Задачи:
- Образовательные:
- формировать у учащихся понятия о здоровом образе жизни, факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека.
- формировать у учащихся культуру здорового образа жизни на основе их осознания здоровья как величайшей ценности, данной человеку природой.
- Развивающие:
- развивать у учащихся умения самостоятельно подбирать материал по теме мероприятия, работать в группах, умения работать с компьютером, проектором мультимедиа, развивать у учащихся творческие способности.
- Воспитательные:
- воспитывать у учащихся основные принципы здорового образа жизни, бережное отношение к собственному здоровью и к окружающей среде.
Форма проведения: конференция в сочетании с конкурсами.
Оформление и оборудование: плакаты на тему «Здоровье человека и окружающая среда» (заранее нарисованные учащимися), презентации к докладам, карточки с номерами команд (участвующих в кулинарном конкурсе), блюда (заранее приготовленные) и красочно оформленные рецепты их приготовления, атрибуты для награждения участников, компьютер, проектор мультимедиа, экран.
Ход урока:
I. |
Вступление. Вступительное слово учителя. |
5 мин. |
II. |
Основная часть. Доклад на тему «Здоровье человека и окружающая среда». Доклад на тему «Правильное питание и здоровый образ жизни». Доклад на тему «Список вредных продуктов или шаг влево, шаг вправо...» Доклад на тему «Золотые правила». Кулинарный конкурс. Конкурс плакатов. |
32 мин. |
III. |
Заключительная часть. Подведение итогов. |
8 мин. |
I. Вступление.
Мы рады приветствовать вас сегодня на мероприятии по теме «Здоровье человека и окружающая среда». Программа мероприятия состоит из ряда интересных докладов, которые самостоятельно подготовили учащиеся. Не стесняйтесь задавать вопросы выступающим, но прошу делать это по окончанию доклада. В конце мероприятия проведем кулинарный конкурс. Для оценивания, которого создано жюри (представляем членов жюри). Прошу членов жюри оценивать и плакаты нарисованные учащимися.II. Основная часть.
(Ведущий приглашает выступающего и объявляет тему доклада).
Доклад на тему: «Здоровье человека и окружающая среда». Доклад сопровождается демонстрацией слайдов презентации. (Презентация к докладу представлена в приложении 1). Название темы доклада (слайд 1).
Сегодня мы говорим о здоровье человека, как о величайшей жизненной ценности. Для того, что бы понять, что же такое здоровье, обратимся к определению Всемирной организации здравоохранения, сформулированном еще в 1968 году: «Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезни или физических дефектов» (слайд 2). Известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-71% - от образа жизни (слайд 3).
Термин "окружающая среда" часто применяют как синоним термину "окружающая природная среда". Однако следует разграничивать эти два понятия.
Природная среда – это лишь часть окружающей среды (вода, воздух, животные, растения, почва и так далее.) (Слайд 4).
Окружающая среда – это среда обитания человека, которая характеризуется совокупностью физических, химических и биологических факторов, способных при определенных условиях оказывать прямое или косвенное воздействие на здоровье человека (слайд 5). За последние десятилетия во многих регионах Земли внешняя среда по токсическому и радиолучевому воздействию стала другой, чем та, в которой происходила эволюция органического мира. Поэтому сейчас актуальна проблема "Окружающая среда и здоровье человека".
Окружающая человека среда и здоровый образ жизни неразрывно связаны между собой, ведь человек собственным отношением к этой проблеме может ограничить негативное воздействие среды на собственный организм.
Не надо забывать, что здоровье человека на 50-71% зависит именно от образа жизни. Здоровый образ жизни – это рациональное питание, занятие спортом, закаливание, отказ от алкоголя и курения и многое другое (слайд 6).
Что же такое рациональное питание или здоровое питание? Рациональное питание следует рассматривать как одну из главных составных частей здорового образа жизни.
В последнее время все чаше говорят о том, что рациональное здоровое питание – важнейшее условие поддержания здоровья нации (слайд 7). Поэтому сегодня мы с вами постараемся разобраться с проблемой здорового питания, как одним из компонентов здорового образа жизни. (Ведущий приглашает выступающего и объявляет тему доклада).
Доклад на тему «Правильное питание и здоровый образ жизни». (Доклад сопровождается презентацией, включающей слайды, на которых изображены некоторые полезные продукты питания).
Правильное питание – залог здоровья. Питание считается рациональным (разумным, целесообразным), если оно восполняет энергетические затраты организма и обеспечивает его потребность в пластических веществах, а так же содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро-, микро-, и ультрамикроэлементы, пищевые волокна.
