Учебная цель: определить особенности ЭГП области, познакомиться с историей освоения территории, выявить особенности природных условий и ресурсов.
Ход урока:
- Вводная часть: подготовка к уроку. Цели и задачи урока.
- Основная часть. Изучение нового материала.
- Заключительная часть. Итоги урока.
Объявить тему и цель занятия.
Учитель: взгляните на карту России. Вы легко найдете на ней извилистую ленту Волги, пересекающую почти всю европейскую часть нашей страны с северо-запада на юго-восток до Каспия. В среднем своем течении Волга изгибаясь, образует подобие вытянутой подковы – иначе говоря излучину, луку. Здесь вы увидите перевернутый треугольник неправильной формы, это и есть Самарская область, где мы с вами живем.
ЭГП области.
Определим особенности ЭГП, которые будут способствовать развитию хозяйства области (открыть атласы). Ребята самостоятельно определяют их, делая записи в тетрадь:
- площадь области 53,6 тыс. км2 , протяженность с севера на юг 315 км, с запада на восток 335 км.
- область граничит с Оренбургской, Ульяновской, Саратовской областями, Татарстаном и Казахстаном.
-
благодаря Волге область имеет возможность выхода в воды пяти морей.
-
территорию области пересекают транспортные магистрали.
Вывод. Область имеет выгодное ЭГП, которое будет способствовать развитию хозяйства.
Работа с контурной картой. Обозначить границу области и территории, граничащие с ней.
История заселения территории области.
Вам, наверное, интересно знать – когда, кем осваивалась и заселялась наша область? Об этом нам расскажет кадет (опережающее задание).
Первожители нашего края. Кто они?
Когда человек начал обживать Среднее Поволжье? На этот вопрос вряд ли когда – нибудь будет дан точный ответ. Но зато сегодня ученые с уверенностью могут сказать: первобытный человек уже обитал в нашем крае примерно 100 тыс. лет назад.
В то время с севера к Среднему Поволжью близко подступали ледники, и наш край представлял собой холодную лесотундру, где обитали мамонты и шерстистые носороги. Люди жили в пещерах большими группами – родами, племенами. Они уже умели добывать огонь, который спасал от холода и от диких зверей, занимались охотой, собирали съедобные растения. Археологи при раскопках стоянок первобытного человека находили древнейшее в наших местах оружие – деревянные дубины, каменные топоры, стрелы.
Каменный век. Первобытнообщинный строй…
Но вот ледники отступили, стало теплее, и жизнь человека постепенно начала изменяться. Об этом рассказали остатки многих поселений и захоронений, возраст которых примерно 4-5 тыс. лет. Ученые определили, что в это время люди уже выращивали культурные растения, разводили домашний скот. Уже не дубинами, не каменными топорами пользовались они, а бронзовым оружием и орудиями труда. Это было время, называемое в истории бронзовым веком.
Но кто же все – таки жил в нашем крае в давние времена?
На берегу Волги, возле сел Винновка, Подгоры, Ермаковка, Новинки, Моркваши археологи обнаружили городища, возраст которых достигает примерно полутора тысяч лет. И вот по остаткам утвари и орудий ученые определили, что в первые века нашей эры эти городища были заселены предками таких народностей, как современные чуваши, мордва, марийцы.
В VII веке на Среднюю Волгу из прикаспийских степей нагрянули воинственные кочевники-хазары. Три века хозяйничали они, грабя местное население, в том числе булгар, обосновавшихся здесь в начале восьмого столетия. И лишь в Х веке, когда хазары были разбиты славянским воинством, Средняя Волга легко вздохнула. К этому времени здесь образовалось феодальное государство Волжская Булгария.
Земли Булгарского государства были плодородны, богаты тучными пастбищами. В дремучих лесах, окружавших поселения, в изобилии водились белки и горностаи, тетерева и глухари, бобры, лисицы, медведи, а в дуплах деревьев – дикие пчелы. Жители Булгарии занимались земледелием, разводили коров, верблюдов, лошадей, коз и овец. Важными промыслами были охота и рыболовство, а также бортничество (собирание меда диких пчел).
Культура Булгарии для своего времени стояла на высоком уровне. Здесь процветали различные ремесла. Орудия труда, посуда, зеркала и многое другое изготовлялось из бронзы, меди, железа. Оружейники выковывали боевые топоры и мечи, кольчуги, наконечники для стрел и копий. Гончары лепили горшки и кувшины, глиняные водопроводные трубы. Ювелиры выделывали искусные украшения для знати.
