Интегрированный урок по курсу "Новая история" и "Немецкий язык" в 7-м классе по теме "Художники эпохи Возрождения" и "Путешествие по городу"

Разделы: История и обществознание, Иностранные языки


Цель урока: Развитие познавательной активности, социокультурной и коммуникативно-речевой компетентности у учащихся в процессе применения Технологии развития критического мышления.

Задачи урока:

  • Формировать познавательные умения и речевые навыки, обеспечивающие познавательно-коммуникативные потребности учащихся, активизировать их творческую активность.
  • Развивать общеучебные умения и навыки (работа со справочной литературой, словарем) и творческий подход к изучению нового материала.
  • Воспитывать активность в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач и приобщать к самостоятельному выполнению заданий, работе со справочной литературой.

Оснащение урока:

  1. Карта Европы с указателями городов, где жили деятели эпохи Возрождения.
  2. Репродукции картин художников эпохи Возрождения.
  3. Карточки с “Деревом познания” (раздаточный материал)
  4. Таблица по картине “Джоконда” (раздаточный материал)
  5. Пазлы с изображением репродукции рисунка А.Дюрера “Заяц”  (раздаточный материал)
  6. Мультимедийная презентация по теме “Альбрехт Дюрер - художник из Нюрнберга”.
  7. Музыкальные записи.

Техническое оснащение:

  1. Компьютер и мультимедийный проектор.
  2. Магнитофон.

Ход урока.

1. Начало урока.

- Guten Tag, liebe Freunde!

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня у нас не совсем обычный урок, посвященный одному из самых интересных видов искусства – живописи.

- Известный немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гете сказал: “Живопись – самое доступное и удобное из искусств” (высказывание – на доске). Вашим домашним заданием было написание синквейна по теме “Живопись”. Пожалуйста, прочитайте, что у вас получилось.

(Дети зачитывают свои ответы.(Приложение 2)

Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. Форма написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами;

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме говорящего;

Последняя, пятая, строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. Он является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме используя всего пять строк.)

- Спасибо! А теперь возьмите листочки с деревом Познания (Приложение 1). На его ветках вы запишете в течение урока, что нового и интересного вы узнали. Чем пышнее крона дерева, тем показательнее результат нашего с вами совместного труда.

 

2. Основной этап урока.

- Мы продолжаем разговор о гуманистах и знакомство с деятелями эпохи Возрождения.

2.1 Творчество Леонардо да Винчи.

2.1.1 Представление репродукции картины “Джоконда”, работа с таблицей. Комментарий к репродукции картины. Личные впечатления о картине.

(Раскрываем доску, на ней – репродукция картины).

- Перед вами репродукция картины. Посмотрите на нее внимательно, а затем ответьте на вопросы: Что я вижу? Что я чувствую? Как называется картина? Кто автор? На столах у каждого из вас таблица, в нее и занесите свои ответы.

Что я вижу?

Что я чувствую?

Как называется картина?

Кто автор?

(Даем время для работы, затем заслушиваем ответы учеников - приложение 3)

- Да, это так. Картина “Джоконда”, или “Мона Лиза”, написана итальянским художником-гуманистом эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. (Слайд 1)

И тема сегодняшнего урока: Художники эпохи Возрождения.

- Портрет Моны Лизы (1503 – 1505) (М. Л. о т сокращенного мадонна Лиза) – одна из немногих, но самых известных на Земле, сохранившихся картин гениального художника. На картине изображена горожанка, жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо (отсюда второе название картины). В своем произведении мастер превзошел возможности портретной живописи. Оригинал картины находится в Лувре во Франции. В зале, где выставлена картина, всегда множество людей из самых разных стран. Каждый пытается поймать взгляд Моны Лизы, разгадать его тайну. Больше всего поражает в портрете едва уловимая, как бы скользящая улыбка Моны Лизы. Улыбка, вероятно, была для художника знаком внутренней жизни человека. В Моне Лизе она сочетается с сосредоточенным, проницательным взглядом. Полуфантастический пейзаж с голубовато-зелеными горами, извилистыми тропами окружает Джоконду мягкой воздушной средой. Он уводит куда-то вдаль и овеян дымкой недосказанности. Нам посчастливилось побывать в Лувре и увидеть творение великого Итальянца. (Учителя делятся впечатлениями о посещении Лувра.) Можно назвать и ряд других картин Леонардо да Винчи: “Мадонна с младенцем”, Автопортрет, “Тайная вечеря” и другие.

2.1.2. Сообщения учащихся о детстве и юности Леонардо да Винчи.

- Где, когда появился гений? О детстве и юности художника нам расскажут ребята. (Сообщения подготовлены учениками)

В одном из каменных домов городка Винчи (а все они какого-то грязно-желтого оттенка), расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 г. родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения (а может быть, и всех времен) — Леонардо. Исследователь загадочных явлений, создатель тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные выси, он казался современникам волшебником. Люди последующих поколений называли его итальянским Фаустом.