Углеводы необходимы человеческому организму не только в виде сахара (варенье, конфеты), но и в виде крахмала (картофель, ржаной хлеб).
Разные пищевые продукты содержат различное количество витаминов, неорганических и балластных веществ. Например, яблоки, гранаты, мясо, печень содержат много солей железа, творог – кальция, картофель богат солями калия. Но некоторые вещества могут содержаться в продуктах в большом количестве и при этом не всасываться в кишечнике. Например, в моркови немало каротина (из которого в нашем организме образуется витамин А), но поскольку растворяется он только в жирах, всасывается каротин лишь из продуктов, содержащих жиры (например, тертая морковь со сметанной или маслом). В верхней корочке ржаного хлеба содержится витамин В12.
Человек нуждается в смешанной пище: примерно 1/3 получаемых им белков должна быть животного происхождения, а 1/3 жиров - растительного происхождения. Белки животной пищи усваиваются примерно на 97%, растительной - на 85%, смешанной - на 92%. Чем разнообразнее пища, тем она лучше усваивается. Список полезных продуктов.
-
Коричневый рис.
Яйца. Они
Молоко.
Шпинат.
Бананы.
Мясо птицы. Л
Красная рыба.
Черника.
Травы.
Чеснок.
К этому перечню полезных продуктов можно добавить еще достаточно много. Чтобы понять принцип деления всех продуктов на вредные и полезные поговорим о продуктах, которые следует исключить из своего рациона. (Ведущий приглашает выступающего и объявляет тему доклада).
Доклад на тему «Список вредных продуктов или шаг влево, шаг вправо…» (Доклад сопровождается презентацией, включающей слайды, на которых изображены некоторые вредные продукты питания).
Каждый выбирает сам: ограничения в еде и здоровье, либо свобода в еде и болезни. Список «вредных» продуктов.
Соль. В идеальном питании соль почти не употребляется, соленые огурцы, помидоры, грибы и тому подобное – очень ограниченно. Исключаются хрустящий картофель, соленые крекеры, некоторые сыры и другие пересоленные продукты. Квашеная капуста допускается, когда нет других источников витаминов, а также в морозы.
Сахар и все продукты его содержащие: кондитерские изделия, варенья, джемы, компоты, мороженое, подслащенные соки и другие. Необходимо сладкое употреблять в меру, так как, употребление его в неограниченном количестве может привести к сахарному диабету. Травяной чай с сахаром или вареньем иногда очень кстати. Но в сочетании с другой пищей сладкое противопоказано. С крахмалами или белками сахар вызывает гнилостное брожение, с фруктами – ацидоз (падение рН крови). Это опасно тем, что происходит нарушение иммунной реакции, в жертву приносится скелет, так как в целях ощелачивания магний и кальций вымываются из костей, плохо усваиваются витамины и микроэлементы, возникают заболевания сосудов, сердца, суставов, крови, гипофункция щитовидной железы, кислая реакция слюны разрушает зубы. Мед, в умеренных количествах, подобных реакций не вызывает, но даже его лучше есть отдельно и не каждый день. Летние заготовки из ягод с сахаром менее вредны, чем просто сахар: при хранении ферменты ягод и фруктов переводят какую-то его часть во фруктозу, к тому же витамины никуда не исчезают. И всё же, эти продукты не самые лучшие.
Маргарин, кулинарные жиры, растительные и прочие искусственные жиры. Постоянное использование их для приготовления пищи нежелательно, так как они оказывают вредное воздействие на пищеварительную и иммунную системы человека.
Все жареное. В процессе жарения продуктов образуются ядовитые соединения и канцерогенные вещества. Даже простое нагревание всех растительных масел, кроме кукурузного, вредно. Румяные корочки, такие аппетитные и вкусные, усваиваются трудно и осложняются гастритом, колитом, холлециститом и другими заболеваниями.
Консервы. Это – «мертвые» продукты. Мясные и рыбные консервы перенасыщены солью и консервантами. Овощные консервы иногда съедобны. Но, старайтесь использовать и эти консервы лишь в крайних случаях. Капуста, картофель, морковь, свекла сохраняются до самой весны, зелень можно выращивать либо покупать. Так что обойтись свежими овощами вполне реально.
Кофе. Это стимулятор и, как все стимуляторы, он не является продуктом питания. Чрезмерное употребление кофе способствует повышению артериального давления в организме человека.
