Принципами педагогического процесса называют определенную систему исходных, основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач всестороннего, гармоничного развития личности.
Принципы обучения не создаются произвольно. Они разрабатываются на основе цели и задач воспитания и обучения подрастающего поколения и объективных закономерностей самого процесса обучения в учебных заведениях.
Если закономерности выражают существенную, необходимую связь между причиной и следствием, то вытекающие из закономерностей принципы являются основополагающими требованиями, которые определяют общее направление педагогического процесса, его цели, содержание и методику организации.
Такими принципами являются принцип научности, доступности, связи обучения с жизнью, принцип воспитывающего обучения, принцип сознательного усвоения знаний, принцип прочного усвоения знаний, принцип систематического и последовательного обучения, принцип доступности обучения, принцип наглядности, принцип выбора оптимальных методов, форм и средств обучения.
Не все принципы однозначны: научность, связь обучения с жизнью, воспитывающее обучение имеют широкое значение и могут быть отнесены к общепедагогическим принципам; другие принципы – сознательное усвоение знаний, систематическое и последовательное обучение, прочное усвоение знаний, доступность обучения, наглядность – раскрывают отдельные стороны обучения.
Принципы обучения не только связаны друг с другом, но и взаимно проникают друг в друга. Студенты могут овладеть знаниями прочно, только тогда, когда они усваивают их сознательно, а обеспечить то и другое можно лишь тогда, когда обучение производится по определенной системе.
Одним из основополагающих начал обучения является научность. Что входит в понятие научности обучения?
Во – первых, достоверность изучаемых фактов и явлений.
Во – вторых, правдивое объяснение изучаемых фактов и явлений. Известно, что одни и те же факты могут освещаться по-разному, все будет зависеть от того, с каких идейных и методологических позиций к ним подходить.
В – третьих, диалектико – материалистическое раскрытие закономерностей развития мира, с тем, что бы у студентов вырабатывалось цельное и законченное научное мировоззрение.
В – четвертых, отражение современных достижений науки. Наука не стоит на месте. Она постоянно развивается, обогащается новыми исследованиями и открытиями, которые, оказывают огромное влияние на практику. Это не значит, что в содержание обучения включаются все современные достижения науки. Речь идет о современном подходе к изучаемым вопросам и ознакомлением студентов с теми достижениями науки, которые им доступны.
В – пятых, критическая оценка и разоблачение разного рода лженаучных и ошибочных теорий, взглядов и представлений в различных областях знаний и общественной жизни.
Принцип доступности требует, чтобы обучение и воспитание строились на уровне возможностей студентов, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
При слишком усложненном содержании понижается мотивационный настрой, быстро ослабевают усилия студентов, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. Вместе с тем принцип доступности не означает, что содержание обучения и воспитания должно быть упрощенным, предельно элементарным. Упрощенное содержание обучения снижает его развивающее влияние.
Принцип доступности обучения требует следовать в обучении от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Вести обучение от легкого к трудному – это, значит, приобщать студентов к знаниям постепенно, от конкретных фактов к обобщениям, от простых обобщений переходить к обобщениям более сложным, неослабно расширять и углублять круг знаний.
Следовать в обучении от известного к неизвестному означает, что в обучении надо соблюдать определенную последовательность, чтобы содержание и методы обучения в техникуме опирались на знания студентов, полученные в школе, а проведение очередного урока – на знания, полученные на предшествующих занятиях.
Принцип систематичности и последовательности реализуется в различных формах планирования. При тематическом планировании преподаватель намечает порядок изучения отдельных вопросов темы таким образом, что бы исходные понятия изучались ранее, а тренировочные упражнения, как правило, следовали бы за изучением теории.
Излагать знания систематически - это, значит, увязывать новое с пройденным, изучать материал по частям, выделяя в нем главные моменты, ясно вскрывать общую идею, приобщать студентов к анализу, систематизации и обобщению изучаемых фактов.
Исключительно большое внимание имеет принцип систематического и последовательного обучения в деле приучения студентов к самостоятельной работе: с книгой, в лабораториях, кабинетах, воспитание у них навыков организованности в приобретении знаний.
