Цель: Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.
Задачи:
– Помочь осознать обучающимся преимущества здорового образа жизни.
– Показать негативное влияние курения на здоровье и внешний вид человека;
Ход мероприятия:
Мозговой штурм “Здоровый человек – это…”
Выступление обучающегося “Из истории табакокурения”
Работа в кооперативных группах “Суд над сигаретой”
Игра “Болезни курильщика”
Просмотр отрывка из видеоролика “Раковая клетка”
Работа с ситуациями
Мозговой штурм “Как бросить курить?”
Творческая работа “Письмо курильщику”
Подведение итогов.
У: – Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые. При встрече издревле люди желали друг другу здоровья: “Здравствуйте, доброго здоровья!”, “Как ваше драгоценное здоровье?”. И это не случайно. Ведь ещё в древней Руси говорили: “Здоровье не купишь”, “Береги здоровье смолоду….”
1. Мозговой штурм “Здоровый человек – это…”
Вопросы к обучающимся:
– Можете ли вы себя назвать здоровыми людьми?
– Так кого же называют здоровым человеком?
Здоровый человек – это… (человек находившийся в состоянии полного физического, духовного и социального благополучия)
– Какая вредная привычка повторяется у вас ежечасно и мы никогда не задумываемся, какой вред здоровью она наносит ?
Ответ: курение
Откуда пришла к нам эта привычка нам расскажет……
2. Выступление обучающегося “Из истории табакокурения”.
Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин.
Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, втягивая его из листьев, свернутых в трубки, зажженные на конце.
Такие трубки индейцы называли “сигаро”. Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли “табако”.
В Европу табак был завезен в 1496 году испанским монахом Романом Панно, участником второй экспедиции Колумба. В 1559 году табак попал во Францию. Французский посол в Португалии Жан Нико подарил его Екатерине Медичи, которая страдала головными болями. По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило облегчение, и в знак признательности Жану Нико это “целебное средство” Екатерина Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться как средство от всех болезней. Однако это продолжалось недолго. В Россию табак был завезен в 1585 году через Архангельск. В тот период времени курение и нюханье табака жестоко преследовалось. С приходом власти Петра 1 запрет был отменен и курение вошло в жизнь человека, и он не знает и не отдает отсчета в том, какие вредные вещества содержатся в табачном дыме.
Табачный дым содержит около 200 различных соединений. Наиболее опасными среди них являются – окись и двуокись углерода, аммиак, сероводород, муравьиная кислота, масляная кислота и радиоактивный полоний -210.
При сгорании 1кг табака образуется 55г табачного дегтя. Табачный деготь – сильный концероген, вызывающий злокачественные опухоли органов дыхания.
Курение – это не просто вредная привычка. Со временем у человека, который вовремя не остановился, развивается зависимость от никотина, содержащегося в табаке. Курение – это психологическая и физическая зависимость от никотина, которая приводит к различным нарушениям в организме человека и является причиной многих болезней.
Никотин – один из сильнейших растительных ядов, обладающих способностью накапливаться в организме. Он хорошо растворяется в воде, поэтому легко проникает через слизистые оболочки полости носа, рта, бронхов и желудка.
У: По результатам анкетирования главной ценностью для большинство ребят в группе выбрали здоровье. Мы выбираем здоровье, но в нашей группе не курит всего 1 человек.
Вопросы к курящим:
-С какого возраста вы курите?
– Есть ли желание бросить курить?
3. Работа в кооперативных группах “Суд над курением”.
Группа делится на две подгруппы. Одни пишут аргументы “за”, другие “против”. Суд заканчивается вынесением приговора, который, как правило, поддерживают большинство учащихся: сигарета должна быть изгнана из жизни людей. Некурящие ребята должны проговорить, почему они выбрали такую позицию.
У: Многие говорят, что все курят, но ведь самых богатых людей мира курящих нет, потому что они хотят жить долго. В развитых странах молодежь не курит – это не модно. Модно быть здоровым и не курящим.
