Урок в 3-м классе. Окружающий мир. Тема "Почему воду нужно беречь?"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Дополнить представления детей о роли воды для человека;
  • Раскрыть основные факторы ее загрязнения;
  • Расширить общий кругозор детей;
  • Формировать внимательное отношение к окружающей природе.

Оборудование:

  • рисунки,
  • кинофильм «Священный Байкал»,
  • запрещающие знаки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня мы проведем урок в форме «круглого стола» по очень волнующей все человечество теме. В ее обсуждении примут участие представители разных профессий; инженеры, синоптики, биологи, врачи, экологи, экономисты.

Ученик:

Шел по морю корабль
В тот миг роковой
Кипела вода
а высокой кормой
но прямо по курсу
сквозь грохот и гул
Услышал матрос
За бортом «Караул!»

Учитель: Как вы думаете, чей это зов о помощи?

Дети: - Оказывается, на помощь зовет вода.

- Произошла экологическая катастрофа.

Учитель: Итак, сегодня мы с вами должны ответить на такой вопрос

Доска. «Почему нужно беречь и охранять воду?»

III. Обсуждение темы урока.

Первым к обсуждению приглашаются биологи.

1. А начать обсуждение биологи предлагают с просмотра фрагмента из кинофильма.

Посмотри пожалуйста.

– О каком озере идет речь? Байкал.

– А у нас в городе есть озера? (Беземяное в южной части города)

А какие реки есть в нашем городе?

(Седэ-Яха, Тамчар-Яха).

2. Вода - одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды.

3. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно помять в руках лист растения, чтобы убедится в этом.

Вода также является домом для множества растений и животных.

- Как связана с водой их жизнь?

4. Растение без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды быстро гибнуть.

Например собака, может прожить без пищи до 100 дней, а без воды не более 10 дней.

5. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – лишь несколько дней.

Учитель: Итак, можно сделать вывод, что вода-это жизнь. Своими мыслями с нами поделится инженер.

  1. Вода друг человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек.
  2. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество.
  3. Вода - важный помощник для человека. Есть на земле места, где вода – на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?

- Морская вода непригодна для питья.

Экономист хочет задать вам вопрос?

- В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает в сутки?

1 сут.-24ч. 1ч. – 1стакан за сутки – 24 стакана

Учитель: Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Прочитайте пословицы, придуманные разными народами.

  • Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду. Прочитайте и объясните смысл пословицы.
  • Вода – мать полей, а без матери не прожить (китайская пословица);
  • Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнем колодец (английская пословица)

Физ. минутка

Свою точку зрения выскажут экологи.

Откроем учебник на ст.57

Читаем 4 абзац.5,6 ст. 58 прочитайте самостоятельно.

- Что вы узнали?

Чтобы люди не забывали об охране наших водоемов на берегах экологи устанавливают запрещающие знаки.

- О чем говорит этот знак? Ученик

На доске запрещающие знаки.

Учитель: Подробнее о заболеваниях, вызванных загрязненной водой, мы можем узнать у врача.

- Почему нельзя пить воду сразу из под крана?

Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Это делается для того, чтобы в воде погибали болезнетворные микробы.

У нас в городе производят промывку трубопроводов и водопроводных труб. Об этом нам сообщает водоканал. После этих действий вода течет грязная, ржавая. Ее необходимо отфильтровать, или по крайней мере, кипятить. Я вам и вашим родителям, разработала памятка какие фильтры подходят для нашей Новоуренгойской воды.

Учитель: Есть вопрос у синоптиков.

- Почему нельзя гулять без зонта под дождем? (можно промокнуть и заболеть)

- В наше время, когда вокруг городов, поселков много промышленных предприятий, гулять под дождем стало небезопасным.

-Часто встречаются осадки в виде разбавленной азотной кислоты.

Посмотрим на рисунок (на доске). Перед нами фабрика. Она из своих труб выбрасывает в воздух газообразные отходы производства. Они поднимаются вверх и оседают в облаках. Затем из облаков пойдет дождь и его каплями на наши головы выпадают вредные вещества.

Учитель: Кислотные дожди приносят огромный вред природе и здоровью людей. Вода в морях, реках и озерах становится непригодной для жизни.

Например: В Канаде из-за частых кислотных дождей более 4 тысяч озер объявлено мертвыми. В Норвегии из-за кислотных дождей исчезла рыба. Кислотные дожди разъедают не только все живое но и сооружения из металла (мосты, самолеты).

Итог урока.

Учитель: Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока:

«Почему воду надо беречь и охранять?»

  1. Вода - входит в состав нашего организма;
  2. Вода – это жизнь, красота и здоровье;
  3. Вода – помощник человека;
  4. Количество воды ограничено;
  5. Вода загрязняется.

О люди, мыслю я,
У всех у нас есть мать одна
По имени Природа.
Беречь и охранять должны.

Домашнее задание: стр.57,58,59