Чай. Все, что говорилось о кофе, относится и к черному чаю. Зеленый чай менее вреден. Его часто применяют при расстройствах кишечника. И всё же ни к черному, ни к зеленому чаю лучше не привыкать.
«Кока-Кола», «Фанта», «Пепси-Кола», «Спрайт» и другие им подобные напитки. Они оказывают разрушительное воздействие на организм. Это чисто коммерческие продукты. Употреблять их нельзя!
Колбасы, а также копченая рыба, ветчина, копченая грудинка и прочее. Для копчения колбас, рыбы, ветчины, грудинки и других продуктов используются фенольные вещества. Фенольные вещества в организме человека переходят в канцерогенные вещества. Поэтому верхние закопченные корочки не нужно использовать в пищу. В копченостях много раздражающих веществ и соли, они ощутимо влияют на пищеварительную и выделительную системы органов человека. Увлечение копчеными продуктами приводит к тяжелым заболеваниям органов пищеварения. Вареную колбасу можно только условно назвать продуктом. Сосиски по качеству немного лучше, но и они далеки от нормальной пищи.
Хлеб. Пшеничный хлеб, по утверждению видных диетологов, весьма вреден. Переваривается он, легче сушек или макарон, но способствует ацидозу крови. Термофильные дрожжи, на которых пекут хлеб, подавляют кишечную микрофлору.
Шлифованный рис. Его не советуют употреблять по тем же причинам, что и белый хлеб: способствует ацидозу крови. Лучше употреблять мало очищенный рис 2-го сорта, а еще лучше – желтый рис.
Уксус, томатные соусы, маринады, приправы призваны «улучшить» вкус блюд. Их можно применять изредка и в микродозах. (После доклада выступающий отвечает на вопросы учащихся). (Ведущий приглашает выступающего и объявляет тему доклада).
Доклад на тему: «Золотые правила».
Блюда должны быть хорошо приготовлены, быть аппетитными даже на вид. Садиться за стол надо в хорошем настроении. Лучше вежливо отказаться от обеда, который готовил ворчливый, недовольный жизнью человек. Холодную, сырую пищу необходимо отогреть при комнатной температуре.
Приготовленные сырые блюда нельзя хранить долго. Фрукты, орехи надо есть перед обедом, а не после, тогда они лучше усвоятся. Пейте сырую воду, предварительно пропущенную через фильтр.
Прием пищи не должен состоять из «антагонистов», то есть содержать разного рода мучнистые продукты. Не сочетаются, например, хлеб и картофель, рис и овес, чечевица и фасоль. Необходимо употреблять свежую зелень.
Зелень, орехи, фрукты сильно не измельчают, иначе они быстро теряют аромат.
Мёд, сладкие фрукты – вот чем можно его с успехом заменить.
Пережевывать пищу необходимо долго. Одни ученые диетологи говорят – не менее 30 жевательных движений на каждый кусочек, другие – около 80. Считать, может и не стоит, но это действительно долго, если человек не привык тщательно пережевывать пищу. (После доклада выступающий отвечает на вопросы учащихся).
Кулинарный конкурс: «Полезно – значит вкусно».
В процессе подготовки к внеклассному мероприятию учащиеся изучили материалы в области здорового питания, заранее разделились на команды. Используя полученные знания, учащиеся приготовили вкусную и полезную пищу. Каждой команде необходимо представить свое блюдо с точки зрения полезности и вкусовых качеств. К каждому блюду, представленному в конкурсе, прикладывается рецепт.
В состав жюри входят преподаватели. Жюри оценивает результаты конкурса по пятибалльной шкале с учетом четырех критериев:
- Оригинальность представления блюда.
- Полезность блюда.
- Вкусовые качества.
- Оформление.
Конкурс плакатов на тему «Здоровье человека и окружающая среда».
III. Заключительная часть.
Подведение итогов: представитель жюри сообщает баллы, полученные командами в кулинарном конкурсе, и объявляет победителя, а также объявляет победителя конкурса плакатов на тему «Здоровье человека и окружающая среда».
Награждение участников вкусными и полезными призами и грамотами.
Учащиеся делают вывод о том, что ограничения в еде – здоровье.
Список использованной литературы
- Гарбузов В.И. . Человек, жизнь, здоровье. - СПб., 1997.
- Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. - Минск, 1994.
- Сушанский А.Г., Лифляндский В.Г. Энциклопедия здорового питания. Т. I, II. - СПб.: «Издательский Дом “Нева”»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
- Унзорг Р. Энциклопедия здоровья. Здоровое питание. - М.: «Кристина и Ко», 1994.
- http://www.newmax.ru