Загадка Леонардо начинается с его рождения. Он был незаконнорожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют ее молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. В Винчи существует традиция называть ее хозяйкой таверны. Она знакома нам под именем Катерина.

Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней мере, в XIII столетии. Четыре поколения его предков также были нотариусами, достаточно бережливыми и хитрыми, чтобы стать землевладельцами и войти в число состоятельных горожан, носящих титул “сеньор”, который уже по наследству перешел к отцу Леонардо. ...Леонардо в возрасте приблизительно четырех с половиной лет был взят в городской дом, где сразу же оказался на попечении многочисленной родни: дедушки, бабушки, отца, дяди и приемной матери.

О том, как проходило детство Леонардо да Винчи, нам известно мало. Он увлекался ботаникой, геологией, наблюдением за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды... Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начала математики, латынь. Леонардо прекрасно сознавал недостатки своего образования, отсутствие в нём системы и глубины и впоследствии чувствовал необходимость защищаться от безымянных критиков, которые говорили, что он “не эрудит”.

Его почерк удивителен. Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст надо читать с помощью зеркала. Имеется множество версий, почему он писал именно таким образом. Одна из них гласит, что он хотел защитить свои научные идеи от любопытствующих, другая — что он был еретиком и постоянно жил в страхе разоблачения и наказания. Однако на самом деле он был еретиком не больше, чем многие другие люди его времени, к тому же был весьма далек от мысли скрывать свои идеи, даже, наоборот, при возможности всячески стремился их публиковать. Наиболее логичное объяснение его почерка: он был левша, и для него просто удобнее так писать. При необходимости, например, когда он обращался к кому-то с письмом или давал письменные указания, он писал, как все люди...

Очевидно, отец и сын не были близки, и много лет спустя, когда старик умер, Леонардо едва упомянул об этом в одной из своих записных книжек, в которые он обычно заносил научные наблюдения.

“9 июля 1504 года, в среду в семь часов, умер мессэр Пьеро да Винчи, нотариус, во дворце Подеста, мой отец, в семь часов. Ему было восемьдесят лет, и он оставил десятерых сыновей и двоих дочерей”. Бесстрастность этой заметки подчеркивается еще и тем, что Леонардо как будто в рассеянности дважды повторяет: “в семь часов” и ошибается в возрасте отца на три года.

(Отрывок из книги Роберта Уоллэйса “Мир Леонардо”)

2.1.3 А вы знаете, что… (Слайд 2)

- А знаете ли вы, что Л. да В. помимо занятий живописью был проницательным исследователем, инженером-изобретателем, инженером-механиком, архитектором, анатомом, писателем. У него было множество изобретений, которые опережали настоящее время. Они остались в записных книжках, чертежах. Некоторые из них были реализованы через много веков. Да Винчи пошел против церкви в области астрономии - он порвал средневековые представления о Вселенной, отвергал библейскую легенду о Всемирном потопе.

Л. изобразил землю с огромной высоты уже тогда, когда люди и мечтать не могли о том, чтобы подняться в воздух. Тысячи записей, чертежей, черновиков, рукописей хранятся в музеях европейских городов.

Но царицей всех искусств он считал живопись.

2.2 Альбрехт Дюрер – художник из Нюрнберга.

- Из солнечной Италии перенесемся на север, в Германию. (Карта Европы)

- Jetzt sind wir im Bayern, in der Stadt Nürnberg.

2.2.1 Рассказ о Нюрнберге.

(Рассказывает ученик немецкой группы)

Nürnberg ist die zweitgröβte Stadt Bayerns. Sie wurde im 11.Jahrhundert gegründet. (Слайд 3) Jetzt sind in Nürnberg die Vergangenheit und die Gegenwart harmonisch vereinigt. (Слайд 4) In der Altstadt befinden sich einige schöne gotische Kirchen und andere Gebäude in diesem Baustil. (Слайд 5)

2.2.2 Достопримечательности города.

(Рассказывает ученик немецкой группы)

Hier gibt es viele Sehenswürdigkeiten. (Слайд 6) Das sind das Verkehrsmuseum und das Spielzeugmuseum. (Слайд 7) In Nürnberg baute man die erste deutsche Eisenbahn, und hier wurden der Globus und die Taschenuhr erfunden. Interessant ist auch der Handwerkerhof. (Слайд 8)

2.2.3 Как пройти в музей Дюрера? (ролевая игра).

Nürnberg hat der Welt viele berühmte Namen gegeben. Aber das bekannteste ist das Name von Albrecht Dürer. (Слайд 9)

(Диалог по теме “Путешествие по городу” представляют ученики немецкой группы, используя карту города) (Слайд 10)

-Entschuldigung, ich bin hier fremd.

- Woher kommen Sie?

- Ich komme aus Pinega.

- Wo liegt Pinega?

