Цели:
-
Закрепление умений приготавливать гипсовый раствор и заполнять им формы.
- Развитие логического мышления, памяти, речи; умение управлять своими двигательными действиями с помощью коррекционно- развивающих упражнений.
- Воспитание аккуратности, бережного отношения к материалам.
Класс: 6
Наглядно-иллюстрированный материал: карточки- задания, текст, криптограммы, гипсовая плитка, барельеф, коллекции материалов.
Инструменты, материалы: клеёнки, ёмкости, лопатки, вода, гипс, ветошь, формы, халаты.
Тип урока: урок закрепления умений и навыков.
Принципы обучения:
- эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности;
- учёт индивидуальных особенностей детей одно из условий успешного обучения;
- удовлетворение практических чувств ребёнка через создание полезных красивых вещей.
Методы обучения:
- беседа,
- работа с текстом;
- демонстрация наглядных пособий;
- практическая работа.
Межпредметные связи: чтение, русский язык, математика, ОБЖ.
Ход урока
I. Организационный этап.
Проверка подготовки учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: « Изготовление гипсовых отливок».
Цель: Закрепить умения приготавливать гипсовый раствор и заполнять им формы.
Мотивация. Знания и умения, полученные на уроке, пригодятся вам при изготовлении гипсовых магнитиков, которые вы сможете подарить своим друзьям.
III. Повторение изученного материала.
Ребята, прежде чем вы приступите к изготовлению отливок, нужно вспомнить ранее изученный материал.
Скажите, как иначе можно назвать процесс изготовления гипсовых отливок? (Лепные работы).
- Выбрать материалы, которые применяют для производства лепных работ.
Список слов на доске: Цемент, дерево, клей, гипс, металл, глина.
Определите, на какие группы делятся эти материалы (Основные и вспомогательные).
У каждого ребёнка карточка.
Задание: Определить к какой группе относится материал
№ |
Название материала |
Основные |
Вспомогательные |
1 |
Цемент |
|
|
2 |
Дерево |
||
3 |
Клей |
||
4 |
Гипс |
||
5 |
Металл |
||
6 |
Глина |
( К основным относятся: гипс, цемент, глина, а к вспомогательным - дерево, клей, металл).
- У вас на партах есть коллекции материалов.
Найдите гипс.
Что такое гипс? (Гипс-это тонкоизмельчённый порошок белого или серого цвета).
Что получится, если к гипсу добавить воду? (Гипсовый раствор).
Где применяется гипсовый раствор? (Гипсовый раствор применяется для изготовления гипсовых плиток, барельефов, скульптур).
- Работа с текстом.
а) Прочитать текст.
При лепных работах гипс используется для отливки изделий. Гипс обязательно должен быть не влажным на ощупь, без комочков и без примесей песка. Начало схватывания гипса должно наступать не ранее 6 минут, но не позднее 30 минут с начала затворения гипсового теста.
Основной недостаток изделий из гипса - малая водостойкость. Гипсовый раствор используется немедленно, так как он сохраняет пластичность 6-8 минут. Если раствор схватился, его нельзя вторично разводить водой.
б) Ответить на вопросы:
- Каким должен быть гипс, используемый для изготовления гипсовых отливок?
- Какой недостаток имеют изделия из гипса?
- Можно ли вторично разводить гипсовый раствор? (Нет)
- Почему? (Раствор не схватится).
- Невозможно изготовить отливки без форм.
Расшифровать слова, назвать виды форм (Чистая, получистая, гипсовая).
Криптограмма
) |
± |
- |
% |
* |
= |
( |
: |
^ |
\ |
) |
± |
- |
% |
* |
= |
+ |
± |
( |
- |
: |
? |
* |
= |
Ключ
А |
И |
Ч |
П |
Г |
С |
Т |
Я |
О |
Л |
У |
В |
* |
± |
) |
( |
+ |
- |
% |
= |
: |
^ |
\ |
? |
(Сильные учащиеся расшифровывают 3 слова, а средние и слабые-2 слова).
Как называется форма, которую вы будете использовать на уроке? (Чистая)
- Существует два способа заполнения форм. Ребята, расшифруйте слова.
№1 (выполняют сильные учащиеся)
З |
Н |
А |
А |
Л |
Б |
И |
И |
В |
В |
К |
К |
А |
А |
№2 (выполняют средние и слабые учащиеся)
З |
Н |
А |
А |
Л |
Б |
И |
И |
В |
В |
К |
К |
А |
А |
* |
« |
* |
« |
* |
« |
* |
« |
* |
« |
* |
« |
* |
« |
Назовите способы заполнения форм (Заливка, набивка).
Какой из них используется при изготовлении гипсовых отливок? (Заливка).
- Как приготовить гипсовый раствор?
( Гипсовый раствор приготавливается так: в ёмкость налить воду, гипс добавлять небольшими порциями, тщательно перемешивая.) Почему? (Чтобы избежать образования комочков).
- Составить план работы (Установить последовательность операций).
№ |
Название операций |
№ |
1. |
Приготовление гипсового раствора |
|
2. |
Смазка формы |
|
3. |
Разравнивание раствора |
|
4. |
Заполнение формы раствором |
|
5. |
Подбор формы |
Ответ: (5, 2, 1, 4, 3).
- Прежде чем приступить к практической работе, нужно повторить правила техники безопасности. ( Учитель показывает картинки, дети комментируют изображённое на них).
- Правила техники безопасности.
- Надеть спецодежду.
- Рабочее место должно быть хорошо освещено.
- Вымыть руки после работы.
- После окончания работы убрать рабочее место.
- Физминутка.
«Считалочка»
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
Два - руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре - снова всё начать.
Пять- поглубже всем вздохнуть.
Шесть - на пояс руки ставим.
Семь - повороты туловища начинаем.
Восемь - столько приседаем.
Девять - потягиваемся и отдыхаем.
Десять - урок наш продолжаем.
IV. Практическая работа.
- Приготовить гипсовый раствор и заполнить им форму.
(Проверка правильности выполнения задания и соблюдение правил техники безопасности).
- Отчёт о работе.
- Уборка рабочего места.
V. Подведение итогов.
Выставка готовых работ. (Оценка работ учащихся).