Интегрированный урок математики и окружающего мира. Тема: "Решение задач. Планеты Солнечной системы"

Разделы: Начальная школа


Цель: на основе решения тематических задач расширить представления учащихся о планетах Солнечной системы, космических телах, звездах, закрепить умение решать задачи, навыки письменных и устных вычислений.

Задачи:

Образовательная: закрепить умение решать задачи; закрепить навыки письменных и устных вычислений; повторить нумерацию многозначных чисел.

Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, интеллектуальные и практические умения учащихся, память и мышление детей.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: видеофильм, аудиозапись, Карта звездного неба, презентация (Приложение 1).

Раздаточный материал: листы с заданиями (Приложение 2), карточки с заданиями, геометрические фигуры (прямоугольники)

Ход урока

1.Организационный момент

У нас сегодня необычный урок – урок-путешествие. А чтобы узнать, куда мы отправляемся надо выполнить первое задание.

2. Устный счет

Решите цепочку примеров <слайд 1>

Куда же мы можем отправиться? <слайд 2>

Мы отправляемся в космос. Наука, которая занимается изучением космоса, называется астрономией <слайд 3>

Слово “астрономия” происходит от двух греческих слов: астрон – звезда и номос – закон. Астрономия изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе, а небо испокон веков притягивало внимание людей. Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию. Этот безграничный и постоянно меняющийся мир мы называем Вселенной. Здесь и Солнце с планетами, и звезды, и галактики.

3. Решение задач, актуализация базовых знаний, “Планеты Солнечной системы”

Посмотрите на рисунок <слайд 4> Что изображено на нем?

Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Солнце представляет собой единственную звезду в Солнечной системе. А Земля – это одна из планет этой системы.

Как вы думаете, что означает слово “планета”?

(Прием мозговой штурм: учащиеся высказывают различные версии). Планета – это шар. Земля, жизнь, путь, движение, круглая и др.

Планета в переводе с греческого “планетос” означает “блуждающий”. Астрономы давно заметили. Что время от времени в разных местах неба появляются странные звезды-непоседы, которые меняют свое местоположение, их и назвали планетами.

Давайте вспомним названия планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) <слайд 5>

Произведите следующие вычисления (на листах):

- от Солнца до Земли сто сорок девять миллионов шестьсот тысяч километров. Запиши это число цифрами (149 600 000 км);

- Меркурий расположен на 91 700 000 км ближе к Солнцу, чем Земля. На каком расстоянии от Солнца находится Меркурий? (57 900 000 км)

- Венера – вторая по счету планета от Солнца. Она расположена на 50 300 000 км дальше от Солнца, чем Меркурий. Каково расстояние от Солнца до Венеры? (108 200 000 км)

А теперь допишите недостающие на рисунке названия планет (Меркурий, Венера).

4. Просмотр видеофильма “Солнечная система”

А теперь давайте проверим правильно ли мы подписали названия планет и посмотрим видеофильм о планетах Солнечной системы.

5. Фронтальная работа. “Спутники планет”

У многих планет Солнечной системы есть естественные спутники. Сколько планет Солнечной системы имеют спутники? (7 из 9)

Как вы думаете, что такое “естественный спутник”? (Это небесное тело, которое движется вокруг планеты). Какие еще бывают спутники? (Искусственные – созданные человеком).

Есть ли естественные спутники у Земли? (Луна) <слайд 6>

Расстояние от Земли до Луны 384 402 км. Поставьте на рисунке (на листах в задании 1) рядом с изображением Земли цифру, обозначающую количество ее естественных спутников, и обведите кружочком.

Обозначаем количество спутников планет на рисунке.

Кто внимательно смотрел видеофильм, скажет сколько спутников у планеты Плутон? (1) А у Юпитера? (16)

Марс и Нептун имеют одинаковое количество спутников. У каждой из планет их в 8 раз меньше, чем у Юпитера. Сколько спутников у Марса и Нептуна? (2) <слайд 7>

У двух наиболее близко расположенных к Солнцу планет нет естественных спутников. Какие это планеты? (Меркурий, Венера) <слайд 8, 9>

Подсчитайте, по сколько спутников имеют оставшиеся планеты, если известно, что у Сатурна спутников в 11 раз больше, чем у Марса (22).

А у Урана на 7 спутников меньше, чем у Сатурна (15).

Что теперь вы можете рассказать о планетах Солнечной системы?

6. “Кометы”. Решение задач. Работа в парах

А теперь давайте узнаем, какие еще небесные тела встречаются в космосе. Работать будете в парах.

Возьмите большие конверты, в которых лежит задание. Внимательно прочитайте задачи и запишите их решение на листочках.

