Подготовительный момент: два ученика готовят доклады по материалу §3.4 (Как передавали информацию в прошлом) и §3.5 (Научные открытия и средства передачи информации).
Цель урока: дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации, ознакомить со схемой передачи информации.
Задачи урока:
- изучить и закрепить основные понятия: источник, приемник информации, канал связи, помехи;
- сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества;
- развитие логического мышления, расширение кругозора;
- воспитание информационной культуры учеников.
Тип урока: изучение нового материала.
Для урока:
- Учебник Л.Л. Босовой Информатика 5 класс.
- Рабочие тетради.
- проектор.
- CD – диск “Мир информатики 3-4 год обучения”.
- Плакат “Передача информации”.
- Презентация “Передача информации. Средства связи”. Приложение 1.
- Ролик “Искажение информации” Приложение 2.
План урока:
- Организационный момент (1 мин.).
- Актуализация знаний. (5 мин.)
- Объяснение и закрепление нового материала. (20 мин.)
- Практическая работа. (10 мин.)
- Подведение итогов урока. (2 мин.)
- Домашнее задание. (2 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке, мы, сначала, вспомним, чем занимались на прошлом уроке (неделю назад). Затем познакомимся еще с одним информационным процессом – передачей информации.
II. Актуализация знаний.
Опрашиваются два ученика один письменно, другой устно.
- Устно:
- Письменно:
1. Как человек хранит информацию?
2. Что такое носитель информации? Назовите старинные носители информации?
3. Какие современные носители информации вам известны? Какими носителями информации вы пользуетесь чаще всего?
В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации:
Носитель |
Пример |
Форма представления |
Бумага |
Письмо от друга | Текстовая информация |
Табличка с номером дома | ||
Билет на самолет | ||
Газета | ||
Кинофильм |
III. Объяснение и закрепление нового материала. (объяснение сопровождается презентацией)
Запишем тему сегодняшнего урока “Передача информации. Средства связи”.Слайд 1 Давайте послушаем, что же такое передача информации, и как она осуществляется. (Включаю фрагмент программы “Мир информатики” компании “Кирилл и Мефодий” – четвертый год обучения – Передача информации).
Итак, передача информации – физический процесс, по средствам которого осуществляется перемещение информации в пространстве. Слайд 2. (Записать в тетрадь определение и зарисовать схему передачи информации).
Понятие “передача информации” предполагает наличие, по крайней мере, двух объектов – источника информации и ее потребителя, приёмника информации.
Также для передачи информации необходимо наличие среды (канала связи).
Очень важно, чтобы передача информации осуществлялась быстро и без искажений. (Ролик “Искажение информации”)
Мы постоянно участвуем в действиях, связанных с приёмом и передачей информации. Передача информации происходит при чтении книг, просмотре телепрограмм.
Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с передачей информации.
При переходе дороги на регулируемом перекрёстке вы (приёмник информации) воспринимаете зелёный сигнал светофора (источника информации) как разрешение перейти дорогу. В этом случае информация передаётся в одну сторону, но бывают такие ситуации, когда происходит взаимный обмен информацией.
Играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете полученную информацию и передаёте компьютеру с помощью клавиатуры или мыши некоторые управляющие команды.
В свою очередь, компьютер принимает и обрабатывает ваши и команды, отображая результат обработки на экране дисплея. Этот взаимный обмен информацией происходит на протяжении всей игры. В случае просмотра телепередачи всей семьёй источник информации один (телепередача), а приёмников несколько (члены семьи).
Для того, чтобы передавать информацию на большие расстояния человек использует различные средства связи.
Средства связи – способы передачи информации на расстояние. К традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, Интернет. Слайд 3 (Записать в тетрадь определение).
Как передавали информацию в прошлом (Выступление первого докладчика.)
Физкультминутка
Раз — подняться, подтянуться Два — согнуться, разогнуться Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — ноги шире. Пять — руками помахать Шесть — за стол тихонько сесть. |
Научные открытия и средства передачи информации. (Выступление второго докладчика.)
Закрепление новой темы:
Задание 5 стр. 23 учебника: Вспомните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона:
…Шлет с письмом она гонца,
Чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Сами шлют гонца другого…
Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?
Задание 6 стр. 23 учебника: Какие источники информации использовали следующие персонажи сказок А.С. Пушкина:
- царевич Елисей, искавший невесту;
- злая мачеха, задумавшая извести свою падчерицу и доверявшая только одному источнику информации;
- царь Салтан, чтобы узнать о диковинках;
- царь Дадон, чтобы узнать о набегах врагов?
IV. Практическая работа.
Ребята заполняют таблицу Приложение 5 на компьютере (файл с заданием открывается учителем перед началом урока).
V. Итог урока.
Сегодня на уроке вы узнали, что если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник, а также, что в процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. А ещё вы познакомились с историей развития средств связи.
VI. Домашнее задание.
§ 1.5, вопросы 1-4;
РТ: №6 (стр. 12).
Литература:
- Л.Л. Босова “Информатика 5” учебник М: БИНОМ 2008 г.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru
- CD – диск “Мир информатики 3-4 год обучения”.
- Сайт “Инертен университет информационных технологий” http://www.intuit.ru/department/history/ithistory/3/2.html