В XIII веке великая беда пришла на земли Восточной Европы: сюда, возглавляемые ханом Батыем, внуком Чингис - хана, хлынули орды монгольских завоевателей. Их было столько, что, по словам очевидца, от множества воинов земля стонала, и от громады войск обезумели дикие звери и птицы ночные.
Первым под натиском кочевников пало государство булгар.
Стерев с лица земли не только город Булгар, но и многие другие поселения, завоеватели двинулись дальше, на Русь.
Племена, жившие в Среднем Поволжье, на 240 лет попали под монголо–татарское иго, и лишь в середине 16 века, при Иване Грозном, пришло освобождение.
Так на Среднюю Волгу пришли русские. На Самарской Луке появляются поселения с русскими названиями Усолье, Переволоки, Жигулевское, Нижне – Усолье, Верхне – Усолье, Березовка.
Демонстрация экспонатов археологических раскопок Муромского городка, свидетельствующих о высоком уровне развития различных промыслов у булгар, живших в те далекие времена на территории нашей области.
Природные условия Самарской области.
Так чем же привлекала человека наша самарская земля? Как вы думаете? (благоприятными природными условиями, река Волга).
Климат
Каков климат области? Ребята работают по картам атласа, делая записи в тетради:
- климат умеренный,
t0я –120С – 150С
t0и +200С +220С -
осадки на севере 450 мм, на юге 270 мм в год.
Вывод: климат способствует развитию сельского хозяйства области.
Под влиянием такого климата какие природные зоны сформировались на территории области? (лесостепь и степь)
Рельеф области.
Что еще влияет на развитие сельского хозяйства, а именно земледелия? (характер рельефа, почвы). Ребята работают с физической картой области, определяют характер рельефа. Делают вывод – характер рельефа равнинно-холмистый, нет ни высоких гор, ни глубоких впадин.
На северо-востоке области расположена Бугульминско-Белебеевская возвышенность, южнее Кинельские горы, а на западе от них Сокольи горы, скорее всего холмы высотой до 250 м. Юго-восток захватывает часть возвышенностей Общего Сырта. Все вместе называют Высоким Заволжьем. Юго-западнее расположено Нижнее Заволжье – представляющее собой равнину. На правом берегу Волги расположена часть Приволжской возвышенности. Здесь расположены знаменитые Жигулевские горы с наивысшей точкой 375м. Сколько интересного, а подчас и удивительного создала природа в нашем крае. Но, конечно, самое интересное, Жигули, овеянные легендами и преданиями. (Опережающее задание – легенды Жигулей)
Утесы над Волгой
Легенда
Давно это было, очень давно. В те времена на месте Жигулевских гор простиралась обширная равнина. На ней паслись несметные стада, хлеба колосились в рост человека.
Хорошо тут жилось людям. Но случилось так, что соседей, кочевавших за Волгой, обуяла зависть. Они и до этого разбойничали по чужим землям. А тут решили совершить набег на Волгу, взять в полон мирных людей, что жили по берегам.
Подплыли они на челнах. И только хотели было высадиться, как услышали грозный окрик:
- Что вам тут надо, вражьи люди? Уходите, пока не поздно!Оглянулись в страхе пришельцы. И видят: на берегу стоят двое – добрый молодец по имени Микула и подруга его Дарьица. Осмелели враги. Что им два человека? У них-то целая рать. И стали они стрелять из луков в русского богатыря и его подругу. Пустили в них тучу стрел.
А потом пригляделись и ахнули. Увидели чудо: перед ними не люди, а два высоких утеса с отвесными скалами. Встали они на крутом берегу неприступной стеной.
В это время Волга будто глубоко вздохнула. Поднялась она мощной волной и стала опрокидывать один за другим вражьи челны. Началась суматоха в стане пришельцев. Тонут они в бурных волнах. Кого-то на помощь зовут. Но никто их не слышал. Только время от времени, как эхо в горах, раздавался тот же грозный окрик:
- Что вам тут надо, вражьи люди? Уходите, пока не поздно!Много жадных и жестоких кочевников погибло тогда в волжских водах. А те, что уцелели, поспешили на восток, откуда явились.
И стоят с тех пор на крутом берегу Волги два славных утеса. Один называют Молодецким курганом, а другой – Девьей горой.
