Задачи урока:
- продолжить формирование у обучащихся представлений и знаний о природе Северной Америки;
- вспомнить уже известные и разобрать с учениками новые термины и понятия;
- сформировать у них представления о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Северной Америки – их составе, происхождении, строении;
- познакомить учащихся с объектами рельефа материка;
- показать роль, которую сыграло в формировании рельефа Северной Америки древнее оледенение;
- познакомить с рельефом и полезными ископаемыми своей области.
Оборудование:
- интерактивные карты – «Строение земной коры», «Физическая карта Северной Америки»;
- учебник «География. Материки, океаны, народы и страны», авт. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.;
- контурные карты для 7 класса;
- атласы для 7 класса.
В начале урока учитель ставит перед учащимися цель: Выявить существует ли взаимосвязь между рельефом, полезными ископаемыми и строением земной коры материка Северной Америки?
План урока.
- Основные формы рельефа Северной Америки.
- Особенности рельефа материка. Практическая работа по нанесению рельефа Северной Америки на контурную карту.
- Влияние оледенения на рельеф материка.
- Строение земной коры Северной Америки.
- Размещение полезных ископаемых Северной Америки.
- Рельеф и полезные ископаемые Кемеровской области.
I. Повторение
Блиц-опрос.
- Какими океанами омывается Северная Америка?
- Первооткрыватель Америки?
- В честь кого был назван Новый свет?
- Самый большой остров Северной Америки?
- Как переводится с датского языка слово «Гренландия»?
- Самый крупный полуостров Северной Америки?
- Залив на севере материка, названный в честь английского мореплавателя?
- Канал, разделяющий Северную и Южную Америку?
- Крайние точки Северной Америки?
- Пролив, разделяющий берега Америки и Евразии?
- Кто первым прошёл через пролив из Северного Ледовитого океана в Тихий?
- Назовите русских исследователей, открывших Алеутские острова?
- Архипелаг на севере материка?
- Море без берегов, омывающее материк с востока?
- Два холодных течения, по названию полуостровов?
- Самое мощное тёплое течение материка?
II. Изучение нового материала
1. Основные формы рельефа Северной Америки.Задание: Откройте физическую карту Северной Америки с. 22 атласа и определите, какие горы и равнины находятся в Северной Америке? Назовите:
- Самую большую по площади равнину Северной Америки, находящуюся в центре материка? (Центральные равнины)
- Какая низменность находится вдоль реки Миссисипи? (Миссисипская).
- Какая низменность находится вдоль побережья Мексиканского залива? (Примексиканская).
- Какая низменность находится вдоль западного побережья Саргассова моря? (Приатлантическая).
- Какие равнины примыкают с запада к Центральным равнинам? (Великие равнины).
- Назовите горы, находящиеся на западе материка? (Кордильеры).
- Определите, самую высокую вершину Кордильер? (Г. Мак-Кинли).
- Какова её высота? (6194 метра).
- Какие горы простираются на востоке материка? (Аппалачи).
- Определите, самую высокую вершину Аппалач, какова её высота? (г. Митчелл, её высота 2037 метров).
Задание: Повторите и покажите на карте, какие горы и равнины находятся в Северной Америке.
Показ по интерактивной карте основных форм рельефа С.Америки.
2. Особенности рельефа Северной Америки.Работа с интерактивной картой материка (физическая карта Северной Америки).
Вопрос: Используя физическую карту, определите, какие формы рельефа преобладают на материке - горы или равнины? Какую они занимают площадь, где размещаются? (Равнины занимают большую часть площади материка и размещаются в центре. Горы занимают 1\3 материка и располагаются на западном и восточном побережье).
Практическая работа на контурной карте.
Задание: Нанесите на контурную карту Северной Америки основные формы рельефа – горы и равнины, самые высокие вершины Аппалач и Кордильер.
3. Влияние оледенения на рельеф материка.Рассказ учителя с демонстрацией слайдов.
4. Строение земной коры Северной Америки.Работа с интерактивной картой «Строение земной коры».
Беседа:
- Используя карту «Строение земной коры», определите, на какой литосферной плите лежит материк С.Америка? (на Северо-Американской).
- Каково строение Северо-Американской литосферной плиты, из каких структур она состоит? (она состоит из древней Северо-Американской платформы и сладчатых поясов древней, средней и новой складчатости).
- Что такое платформа? (платформа – это древний устойчивый, а значит неподвижный участок земной коры, она является ядром литосферной плиты)
- Используя метод наложения карт физической и «Строение земной коры», определите, что будет соответствовать в рельефе древней Северо-Американской платформе? (равнинные области).
- Используя тот же метод наложения карт, определите, что в рельефе будет соответствовать складчатым областям? (горные области).
- Почему складчатые пояса обозначены разными цветами? (цветом обозначен возраст гор).
- Какие горы на материке самые молодые по возрасту Кордильеры или Аппалачи и почему? (Кордильеры, так как они относятся к области средней и новой складчатости, а значит, образовались позже Аппалач, которые появились в эпоху древней складчатости).
