Обоснование темы
Математическое развитие детей – одно из основных направлений подготовки детей к школе. Развитие ребенка, в том числе математическое, во многом зависит от взрослых. В детском саду регулярно решаются вопросы математического развития. Проводятся самые разные методические мероприятия с педагогами: от консультаций и открытых мероприятий до педсоветов. В работе с детьми педагоги используют фронтальные занятия, сенсорные праздники, математические досуги, дидактические игры и упражнения, достаточно широко используют индивидуальную и подгрупповую работу. Стараются привлекать родителей к решению задач математического развития детей. Используют в работе с родителями консультации и беседы (индивидуальные и групповые), самую разную наглядную информацию, открытые просмотры мероприятий, участие в практикумах и досугах математического содержания и другие. В январе 2009 года выпущен номер информационно-педагогического издания “Ромашка” детского сада, посвященный предшкольной подготовке. В него включены информация для родителей по вопросам математического развития дошкольников, практические упражнения, которые можно выполнить с детьми.
И педагоги, и родители считают, это показало анкетирование, что развитие математических способностей детей должно занимать в развитии ребенка одно из основных мест, но “без натаскивания”, “без назидания”. Обе стороны считают роль родителей достаточно большой. Из анкет родителей на вопрос “Какова роль родителей в математическом развитии детей”: “родители играют большую роль”, “главная”, “самая главная”, “основная роль”, “большая”, “взаимопомощь родителей педагогу”, “только родители главные во всех областях развития ребенка”. Такие и подобные ответы у максимального большинства родителей, участвующих в анкетировании, что составляет 96,9 %. Все педагоги отметили, что родители должны принимать “самое активное участие”.
Несмотря на это, выборочная диагностика математического развития детей, результаты муниципального теста “Готовность к обучению в школе” показывают недостаточно положительную динамику математического развития детей. Это означает, что усилия педагогов и родителей не всегда приводят к желаемому результату.
Анкетирование педагогов, наблюдение и анализ педагогической деятельности по разделу “Математика” выявил, что 15,3 % педагогов испытывают затруднения из-за отсутствия опыта работы с определенной возрастной группой; 30,7 % педагогов – в организации работы по обучению детей решению арифметических задач; 23 % – в других направлениях математического развития. В то же время результаты анкетирования, анализ диагностической карты профессиональных умений и качеств воспитателей показал, что большинство педагогов обладают высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Есть педагоги, которые накопили результативный опыт по вопросам математического развития детей, заслуживающий внимания всех педагогов детского сада.
Таким образом, довольно большой объем мероприятий с педагогами и родителями, достаточно системная работа с детьми не всегда могут быть эффективными. Этот значит, что систему работы необходимо изменить, найти такие формы и подходы, которые будут наиболее эффективными, направить усилия педагогов и родителей в единое русло, чтобы, в конечном счете, положительно повлиять на развитие математических способностей каждого ребенка в соответствии с его возрастом и возможностями.
Актуальность проекта, новизна
Проблемы подготовки детей к школе всегда актуальны. Нахождение эффективных путей решения проблем математического развития дошкольников в тесном взаимодействии педагогов и родителей, начиная с младшего дошкольного возраста, несомненно, положительно скажется на готовности детей к школьному обучению и на общем развитии каждого ребенка, независимо от возраста.
Новизна проекта для педагогов детского сада состоит в комплексном подходе к организации деятельности всех заинтересованных сторон, уход от разобщенности групп по важному вопросу. Педагоги научатся анализировать проводимые с детьми и родителями мероприятия с учетом его результативности, а не по принципу “хорошо – плохо”, “понравилось – не понравилось”.
В ходе реализации проекта педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы развития математических способностей детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только во время специально организованных формах.
Противоречие, проблема
Планируется и проводится достаточное большое количество мероприятий с педагогами и родителями, но это далеко не всегда влияет на положительную динамику в математическом развитии детей. Осознание педагогами и родителями необходимости объединять совместные усилия не является гарантом того, что усилия действительно объединены и будет положительный результат.