- Pinega liegt im Norden Russlands.

- Was wünschen Sie?

- Wie komme ich zum Dürerhaus?

- Gehen Sie A.D.-Straβe, biegen Sie nach links ein und dann gehen Sie geradeaus.

- Vielen Dank.

- Bitte sehr.

- Auf Wiedersehen.

- Auf Wiedersehen.

2.2.4 Ролевая игра с фрау Агнесс Дюрер и путешествие по дому художника.

Dürer war der groβe Maler der Renaissance. Er wurde 1471 in der Familie des Schmuckmeisters geboren. (Слайд 11) Sein Vater wollte ihn als Juwelier sehen, aber er verstand, sein Sohn konnte guter Maler werden. Das ist Dürerhaus. (Слайд 12)

Wer erwartet auf uns hier? (Слайд 13)

(После слайда с фотографией Агнесс Дюрер появляется ученица старших классов в костюме жительницы южной Германии и “проводит” виртуальную экскурсию по дому Альбрехта Дюрера, как это происходит в Нюрнберге в музее Дюрера)

- Gruβ Gott! Ich heiβe Agnes. Ich bin Frau Dürer. Ihr seid jetzt in unserem Haus. Albrecht hat es 1509 bei dem Astronomen Walteruh gekauft. Hier lebte und arbeitete er, hier entstanden seine weltberühmten Werke. (Слайд 14)

Gehen wir, bitte. Das sind unsere Küche und Gastzimmer. Allerorten seht ihr Dürers Kopie und auch groβe Kupferstichauswahl. (Слайд 15)

In der zweiten Etage kann man Albrecht Dürers Werkstatt besuchen. Hier gibt es nützliche Instrumente, die der Maler und Kupferstecher brauchte. (Слайд 16)

Und das ist die Druckpresse für Holzschnittproduktion. (Слайд 17)

Ihr könnt hier selbst einige Stiche machen.

Ich biete euch an, ein Bild zu sammeln.

2.2.5 Творческая познавательная активность с использованием пазлов (репродукция рисунка “Заяц”).

Ученица раздает разрезанные в произвольном порядке в виде пазлов листы формата А4 с репродукцией рисунка А.Дюрера “Заяц”. Учащиеся класса собирают рисунок в отведенное для этого время. Когда последняя группа завершит складывание картинки, на презентации открывается репродукция с произведения А.Дюрера. (Слайд 18)

- Also, ihr habt die bekannte Dürers Zeichnung „Der Hase“ gesammelt. Auf dem Tiergärtnertorplatz nicht weit vom Dürerhaus stellte man die Hasebronzeplastik „Hommage á Dürer“ auf. (Слайд 19)

2.2.6 Рассказ о деятельности Дюрера.

Dürer malte Bilder, schuf Kupferstiche und Holzschnitte, war Ingenieur und Architekt, Kunsttheoretiker, Mathematiker und Dichter. (Слайд 20)

Er interessierte sich für Politik, Dürer hatte viele Freunde, zwischen denen Martin Luther, Erasmus aus Rotterdam waren. (Слайд 21)

Aber das Malen war das wichtigste. Seine Werke, wo er nur der Schwarz und der Weiβ benutzte, entzückten sie. Nach Dürers Tod 1528 lieβen über 200 Kupferstiche und Gemälde hinter. (Слайд 22)

Ich rate euch nach Nürnberg zu fahren und Dürerhaus zu besuchen.

3. Заключительный этап урока.

- Подошел к концу наш сегодняшний урок. Вы познакомились с жизнью и творчеством двух замечательных художников эпохи Возрождения.

Какое впечатление оставил этот урок у вас?

- Как вы считаете, больше ли вы узнали о жизни и творчестве этих людей, побывав на таком уроке?

- Мы говорили сегодня не только о двух великих художниках, но и об искусстве, которое эти замечательные творческие личности ценили превыше всего. Ведь “благодаря живописи стало понятным измерение земли, вод и звезд, и еще многое раскроется через живопись”, - говорил А. Дюрер.

В течение всего урока звучали подобранные по стилю и исполнению музыкальные произведения композиторов эпохи Возрождения.

Урок сопровождается презентацией на русском языке для учеников, изучающих английский язык, и ролевыми играми.

Литература:

  1. Бим И.Л. и др. Шаги 3: Учеб. нем. яз. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Н.А. Артемова. Книга для чтения/Сост. Е.В. Игнатова, Л.А. Чернявская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 272 с.: ил.
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: “Альянс “Дельта”, 2003, с. 24-29.
  3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 240 с.: ил.
  4. Петрович В. Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 176 с. (Серия “Поурочное планирование”.)
  5. Самин Д.К. 100 великих художников – М.: Вече, 2005. – 480 с. (100 великих)
  6. Ушакова О.Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2004. – 96 с.: ил.
  7. Юдовская А. Я. Новая история, 1500 – 1800: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений /А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 288 с.