Цели урока:
- ознакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К.Булычева;
- заинтересовать учащихся его произведениями;
- познакомиться с отрывком из повести «Путешествие Алисы»;
- учить анализировать поступки героев;
- составлять картинный план;
- пересказывать текст по картинному плану
Оборудование:
- выставка книг К.Булычева;
- выставка рисунков;
- мультфильм «Тайна третьей планеты»;
- проектор;
- компьютер;
- презентация (Приложение 1)
Ход урока
№ п/п |
Структура урока и деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Слайд презентации |
I |
Организационный момент |
|
Звучит музыка из м/ф |
|
|
|
|
II |
Введение в тему. Актуализация знаний |
|
|
1 |
Просмотр видеоматериалов из мультфильма «Тайна третьей планеты» |
|
Показ отрывка из мультфильма |
|
|
|
|
2 |
Вступительная беседа |
|
|
|
- Ребята, кто из вас знаком с этим м/ф? - Кто его главный герой? - Что вы о ней знаете?
- Кто из вас смотрел о ней фильм? - Кто написал историю об Алисе Селезнёвой? |
Алиса Селезнёва
Она из будущего, любит животных, её папа – космобиолог, директор космического зоопарка – изучает и собирает животных по всей галактике
Кир Булычёв |
Слайд 1
Слайд 2 |
|
|
|
|
3 |
Рассказ учителя о писателе |
|
|
Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в Москве (18 октября 1934г) Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго — заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие — геология и палеонтология. Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия». Воображая себя исследователем амазонской сельвы, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги Ивана Ефремова о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками… Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну — Бирму… Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными. Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство». Начались исследования, работа над монографиями. Жизнь вроде бы собиралась идти по накатанной колее, но… В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное. И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой. Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». А вскоре произошла одна занятная история с журналом «Искатель», печатавшим детективы и фантастику. В редакции этого славного издания случилось как-то настоящее ЧП. Перед самой сдачей материалов в типографию решено было не публиковать один из иностранных фантастических рассказов. Однако, как нарочно, обложка готовящегося номера с иллюстрацией к этому рассказу была уже отпечатана. С обложки на расстроенных сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр.
Рисунок настоятельно требовал объяснений, и несколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и учёный-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принёс в редакцию своё сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» — вроде неудобно. Всё-таки историк, учёный, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», — решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов. Как бы там ни было, факт остаётся фактом: серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой — были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг. Но Киру Булычёву не хотелось сочинять только про Алису. Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое… При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих научных занятий. Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток-Запад». А ещё — защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме». Остаётся только удивляться, как у Игоря Всеволодовича хватало на всё времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватало, и фантаст Булычёв вместе с историком Можейко больше всего на свете мечтал о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки… Умер Игорь Всеволодович 5 сентября 2003 года после продолжительной болезни в возрасте 69 лет. До своего юбилея он не дожил 1,5 месяца. По произведениям Кира Булычёва сняты фильмы. Короткометражные фильмы. Мультфильмы. Телевизионные фильмы и спектакли. |
Слайд 3 Слайд 4 |
||
|
|||
Слайд 5
Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 |
|||
|
Что вы запомнили о Кире Булычёве? |
Ответы детей |
Слайд 9 |
|
Он мечтал стать геологом, а стал писателем-фантамстом. Он получил признание государства, читателей. Его книги издавались и издаются, так как стали любимыми произведениями не только детей, но и взрослых. А в Интернете можно найти его официальную страницу. |
|
Слайды 10-18 |
|
|
|
|
III |
Физминутка |
Проводят дети |
|
|
|
|
|
IV |
Чтение и анализ отрывка из повести «Путешествие Алисы» |
|
|
1 |
Техника чтения |
|
|
|
Восемнадцать Девятнадцать – на девятнадцатом Космокатер* Иллюминатор* Кают-компания* Развевалась Отсек* Обыкновенные Существо - существование |
Прочитывают , дают толкование слов(*) |
|
2 |
Первичное чтение по цепочке |
|
|
|
Читаем по цепочке |
Читают цепочкой |
|
|
|
|
|
V |
Физминутка |
Проводят дети |
|
|
|
|
|
VI |
Работа над текстом |
|
|
1 |
Беседа по содержанию повести |
|
|
|
- О каком приключении Алисы вы прочитали? - В чём необычность, фантастичность всего произошедшего? - От чьего имени ведётся рассказ? Докажите. - Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер? - Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните - Охарактеризуйте Алису. Какой она была? |
Ответы детей |
|
|
|
|
|
2 |
Работа на карточках (задание 6, стр. 157) |
|
|
|
Положите перед собой карточки. Прочитайте и подумайте, какие слова пропущены в тексте? |
Читают, выполняют |
|
|
- Какой приём использует автор? Как ему в этом помогают сравнения? - Подумайте, изменилось бы что-нибудь в произведении, если бы автор не использовал приём олицетворения? |
Приём олицетворения |
|
3 |
Рассматривание выставки рисунков |
|
|
|
Рассмотрите рисунки к тексту. |
Рассматривают, соотносят с содержанием |
|
|
|
|
|
4 |
Выборочное чтение (по сюжетам рисунков) |
|
|
|
Найдите к ним отрывки из текста. |
Зачитывают отрывки, подходящие к рисунку |
|
|
|
|
|
VII |
Составление картинного плана |
|
|
1 |
Выбор рисунков для составления картинного плана |
|
|
|
|
Составляют картинный план (работа в группах) |
|
|
|
|
|
2 |
Установление последовательности рисунков |
|
|
|
Расположим рисунки в порядке следования событий. У нас получился картинный план |
Отчет групп. Составление картинного плана на доске |
|
|
|
|
|
VIII |
Пересказ по картинному плану от имени Алисы |
|
|
1 |
Пересказ текста по картинному плану от имени Алисы |
|
|
|
- От чьего имени ведётся рассказ? - Перескажем текст от имени Алисы |
Дети пересказывают текст от имени Алисы |
|
IX |
Итог урока |
|
|
1 |
Что нового вы узнали сегодня на уроке? |
Ответы детей |
|
2 |
Захотелось ли прочитать книгу целиком? |
Рассматривание выставки книг Кира Булычева |
|
3 |
Нравится ли вам фантастическая литература? |
|
|
4 |
Произведения каких писателей-фантастов вы читали? |
Ответы детей |
|
X |
Домашнее задание (по выбору) |
|
|
1 |
Перечитать отрывок, краткий пересказ |
|
карточка |
2 |
Подготовить рассказ о самом любимом фантастическом произведении |
|
карточка |
3 |
Нарисовать иллюстрацию на космическую тему, рассказать о своем рисунке |
|
карточка |