Гипотеза проекта
В результате комплексного подхода, тесного сотрудничества педагогов и родителей по вопросам математического развития детей:
- сможем получить положительную динамику при диагностике раздела “Математика”, расширить возможности детей свободно использовать математические знания и умения в разных видах детской деятельности;
- родители от осознания активного участия в развитии детей, в том числе математическом, смогут перейти к активной деятельности по этому вопросу; педагоги помогут вооружить родителей необходимыми знаниями, умениями и навыками в развитии у детей математических способностей;
- педагоги научатся свободно использовать те формы с родителями, которые помогут в решении проблем именно их группы; научатся анализировать свою деятельность, опираясь на результат; смогут максимально эффективно строить свою работу с детьми.
Краткое описание проекта
Сроки реализации проекта с марта 2009 года по март 2010 года включительно.
Вид проекта – управленческий, с использованием возможностей образовательного.
Для участников проекта будут организованы циклы взаимосвязанных мероприятий, проводимых опытными педагогами детского сада. Мероприятия будут организованы как отдельно для педагогов и отдельно для родителей, так и совместно. На всех мероприятиях будет возможность проявить активность каждому участнику, обсудить возникшие вопросы и проблемы, познакомиться с результативным опытом работы педагогов, овладеть конкретными эффективными приемами взаимодействия и общения с детьми в рамках развития психических процессов и математического развития. Мероприятия будут направлены не только конкретно на развитие математических способностей детей, но и на развитие психических процессов, так как нельзя говорить о полноценном развитии ребенка без развития психических процессов в соответствии с возрастом. Особое внимание будет уделено развитию всех видов мышления и мыслительных операций.
Цель.
Поиск эффективных путей взаимодействия детского сада и семьи в вопросах развития математических способностей детей
Задачи.
- Создать систему эффективных мероприятий для решения проблем математического развития детей.
- Вооружить участников проекта конкретными результативными приемами взаимодействия и общения с детьми, способствующими развитию математических способностей детей.
- Повысить уровень компетентности педагогов, педагогическую грамотность родителей.
- Учить педагогов и родителей анализировать проведенные мероприятия в соответствии с его результативностью.
- Разработать варианты диагностических материалов и дидактических упражнений для использования в детском саду и дома.
Участники.
Сливницына Н.Н., заведующая ДОУ., Скочилова Е.А., зам. заведующей по ВМР.
Педагоги детского сада. Родители. Дети.
Возможные риски.
- Недостаточная заинтересованность участников проекта.
- Подробная информация о целях и задачах проекта, о направленности проекта на развитие каждого ребенка.
- Реклама предстоящих мероприятий.
- Привлечение детей к некоторым мероприятиям.
- Пассивность участников проекта.
Пути решения:
Пути решения:
- Использование активных форм работы.
- Использование принципа: участвовать может каждый.
- Конфликтные ситуации между участниками проекта.
Пути решения:
- Использование психологических тренингов, не включенных в основной план работы, а при необходимости.
Продукт проекта
Предполагаемый результат
Тесное сотрудничество педагогов и родителей, осознанное решение задач математического развития детей дошкольного возраста, позволят создать единое образовательное пространство развития ребенка, которое поддерживается в детском саду и семье. Обучение детей математике с максимальным использованием ведущего вида деятельности – игры; с учетом развития психических процессов и особенно мышления в соответствии с возрастом и возможностями детей.
Анализ ресурсов
Педагоги. Среди педагогов детского сада есть профессионалы своего дела, которые творчески относятся к своей работе, активно участвуют в методической жизни детского сада и города. На них можно рассчитывать при реализации проекта, особенно в проведении запланированных мероприятий, требующих педагогического мастерства.
Родители. В детском саду активно работает родительский комитет, члены которого действительно заинтересованы в развитии детей, оптимальной подготовке их к школе. На членов родительского комитета, имеющего представителей от всех групп, можно возложить некоторые вопросы в организации и проведении мероприятий.
