Цель:
- Дополнить представления детей о роли воды для человека;
- Раскрыть основные факторы ее загрязнения;
- Расширить общий кругозор детей;
- Формировать внимательное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
- рисунки,
- кинофильм «Священный Байкал»,
- запрещающие знаки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня мы проведем урок в форме «круглого стола» по очень волнующей все человечество теме. В ее обсуждении примут участие представители разных профессий; инженеры, синоптики, биологи, врачи, экологи, экономисты.
Ученик:
Шел по морю корабль
В тот миг роковой
Кипела вода
а высокой кормой
но прямо по курсу
сквозь грохот и гул
Услышал матрос
За бортом «Караул!»
Учитель: Как вы думаете, чей это зов о помощи?
Дети: - Оказывается, на помощь зовет вода.
- Произошла экологическая катастрофа.
Учитель: Итак, сегодня мы с вами должны ответить на такой вопрос
Доска. «Почему нужно беречь и охранять воду?»
III. Обсуждение темы урока.
Первым к обсуждению приглашаются биологи.
1. А начать обсуждение биологи предлагают с просмотра фрагмента из кинофильма.
Посмотри пожалуйста.
– О каком озере идет речь? Байкал.
– А у нас в городе есть озера? (Беземяное в южной части города)
А какие реки есть в нашем городе?
(Седэ-Яха, Тамчар-Яха).
2. Вода - одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды.
3. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно помять в руках лист растения, чтобы убедится в этом.
Вода также является домом для множества растений и животных.
- Как связана с водой их жизнь?
4. Растение без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды быстро гибнуть.
Например собака, может прожить без пищи до 100 дней, а без воды не более 10 дней.
5. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – лишь несколько дней.
Учитель: Итак, можно сделать вывод, что вода-это жизнь. Своими мыслями с нами поделится инженер.
- Вода друг человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек.
- Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество.
- Вода - важный помощник для человека. Есть на земле места, где вода – на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?
- Морская вода непригодна для питья.
Экономист хочет задать вам вопрос?
- В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает в сутки?
1 сут.-24ч. 1ч. – 1стакан за сутки – 24 стакана
Учитель: Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Прочитайте пословицы, придуманные разными народами.
- Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду. Прочитайте и объясните смысл пословицы.
- Вода – мать полей, а без матери не прожить (китайская пословица);
- Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнем колодец (английская пословица)
Физ. минутка
Свою точку зрения выскажут экологи.
Откроем учебник на ст.57
Читаем 4 абзац.5,6 ст. 58 прочитайте самостоятельно.
- Что вы узнали?
Чтобы люди не забывали об охране наших водоемов на берегах экологи устанавливают запрещающие знаки.
- О чем говорит этот знак? Ученик
На доске запрещающие знаки.
Учитель: Подробнее о заболеваниях, вызванных загрязненной водой, мы можем узнать у врача.
- Почему нельзя пить воду сразу из под крана?
Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Это делается для того, чтобы в воде погибали болезнетворные микробы.
У нас в городе производят промывку трубопроводов и водопроводных труб. Об этом нам сообщает водоканал. После этих действий вода течет грязная, ржавая. Ее необходимо отфильтровать, или по крайней мере, кипятить. Я вам и вашим родителям, разработала памятка какие фильтры подходят для нашей Новоуренгойской воды.
Учитель: Есть вопрос у синоптиков.
- Почему нельзя гулять без зонта под дождем? (можно промокнуть и заболеть)
- В наше время, когда вокруг городов, поселков много промышленных предприятий, гулять под дождем стало небезопасным.
-Часто встречаются осадки в виде разбавленной азотной кислоты.
Посмотрим на рисунок (на доске). Перед нами фабрика. Она из своих труб выбрасывает в воздух газообразные отходы производства. Они поднимаются вверх и оседают в облаках. Затем из облаков пойдет дождь и его каплями на наши головы выпадают вредные вещества.
Учитель: Кислотные дожди приносят огромный вред природе и здоровью людей. Вода в морях, реках и озерах становится непригодной для жизни.
Например: В Канаде из-за частых кислотных дождей более 4 тысяч озер объявлено мертвыми. В Норвегии из-за кислотных дождей исчезла рыба. Кислотные дожди разъедают не только все живое но и сооружения из металла (мосты, самолеты).
Итог урока.
Учитель: Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока:
«Почему воду надо беречь и охранять?»
- Вода - входит в состав нашего организма;
- Вода – это жизнь, красота и здоровье;
- Вода – помощник человека;
- Количество воды ограничено;
- Вода загрязняется.
О люди, мыслю я,
У всех у нас есть мать одна
По имени Природа.
Беречь и охранять должны.
Домашнее задание: стр.57,58,59