– Если сигарета несет вред здоровью, то почему же люди всё же приобщаются к этому? Разрушительная сила никотина на организм человека длительная по времени, но через несколько лет могут возникнуть проблемы со здоровьем, а какие, давайте мы сейчас узнаем.
4. Игра “Болезни курильщика”.
Учащиеся по очереди подходят к доске и восстанавливают зашифрованное слово:
– акшлеь кашель
– дыокша одышка
– неболиз асдцер болезни сердца
– сартгти гастрит
– акр егликх рак легких
– яарння мресть ранняя смерть
– ваилдннтиось инвалидность
– ракисе кариес
– ыщормин морщины
– А вы знаете, что:
* из каждых 100 человек, умерших от рака, 90 курили. Из
каждых 100 человек, умерших от хронических
заболеваний легких, 75 курили. Из каждых 100 человек
умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили.
* Табачный дым в 4 раза более загрязнен токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля.
*В экономически развитых странах мода на курени проходит. Сейчас в моде стройная фигура, гимнастика, культуризм, оздоровительные процедуры. Курить непрестижно. Оно (курение) может испортить здоровье и карьеру. Все больше предпринимателей отказываются принимать на работу курящих. В США 35 млн., а в Англии более 8 млн. человек бросили курить.
*Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет, в 5 аз чаще умирают от рака, чем те , кто начал курить после 25 лет .Продолжительность жизни в России составляет у мужчин 53 года.
*Уровень смертности детей при родах у курящих матерей в среднем выше на 30 процентов, чем у некурящих. Курение во время беременности повышает риск мертворождения, а также число врожденных дефектов у ребенка.
* Выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом , загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы.
5. Просмотр видеоролика “Раковая клетка”
– А теперь посмотрим, почему эти болезни возникают.
6. Работа с ситуациями “Аргументы против курения”.
У нас есть активные курильщики и пассивные, почему они так называются? Наносится ли вред человеку, который не курит, а просто дышит воздухом рядом с курящим человеком?
Задание первой команде: (В каждой команде докладчик и генераторы идей.)
*Приведите аргументы, какими будете руководствоваться, если у вас кто – то курит в семье.
Задание второй команде:
*Приведите аргументы, какими вы будете руководствоваться, если вы видите курящего человека в общественном месте (лестничная площадка).
7. Мозговой штурм “Как бросить курить?”
– Из анкетных данных видно, что курить бы хотело бросить в нашей группе 8 человек, из них сильно желают бросить курить, но не могут настроиться 3 человека.
– Курение – это привычка и человек может управлять ею, нужно только проявить силу воли. Грош цена тому, кто не сможет сломить дурной привычки.
* Держите сигареты в таких местах, чтобы каждый раз, когда захочется курить, приходилось бы вставать и даже пойти за ними в другую комнату.
*Если вас угощают сигаретой, отказывайтесь.
*Если у вас кончились сигареты, не просите их ни у кого.
*Выкуривайте каждую сигарету не больше чем до половины.
*Затягивайтесь не чаще чем через раз.
*Не курите во время ходьбы.
*Старайтесь не курить во время рабочего дня.
*Старайтесь не курить, когда вы кого – то ждете.
*Старайтесь не курить во время беседы.
*Ни в коем случае никогда не выкуривайте больше одной сигареты в час.
*Подсчитайте, сколько денег вы сэкономили с тех пор, как стали меньше курить.
– Я хочу предложить вашему вниманию памятки для тех, кто пожелает бросить курить. Давайте сравним их с нашими рекомендациями.
8.Письмо курильщику (письмо должно быть адресовано конкретному человеку).
9. Итог:
В завершении урока я хочу показать вам несколько слайдов, а вы ещё раз посмотрите и задумайтесь, нужна ли вам эта вредная привычка. (Презентация №1)
– Ребята, кто из вас попробует бросить курить, прошу пересесть к некурящему человеку.
Закончить наш классный час хочу такими словами:
Деньги потерял – ничего не потерял,
Время потерял – много потерял,
Здоровье потерял – все потерял.