Тип урока: урок – усвоение новых знаний с помощью презентации
Вид урока: стандартный.
Место урока в учебном плане: первая тема 2-го раздела.
Задачи:
- Рассмотреть современные теории происхождения человека;
- Сравнить эти теории с официальной теорией Ч.Дарвина;
- Изучить процесс становления общества;
- Определить человечество как результат биологической и социокультурной революции;
- Определить понятие культура и роль культуры в процессе становления человечества.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиаслайды со схемами, новыми понятиями и иллюстративным материалом, классная доска, учебники, тетради, письменные принадлежности.
Описание мультимедиаслайдов: мультимедиаслайды содержат новые понятия; схемы, разработанные учителем для данного урока; на слайды помещен иллюстративный материал по теме урока, извлеченный из научных журналов “Вокруг света” и “Гео”, а так же теоретический материал в форме гипертекста.
Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый метод, самостоятельная работа с учебником.
Ход урока
1-й этап урока.
На интерактивной доске помещается слайд с изображением звеньев эволюции с недостающими звеньями, отражающий современные подходы к изучению эволюции человека.
Вступление учителя:
Вопрос о возникновении человечества всегда был очень острым во многих науках. Несмотря на изучение его во многих науках в течение не одного столетия, здесь больше вопросов, чем ответов. Какие возникают проблемы: (записать в тетрадь)
- Какие лишние ветви, линии отходят от общего предка человека;
- Какие стадии развития Homo sapiens выделяются на сегодняшний день; устанавливаются недостающие звенья;
- Исследуются биологические и генетические причины и механизмы трансформации (изменения) предков человека и формирование отличительных свойств современного человека;
- Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза.
Далее работаем с терминологией. Понятия должны быть помещены на доске. Понятия обязательно необходимо записать в тетради.
Антропогенез – процесс выделения человека из мира животных, как сложный и комплексный процесс на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.
Социогенез – процесс становления общества.
Антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества.
После понятий переходим к работе со схемами современных теорий происхождения человека. Схемы размещены на трех слайдах на интерактивной доске и дополнены иллюстрациями, изображающими данные стадии развития человека. Работа со слайдами идет поочередно.
1.
Рамапитек -----------------– Австралопитек ----------– Homo habilis
(14-20 млн.лет назад) ( 5-8 млн. лет назад) ( 2 млн. лет назад)
2.
Homo erectus ---------------------– Homo sapiens
( 1-1,3 млн. лет назад) ( 150-200 тыс. лет назад)
3. Вспоминаем из курса Всеобщей истории.
– После работы со схемами вопрос ко всему классу:
Чем можно объяснить такую разницу в современных теориях происхождения человека?
Давайте вспомним официальную теорию происхождения человека.
(Дети восстанавливают официальную теорию и сравнивают ее с современными взглядами)
Почему официальная теория сейчас активно оспаривается? Это все стороны одного и того же процесса – процесса осмысления происхождения человечества.
! (вывод) То, что известно современной науке – это результат осмысления отдельных фактов, как и отдельных теорий, т.к. изучаемые процессы происходили задолго до появления науки.
2-й этап урока.
Далее дети читают учебник, соответствующие страницы. Затем вопрос:
– Что по мнению современных ученых влияло на трансформацию гоминидов?
Важнейший вопрос: что было раньше – человек или общество? Решаем проблему с опорой на уже имеющиеся знания. Восстанавливаем картину, одновременно работая со схемой на интерактивной доске, т.е. идет фронтальная работа с классом с опорой на слайды (схемы обязательно учащиеся перерисовывают в рабочие тетради).
3-й этап урока.
Отрабатываем понятие “Человечество”. Находим это понятие в учебнике. Зачитывается вслух. После этого рассматриваем две теории.
1-я теория: единая судьба народов, населяющих земной шар, следовательно, выработка впоследствии единой межпланетной культуры.
2-я теория: собирательное понятие, т.к. культур много.
Дети находят в учебнике и читают вслух обе теории. Их необходимо записать в тетрадь. Затем работаем с понятием “Культура”. Учащиеся снова находят определение в учебнике и затем, после прочтения вслух, записывают в тетрадь: (предварительно можно поработать над примерами)
Культура – это лучшее, созданное человечеством в различных сферах в результате преобразования окружающего мира его практической и духовной деятельности. далее учитель объясняет, что вне культуры человечество не существует. Вопрос к классу:
– Почему?
Выслушав ответы и примеры, учитель задает новый вопрос:
– Что является одним из важнейших средств культуры?
Данные вопросы базируются на том, что курс “Обществознания” дети изучали с 8-го класса и данный материал в общих чертах им знаком. Далее учащимися делается вывод и записывается в тетради:
! Культура – это совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленная как на внешнюю среду, так и на него самого.
В качестве обобщения: детям задается вопрос: “Что мы сегодня узнали нового?”
Затем выставляются оценки за работу на уроке, после чего дается задание на дом:
Прочитать соответствующий материал в учебнике, выучить записи в тетради, еще раз обратить внимание на новые понятия.