Каменный молодец
Легенда
Своенравна, как все красавицы, горда и вольнолюбива Волга.
Всем, казалось бы, взял Молодец. И ростом не обижен – зеленой шапкой до самого неба дотянулся. И силушкой не обойден – сколько бурь ни проносилось над ним, выстоял, сколько молний ни обжигало его каменную грудь, все окалиной к ногам ссыпались. А уж о верности и говорить нечего – от зари до зари готов был глядеться Молодец в светлые очи Волги.
Но не люб он был красавице. Уж больно молчалив: веками словечка не обронит. Да и на подъем тяжел: столетьями стоит, не шелохнется.
То ли дело – седовласый Каспий! И мудр, и велеречив, и нравом по возрасту пылок. Лишь ветром жарким пахнет на него пустыня, тотчас заколышется, забурлит, разгуляется – ни одному молодцу с ним тогда не потягаться. Седыми космами по тучам хлестнет – и на сотни верст содрогаются берега от гула, грохота и клокотания.
Плывут ли над Волгой пушистые облака, звезды ль в бездонье ее вод смотрятся – все грезит красавица о встрече с могучим Каспием.
И решилась однажды Волга: кинулась навстречу Каспию через леса и долины. Увидел это могучий Молодец и, объятый ревнивой яростью, двинулся наперерез красавице с верной своей дружиной. Тяжко пришлось Молодцу, за века крепко прирос он к месту. Шаг ступит – скалы с плеч рушатся, еще раз переступит – земля окрест трещинами идет, холмами высборяется.
И все же успел детинушка: преградил он дорогу Волге каменной своей грудью. Разбурлилась, вспенилась Волга, но видит – не пробиться ей силушкой, не вырваться из полона. Приласкалась тогда обманщица к великану, речами, сладко журчащими, усыпила его со дружиною и кошачьей неслышной поступью, круто обогнув спящих, убежала-таки к далекому Каспию.
…Много веков минуло с той поры. Обратился в Молодецкий курган крепко уснувший Молодец, лесом поросла его очарованная дружина. Вечен сон их навеянный немолчным журчанием Волги.
Так вот и появились на свет Жигули…
Природные ресурсы области.
Конечно, не только природные условия благоприятствовали хозяйственному освоению Поволжья. Самарская земля богата и природными ресурсами. Какими? (работа с атласом)
Не всякая область страны может сравниться с нашим краем по обилию и разнообразию месторождений полезных ископаемых. Это в основном полезные ископаемые осадочного происхождения: нефть, горючий сланец, сера, известняки и т.д.
Нефть – «кровь промышленности», источник высококалорийного топлива, она же и «хлеб химии», сырье для изготовления нужных и полезных вещей. Сведения о ее наличии в Средневолжском крае упоминаются в XVI веке. Ее возили бочками в Москву с берегов реки Сока под названием «казанская черная» для приготовления «военных припасов». В 1703 году на страницах первого номера петровской газеты «Ведомости» есть заметка: «На реке Сок нашли много нефти…» далее отмечают, что от находок этих «чают быть немалую прибыль Московскому государству».
В годы Великой Отечественной войны поволжская нефть сыграла решающую роль в победе над фашистами, т.к. нефть Кавказа была недоступна.
Соль на Самарской Луке добывалась издавна, со времен Ивана Грозного существовал соляной промысел в районе р. Усолки (отсюда и название у соли).
По указу Петра I в 1717 году Сергиевские минеральные воды посетил штаб-лекарь Готлип Шобер. Он сделал первый химический анализ воды и сделал заключение о ее свойствах «Содержание в них свободного сероводорода может проходить в потовые скважины кожи, к здравию человеческого тела пригоден».
Работа с картой: нанести на к/к полезные ископаемые области.
Кроме полезных ископаемых область обладает и другими ресурсами. Какими? (запись в тетрадях)
Почвенные – черноземные, каштановые, серые-лесные (ребята определяют их размещение на карте атласа).
Водные – главный источник ресурсов заключен в подземных водах, в реке Волге и ее притоках, которые используются для орошения, выработки электроэнергии, в промышленности, в быту.
Ребята самостоятельно делают вывод.
Вывод: природные условия и ресурсы способствуют развитию хозяйства области.
3. Заключительная часть.
- Подведение итогов.
- Выставление оценок.
- Задание на самоподготовку.