Проект урока по русскому языку в 5-м классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Разделы: Русский язык


Активизировать познавательный интерес современных школьников достаточно нелегко, особенно если учитывать программные учебные комплексы, предлагающие отработку готового справочного материала, что влечёт за собой бездумное его зазубривание. Подобное автоматическое запоминание, как правило, не даёт положительных результатов. Это особенно актуально в связи с повсеместным введением в стране ЕГЭ по русскому языку, требующего знания не заученных наизусть правил, а в большей степени понимания условий их применения. Поэтому важно не заставлять школьников учить, а выработать у них потребность узнать что-то новое, ведь лучшее знание не то, что получено в готовом виде, а добытое самим человеком. В связи с этим особенно важно уже на ранних этапах обучения в среднем звене (5-6 классы) осуществить переход от воспроизводящего к поисково-творческому типу учебной деятельности, который зачастую является основным в начальной школе. Это связано и с повышенным познавательным интересом учащихся этого возраста, когда им неинтересно получать материал в готовом виде, а хочется открывать что-то новое, неизвестное.

Но открытие это не должно быть спонтанным, хаосным. А в ходе практической деятельности, связанной с ним, должна формироваться ориентировочная основа “как система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия”.[] Это значит, что для безошибочного выполнения какого-либо действия учащийся должен знать, что при этом произойдёт и на каких аспектах следует сосредоточить внимание, чтобы прийти к единственно правильному результату.[]То есть должна осуществляться алгоритмизация учебного действия. Но опять-таки важно, чтобы алгоритм предлагался не в готовом виде, а был выработан самими учащимися или совместно с учителем (но и в этом случае деятельность учащихся должна стоять на первом месте). Важность таких уроков не только в том, что ученик в первую очередь мыслит, но и в том, что он учится мыслить структурированно. И впоследствии в эту структуру можно добавлять другие звенья, выводящие алгоритм на более сложный уровень по сравнению с предыдущим.

Урок, предлагаемый ниже, построен как раз по этому принципу. В ходе знакомства с новой темой основная роль отводится высокой мыслительной активности учащихся. На протяжении урока поддерживается мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти теоретического материала, а в конце занятия происходит первичное закрепление полученных результатов.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым (5-й класс).

Цель урока:

  • На основе частично поискового метода выработать алгоритм употребления данного правила на основе определённых опознавательных признаков;
  • Отработка умения пользоваться выработанным алгоритмом.

На доске написан текст, который предлагается учащимся списать. Это задание даёт возможность не только ознакомиться с текстом, но и лишний раз отработать умение безошибочного написания текста с готового образца.

1.Книга – запечатлённое слово. 2. Выразить его – удел немногих. 3. Книга – это исповедь автора, это человек. 4. Творец её не волшебник. 5. Настоящий писатель – совесть человечества. 6. Ведь писать – значит раскрывать душу, выявлять тайны сердца.7. Книги как переплетённые люди.8. Понять их – вот наша задача!

Первое задание, которое предлагается учащимся, состоит в выявлении в тексте грамматических основ предложений. Ученик, работающий у доски, должен чётко проговаривать, почему он относит то или иное слово к категории подлежащего или сказуемого. Например, в первом предложении речь идёт о книге, следовательно, это подлежащее. Мы узнаём, что книга является словом, значит, это будет сказуемое. (У учащихся, незнакомых со всеми формами выражения подлежащего, могут возникнуть затруднения при его нахождении во втором, шестом и восьмом предложениях; в этом случае учителю необходимо либо попросить помощи у других учащихся, либо подвести детей к правильному решению через наводящие вопросы.) Обе грамматические основы выделяются соответствующими значками. Проговаривание вслух даёт возможность не только повторить недавно изученную тему, но и учащимся на местах проверить верность выполнения задания.

Так как для правильного применения изучаемого правила необходимо умение верно определять части речи, то это задание даётся следующим. Необходимо сразу обговорить, что над грамматическими основами подписывается не просто часть речи, которой она выражена, но и её грамматическая форма. Например, в первом предложении подлежащее книга и сказуемое слово выражены существительным, стоящим в именительном падеже. Во втором предложении подлежащее выразить является глаголом, стоящим в начальной форме, и т.д. Опять-таки ученик, выполняющий это задание у доски, вслух проговаривает то, что он пишет. В итоге мы получаем текст с грамматическим объяснением пунтограммы “Постановка тире между подлежащим и сказуемым”.

Теперь попросим пятиклассников сделать промежуточный вывод о том, с какими видами грамматических основ они работали в этом тексте. Вывод будет заключаться в том, что встретились только две формы выражения грамматических основ: существительное в именительном падеже и начальная форма глагола. Исходя из этого, ставим перед учащимися проблему: чем отличаются сходные по выражению грамматических основ предложения в написании. Ответ будет получен сразу: в одних стоит тире, а в других – нет. Почему же так происходит? Чтобы разрешить поставленную проблему, предложим пятиклассникам распределить предложения данного текста на группы по выражению в них грамматических основ (можно дать подсказку, что таких групп будет три). Всегда находятся дети, которые достаточно быстро выполняют это задание. При его проверке можно попросить отвечающего разъяснить остальным принцип распределения предложений по группам:

  1. Подлежащее и сказуемое выражено существительным в именительном падеже (предложения №1,3,4,5,7);
  2. Подлежащее выражено инфинитивом, а сказуемое – существительным в именительном падеже (предложения №2,8);
  3. Подлежащее и сказуемое выражено инфинитивом (№6).

Далее попросим учащихся подумать над тем, как нам определить, почему в предложениях внутри одной группы либо стоит, либо отсутствует тире. Наверняка дети предложат сравнить предложения одной группы друг с другом. Желательно, чтобы эту работу проделали сами ученики без участия учителя. При этом стоит попросить учеников сразу заполнять схему ответа на поставленный вопрос:

Тире ставится:              Тире не ставится:

Продолжение урока