Материально-технические. Детский сад регулярно обеспечивается методической литературой, дидактическими пособиями, канцтоварами, которые в ходе реализации проекта будет возможность пополнять. Дидактические пособия и занимательные материалы будут пополняться и теми, которые изготовят педагоги и родители своими руками. Использование возможностей компьютера, фотоаппарата, ксерокса и принтера будет возможным.
Финансовые. Цель и задачи проекта, направленные на математическое развитие детей и сотрудничество с родителями, не противоречат образовательной программе, а являются неотъемлемой ее частью. Работа по этому направлению входит в должностные обязанности педагогов, поэтому оплата их работы входит в фонд оплаты труда. Активность в участии педагогов в методических мероприятиях детского сада и города, показ открытых мероприятий отражено в “Положении о моральном и материальном стимулировании”. Приобретение методической литературы, дидактических пособий, канцтоваров, обслуживание компьютера ежегодно включаются в общую смету расходов детского сада.
План реализации проекта
Первый этап. Подготовительный.
Срок: март – май 2009 г.
Задача: Обеспечить условия для реализации проекта.
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
Анализ образовательной ситуации детского сада, выявление проблем | Март 2009 г. |
Скочилова Е.А. Педагоги |
|
Анкетирование педагогов “Математическое развитие дошкольников” | Март 2009 г. |
Скочилова Е.А. |
|
Анкетирование родителей “Математическое развитие дошкольников” | Март 2009 г. |
Скочилова Е.А. Педагоги |
|
Обсуждение направлений проекта с педагогами |
Март 2009 г. |
Скочилова Е.А. |
|
Разработать Положения о проблемной группе, ШПМ, Родительском клубе. | Апрель 2009 г. |
Скочилова Е.А. Елисеева Т.Н. |
|
Утверждение Положений | Апрель 2009 г. |
Сливницына Н.Н. |
|
Анализ содержания и отбор методической литературы | Апрель – май 2009 г. | Скочилова Е.А. Педагоги |
|
Организационное занятие ПГ |
Май 2009 г. |
Скочилова Е.А. Педагоги |
Второй этап. Этап реализации.
Срок: июнь 2009 г – февраль 2010 г.
Задача: Отработать систему взаимодействия детского сада и семьи по вопросам математического развития детей.
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
Примечание |
ПГ “Математика без принуждения”: | Май-декабрь 2009 г. |
Скочилова Е.А. Педагоги |
||
1.1. |
1 занятие. Презентация методической литературы | Июнь 2009 г. |
Скочилова Е.А. Педагоги |
|
1.2. |
2 занятие. Семинар “Первые шаги в матема-тику. Анализ мероприя-тий” (по основным нап-равлениям математичес-кого развития дошкольников) | Август 2009 г. |
Скочилова Е.А. Педагоги |
|
1.3. |
3 занятие. Педагогическая гостиная “Ориентировка? Очень интересно!” | Март 2009 г. |
Скочилова Е.А. Педагоги |
С составлением конспектов |
1.4. |
4 занятие. Панорама мероприятий “Занимательная математика” в рамках мини-проектов. | Ноябрь-декабрь 2009 г. |
Скочилова Е.А. Елисеева Т.Н. Зеленова О.Н. |
С использо-ванием разных форм органи-зации и разных видов деятельности |
ШПМ “Математика – это интересно” | Ноябрь 2009 г.– январь 2010 г. |
Скочилова Е.А. Елисеева Т.Н. Зеленова О.Н. |
||
2.1. |
Мастер-класс “Развитие психических процессов средствами математик” | Ноябрь 2009 г. |
Скочилова Е.А. Елисеева Т.Н. Зеленова О.Н. |
С показом мероприятия с детьми |
2.2. |
Мастер-класс “Обучение детей решению арифметических задач” | Январь 2010 г. |
