесу смело.
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали…
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе “В гостях у сказки”.
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с фольклором, экспозицией мини-музея “В гостях у сказки”;
- Уточнить знания народных и авторских сказок;
- Расширять кругозор детей;
- Развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию;
- Развивать речь, воображение, фантазию;
- Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Оборудование:
Стрелки для обозначения маршрута; сказочные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, тарелочка с яблоком, горшочек каши, шапка-невидимка, волшебный клубочек, волшебная палочка; парные картинки: “Герой-предмет”; карточки в форме желудей с загадками о сказочных героях и сказках; лист-раскраска со сказочной иллюстрацией для каждого ребенка; диск с песней “Приходите в гости к нам”.
Ход занятия.
Дети входят в группу, здороваются, на полу разложены стрелки.
Ребенок:
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
Мы по стрелочкам пойдем,
В добру сказку попадем!
(под музыку идут по стрелочкам, подходят к музею, выходит Ученый кот - педагог),
Кот:
Здравствуйте!
Я ученый, мудрый кот!
У меня полно хлопот
Коль направо я пойду-
Звонку песню заведу.
А налево поверну-
Сказки сказывать начну
Отвечайте без подсказки,
Все ли дети любят сказки?!
- Узнали меня? Такого, как я, больше нет нигде в сказочном мире! Я ведь совсем необычайный. Во-первых, очень мудрый. Во-вторых, невероятно трудолюбивый: одновременно работаю во многих сказках.
- А вы знаете сказки, в которых главный герой я - Кот? Я сейчас проверю!
- В какой сказке мне пришлось выручить своего друга Петушка из когтей Лисы? (“Кот, Петух и Лиса”)
- В какой сказке на королевской дочери я и хозяина женил, и людоеда словно мышку проглотил? (“Кот в сапогах”)
- В какой сказке я вместе со своими друзьями мальчиком и собакой поселился в деревне и даже завел себе корову? (“Каникулы в Простоквашино”)
- Неплохо, неплохо. Знаете, сказки, в которых я работаю Котом, ничего не скажешь. Но сегодня у меня совсем другая работа.
Сегодня я – хранитель сказочного музея, в котором собрано много различных сказочных экспонатов, есть волшебные предметы.
- Вот сейчас проверю, хорошо ли вы знаете волшебные сказки. Я буду показывать разные предметы, а вы должны рассказать, в чем их волшебная сила, а может, даже сказку назовете?!
(показывает указкой, дети называют, объясняют).
- Да, в чем заключается сила волшебных предметов, вы тоже знаете! Какие умные дети!
О чем бы вас еще спросит? (думает)
- Придумал, посмотрю сейчас, а можете ли вы определить , кому принадлежат разные сказочные предметы. (Карточки лежат на столе)
- Ворожу, ворожу (мешаю), детей запутать хочу!
- По сигналу “Раз-два-три, быстро пару найди” нужно найти пару своей картинке и рассказать, из какой сказки эти герои и предметы.
(дети раскладывают по парам)
- В моем волшебном музее все необычно. Даже желуди на дубе, и те загадочные. (Снимаю загадки, загадываю)
Я очень рад, что вы так любите и хорошо знаете сказки.
- Вы знаете, есть у меня в музее учебник, не простой, сказочный. Называется “Сказочная математика”. Вы задачи решать умеете, а считать? Проверю вас сейчас, проверю!
(кот задает несколько задач)
- Молодцы, как вы хорошо умеете считать.
- Есть у меня в музее заколдованная картина. Перепутались в ней все сказки. Сможете ли вы расколдовать ее? (на мольберте коллаж из сказок, дети отгадывают).
- Какие вы замечательные дети! Все знаете!
А хотелось бы и гостей наших проверить, как они знают сказки. Проверим?
Загадываю я вам перевертыши сказочные:
- “Зеленый беретик” - “Красная шапочка”;
- “Мышь босиком” - “Кот в сапогах”;
- “Девочка с ладошку” - “Мальчик с пальчик”;
- “Петушок бесцветный” - “Курочка ряба”.
- Какие грамотные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю!
Ой, ребята, беда случилась в нашем музее (подходит к музею, наклоняется к персонажам).
- Пробрался в музей злой тролль и запутал названия всех сказок ее героев. Помогите навести мне порядок!
- “Царевна-индюшка”, “По собачьему велению”, “Сивка-будка”, “Петушок-золотой пастушок”, “Сестрица Аленушка и братец Никитушка”, “Лапша из топора”, “Баба-Бяка”, “Василиса Преглупая”, “Жар-муха”, “Кощей Бесстрашный”, “Крошечка-горошечка”, “Сестрица Гуленушка”, “Сивка-Мурка”, “Чудо-блюдо”.
- Спасибо вам, ребята, помогли мне навести порядок в сказках. Премного вам благодарен! (кланяюсь).
- Умнейшие мои дети! В моем музее есть волшебные пазлы, если их собрать - получится сказка. А вы умеете собирать пазлы? Тогда я могу доверить их вам!
А вы гостей позовите, вместе сказки соберите!
(дети приглашают гостей, вместе собирают пазлы).
- Ой, какие вы умнички! Со всеми заданиями справились!
- За руки умелые
За ум и смекалку
Сказать я спасибо
Сегодня хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарки свои вам
Сейчас я вручу! (вручает лист-раскраску, фото на память).
- Замечательно, что вы так любите и знаете сказки. В музее моем есть интереснейшие книги, прочитав которые, вы узнаете много новых интересных сказок.- А сейчас пришла пора прощаться, но мы встретимся еще не раз, ведь у меня в музее есть еще много интересного! До свидания ребята! До свидания, гости дорогие! (машет рукой, дети под музыку уходят)