Каждая пара получает 2 задачи.

Задачи:

1) “Она была столь ужасна и страшна, что порождала в народе великое смятение. Она представляла собой светило громадной длины…” Так описал это небесное тело французский хирург Паре в 1528 году. Сколько лет прошло с тех пор? (2005-1528=477 лет)

2) Бывает, что из космических глубин на Землю падает кусок камня или металла. Он называется метеоритом. За неделю на поверхность нашей планеты падает в среднем 38 500 кг метеоритного вещества. Сколько килограммов метеоритов “выпадает” на Землю за сутки? (38500:7=5500 кг)

3) Первый полет человека в космос на космическом корабле “Восток” совершил Ю.Гагарин 12 апреля 1961 года. Сколько лет прошло с этого события? (2005-1961=44 года)

4) Первый космонавт мира Юрий Гагарин пролетел 43200км за 90 минут. Какое расстояние он преодолевал каждую минуту? (43200:90=480 км/мин)

5) Масса первой космической ракеты 1479 кг. А масса второй космической ракеты на 32 кг больше. Чему равна масса второй космической ракеты? (1479+32=1511 кг)

6) За то время, пока на планете Плутон пройдет 6 лет, на Земле пройдет 1488 лет. Сколько земных лет длится год на Плутоне? (1488:6=248 лет)

А теперь давайте проверим задание. Читаем задачу, называем ответ.

Числа (ответы) - на экран, рядом с каждым числом буква <слайд 10>

Расставьте числа в порядке возрастания. Какое слово получилось? <слайд 11>

Кроме планет, вокруг Солнца движутся кометы <слайд 12, 13>

Яркие кометы своим необычным видом издавна привлекали внимание людей, внушая многим из них суеверный ужас. Люди видели в этом светиле огромные мечи, горящие кинжалы и драконьи головы. Появление его на небе считали предвестником больших бед и несчастий. Комета состоит из головы и хвоста. Как вы думаете, почему части кометы имеют такие названия? Кометы состоят из частиц пыли, льда и газа. Когда планета приближается к Солнцу, лед в ее ядре начинает таять, образуя облако. Это облако составляет хвост кометы.

Кроме того, в космосе наблюдаются астероиды и метеориты <слайд 14, 15>

7. Физминутка

Вы хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем

А сейчас мы с вами дети,
Улетаем на ракете.
На носочки поднимись,
А потом руки вниз
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!

8. Решение уравнений. Самостоятельная работа

Тысячи лет человек вглядывался в мерцающую глубину ночного неба. Невооруженным глазом ночью на небе можно увидеть 6000 звезд. Звезды составляют созвездия. Какие созвездия знаете? <слайд 16, 17>

А сейчас самостоятельно решите уравнения (задание на листах) и, тогда мы узнаем, сколько звезд в созвездиях Большая Медведица, Кассиопея, Весы. (Работа по вариантам)

1вариант: (4 • х + 108) : 26 = 18

2вариант: (z • 4 + 16) • 8 = 4128

3вариант: (9 • у – 217) • 3 = 699

Проверка: называем, какие значения решения уравнений получились (числа на доску). Как вы думаете, какое число какому созвездию соответствует? А какой вариант еще может быть?

9. Решение задачи

Чтобы узнать точно – решим задачу (устно):

В созвездии Весов в телескоп можно увидеть 50 звезд (или наименьшее количество звезд), в созвездии Кассиопеи – на 50 звезд больше, чем в созвездии Весов, а созвездии Большой Медведицы на 15 звезд меньше, чем в созвездиях Весов и Кассиопеи вместе. Сколько звезд можно увидеть в каждом из созвездий?

(Большая Медведица – 125, Кассиопея – 90, Весы – 50) <слайд 18, 19, 20>

10. Работа с геометрическим материалом. Работа в парах

А сейчас возьмите маленькие конверты и достаньте из них фигуры

<слайд 21>

Назовите эти геометрические фигуры (прямоугольники ABCD, NMKL, OFSP). Чему равна длина, ширина? Запишите.

Проведите в прямоугольнике NMKL диагональ KN, а в прямоугольнике OFSP – диагональ OS <слайд 22>

Разрежьте прямоугольники по этим линиям. Что получилось? (треугольники)

<слайд 23>

Давайте попробуем построить рисунок ракеты из этих геометрических фигур.

<слайд 24>

Найдите площадь получившейся ракеты.

11.Дополнительное задание

Восстановите цифры, которые закрыли звезды.

12. Итог урока

Наше путешествие подошло к концу. Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Что получилось? Что не получилось?

Презентация

Приложение