Скочилова Е.А. Елисеева Т.Н. Зеленова О.Н. |
С показом мероприятия с детьми |
Педсовет “Взаимосвязь математики с разными видами детской деятельности” | Декабрь 2009 г. |
Скочилова Е.А. Елисеева Т.Н. Зеленова О.Н. |
С участием родителей | |
Родительский клуб “Домашняя математика” | Октябрь 2009 г.– декабрь 2010 г. |
Скочилова Е.А. Щукина А.А. |
Для членов родительского комитета | |
4.1. |
1 занятие. “В мире математики” | Октябрь 2009 г. |
Скочилова Е.А. Зеленова О.Н. |
|
4.2. |
2 занятие “Математика на каждом шагу” | Ноябрь 2009 г. |
Скочилова Е.А. Щукина А.А. |
|
4.3. |
3 занятие. “Воспитание-обучение-игра” |
Декабрь 2009 г. |
Скочилова Е.А. Елисеева Т.Н. |
|
Практическая консультация для родителей в группах “Первые шаги в математику” | Ноябрь 2009 г. |
Скочилова Е.А. Щукина А.А. |
С активным участием членов родительского комитета | |
Организация и работа “Математической почты” | С сентября 2010 г. |
Скочилова Е.А. Педагоги | ||
Разработка рекоменда-ций по вопросам мате-матического развития детей “Домашняя математика: мы вместе” | Сентябрь-октябрь 2009 г. |
Скочилова Е.А. Елисеева Т.Н. Зеленова О.Н. |
||
Отбор дидактических упражнений и заданий для проведения диагностики | Сентябрь-декабрь 2009 г. |
Скочилова Е.А. Педагоги |
Варианты | |
Конкурс дидактических игр, пособий, творческих работ “Занимательная математика” | Октябрь 2009 г.– февраль 2010 г. |
Скочилова Е.А. Члены родительского комитета |
Номинации будут для детей, родителей, педагогов | |
Выпуск информационно-педагогического издания детского сада “Ромашка”. Тема “Математичес-кое развитие дошкольников: есть контакт!” | Февраль 2010 г. |
Скочилова Е.А. Педагоги Родители |
||
Конференция ““Матема-тическое развитие дош-кольников: есть контакт!” | Февраль 2010 г. |
Скочилова Е.А. Педагоги Родители |
Для педагогов и родителей |
|
Творческий отчет “Ра-дужные встречи” “Взаи-модействие детского сада и семьи в вопросах математического развития детей” | Февраль 2010 г. |
Скочилова Е.А. Педагоги Родители |
Для педагогов города |
Третий этап. Аналитический.
Срок: февраль – март 2010 г.
Задача: Оценить результаты реализации проекта. Обобщить опыт.
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
Примечание |
Анализ диагностических материалов | Февраль 2010 г. |
Скочилова Е.А. Елисеева Т.Н. |
||
Наблюдение и анализ самостоятельной деятельности детей | Февраль 2010 г. |
Скочилова Е.А. Педагоги |
Взаимо-просмотры | |
Выборочные срезы математического развития детей | Февраль 2010 г. |
Скочилова Е.А. |
||
Муниципальный тест “Готовность к обучению в школе” | Март 2010 г. |
Скочилова Е.А. Педагоги |
||
Представление опыта на Фестивале педагогических идей | Март 2010 г. |
Скочилова Е.А. Педагоги |
Перспективы распространения
Литература
- М.А.Аралова. Формирование коллектива ДОУ. М. 2005
- К.Ю.Белая. От сентября до сентября. М. 1998
- Н.С.Голицына. Система методической работы с кадрами. М. 2005
- Е.С.Евдокимова. Технология проектирования. М.2008
- Т.П.Колодяжная. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ростов-на-Дону. 2002
- Г.Б.Монина, Е.В.Панасюк. Предшкольный бум. С-Пб. 2008
- Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Под ред. З.Л.Венковой, Н.В.Казанцевой. Пермь. 2007
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Авт.-сост. Л.С.Кисилева, др. М.2004
- Ж. Управление ДОУ №1-2009 г.
- Периодическая печать.