- В каких горах до сих пор происходит процесс горообразования, чаще бывают землетрясения и почему? (В Кордильерах, так как они моложе по возрасту и находятся на границе двух литосферных плит - Северо-Американской и Тихоокеанской. В результате их столкновения происходит погружение океанической плиты под материковую, край континентальной плиты сминается в складки, поэтому здесь образуется складчатый пояс или горы, происходят землетрясения, извержения вулканов).
- Сделайте вывод: повлияло ли строение земной коры на размещение рельефа материка? Если повлияло, то как?
Вывод: В основе строения земной коры материка Северной Америки лежит древняя Северо-Американская платформа и складчатые пояса разного возраста. В рельефе платформам соответствуют равнины, складчатым поясам – горы. Таким образом, строение земной коры влияет на размещение форм рельефа.
5. Размещение полезных ископаемых Северной Америки.Работа с интерактивной картой «Строение земной коры».
Беседа:
- Какие вы знаете полезные ископаемые по происхождению? (магматические, осадочные и метаморфические).
- Как образуются рудные или магматические полезные ископаемые? (из магмы, которая проникает в земную кору).
- Используя карту «Строение земной коры», назовите рудные (магматические) полезные ископаемые? (железные, медные, полиметаллические, алюминиевые, никелевые, хромовые, оловянные, ртутные, урановые руды, золото).
- Назовите на какие группы делят осадочные полезные ископаемые? (на горючие – нефть, газ, уголь, торф, горючие сланцы, и нерудные (неметаллические) – асбест, графит, слюда, соли, апатиты, сера, селитра).
- Как образуются осадочные полезные ископаемые? (горючие из останков отмёрших растительных организмов, химические осадочные из насыщенных водных растворов, осадочные обломочные в результате накоплений разрушенных выветриванием горных пород).
- Определите по карте «Строение земной коры», на каких тектонических структурах (платформах и складчатых поясах) будут размещаться осадочные, магматические и метаморфические полезные ископаемые? (Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах или равнинах, магматические и метаморфические - в складчатых поясах или в горах).
- Сделайте вывод: повлияло ли строение земной коры на размещение полезных ископаемых материка? Если повлияло, то как?
Вывод: Строение земной коры повлияло на размещение полезных ископаемых материка. Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах, магматические и метаморфические - в складчатых поясах.
Общий вывод по теме урока: Таким образом, установите, существует ли взаимосвязь между рельефом, полезными ископаемыми и строением земной коры материка Северной Америки? (Взаимосвязь между рельефом, полезными ископаемыми и строением земной коры материка существует: в рельефе платформам соответствуют равнины, складчатым поясам – горы; осадочные (нерудные) полезные ископаемые размещаются на равнинах, рудные (магматические и метаморфические) полезные ископаемые размещаются в горах).
6. Рельеф и полезные ископаемые Кемеровской области.
Сообщения учащихся класса по темам «Рельеф Кемеровской области», «Полезные ископаемые Кемеровской области» с использованием электронной физической карты Кемеровской области.
III. Закрепление материала.Вопросы викторины:
- Каково строение земной коры Северной Америки? (В центре – древняя платформа, а на западе и востоке материка – складчатые пояса).
- Назовите самые высокие горы С.Америки? (Кордильеры).
- Самая большая по площади равнина материка? (Центральные равнины).
- Самая высокая точка Кордильер? (г. Мак-Кинли, высота 6194 м.).
- Назовите низменность Северной Америки, названную именем реки? (Миссисипская).
- Назовите низменность Северной Америки, названную именем залива? (Мексиканская).
- Какие горы находятся на западе и востоке материка? (На западе – Кордильеры, на востоке – Аппалачи).
- Повлияло ли строение земной коры на размещение рельефа Северной Америки? (Строение земной коры повлияло на размещение рельефа материка: платформам соответствуют равнины, складчатым поясам – горы).
- Какие полезные ископаемые есть в Кемеровской области? (каменный и бурый уголь, железные, марганцевые, алюминиевые, полиметаллические руды, золото, глина, песок, известняк, фосфориты, гранит, мрамор, доломиты, цеолиты, кварцит, тальк, поделочные камни).
IV. Итог урока:
Сегодня мы познакомились с темой «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки» и выявили связь между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка. Доказали, что в рельефе платформам соответствуют равнины, где размещаются осадочные полезные ископаемые, а складчатым поясам соответствуют горы, на которых размещаются рудные полезные ископаемые.
Выставление оценок учащимся
Игра: Найди ошибку.
- Горы Аппалачи – самые высокие горы мира?
- Северная Америка – самый холодный материк?
- В городе Юрге находятся горы Кордильеры?
- Аппалачи моложе Кордильер?
- Самая большая равнина Северной Америки – Мексиканская?
- Самая высокая вершина материка С. Америка – гора Митчелл?
Выставление оценок учащимся.
V. Домашнее задание: § 40; нанести на контурную карту полезные ископаемые Северной Америки.