Прочное усвоение студентами знаний, умений и навыков требует повторения. В обучении нельзя двигаться вперед, не осмыслив изучаемый материал. Овладеть системой науки можно лишь тогда, когда усвоены все её части и разделы, в противном случае неизбежны лоскутность и обрывистость знаний.
Успех работы учебных заведений в огромной степени зависит от правильной постановки учета и оценки знаний студентов. Учет и оценка знаний обучаемых проводятся не только с целью контроля и аттестации студентов, но и с целью приучения их к систематическим занятиям по дисциплине, предупреждения возможных пробелов в знаниях и приучения к организованной и планомерной работе.
В условиях перестройки жизни нашего общества особое значение придается принципу сознательности, активности, инициативы, самостоятельности и творческому подходу к делу. Это имеет прямое отношение к обучению. Учение должно быть не только активным, но и сознательным. Осознанное учение усиливает развивающее влияние учебного процесса на обучаемых. Сознательное усвоение знаний предотвращает формализм и вместе с тем способствуют их превращению в глубокие и устойчивые убеждения студентов. Активность и сознательность обучаемых в учении должны развиваться в тесной взаимосвязи.
Опыт работы многих преподавателей подтверждает, что разнообразие методов обучения активизирует развитие у студентов различных типов запоминания, мышления и интересов. Надо шире применять в процессе обучения беседы, создавать проблемные ситуации, ставить студентов перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, учить их рациональным приемам организации учебной деятельности, умению составлять план ответа. Полезно проведение лабораторных и практических занятий исследовательским методом, рационализаторских работ во время производственного обучения, побуждение студентов к различным видам творчества.
Осуществление связи научных знаний с практикой требует всемерного расширения всемерного расширения работы студентов по применению теоретических знаний на практике. Работа студентов на лабораторно-практических занятиях, на учебных практиках, в животноводческих хозяйствах создает широкие возможности для применения теоретических знаний в практической деятельности, а, следовательно, и для более осознанного их усвоения.
Целенаправленная организация учебного процесса на основе данного принципа помогает преподавателю преодолевать зубрежку, неосознанное запоминание учебного материала.
Многолетний опыт и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразно чувственное восприятие материала, тем более прочно он усваивается. Наглядность включает в себя не только зрительное восприятие, но и восприятие через моторные, тактильные ощущения. Поэтому к наглядным пособиям относят и лабораторное оборудование, и статические, и динамические учебные пособия.
Наглядность обучения обеспечивается применением в учебном процессе разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно – практических работ, что повышает интерес студентов к знаниям и делает процесс усвоения знаний более легким. Уроки, на которых применяются иллюстрации, фотографии, видео, как правило, проходят при повышенном интересе и внимании всех обучаемых.
Однако наглядность нельзя сводить лишь к показу иллюстраций. Здесь необходимы и обоснованный комментарий и анализ жизненных ситуаций. Наглядность способствует прочности усвоения знаний. Примеры и образы запоминаются легче и надолго удерживаются в памяти. Широко пользуясь наглядностью, вместе с тем нельзя подходить к ней односторонне. При умелом применении средств наглядности качество обучения повышается, при недостатке других принципов обучения оно может пострадать. Так, например, при перегрузке урока наглядными пособиями можно отвлечь внимание студентов от основной идеи урока. Преподаватель в каждом конкретном случае должен самостоятельно решать, когда и в какой мере применять наглядность в процессе обучения.
Уважение преподавателя к студенту – это уважение к подростку, юноше или девушке, как к личности, это недопустимость унижения личности студента, оскорбление его человеческого достоинства.
Отношение к студенту, как к личности – дело, требующее преодоление противоречий, постоянно возникающих в процессе общения преподавателя со студентами. Это сложная работа ума и сердца педагога. Студенты бывают жестокими, грубыми, циничными, ленивыми, замкнутыми, иногда – озлобленными и затравленными. У них могут быть дурные наклонности и привычки. И как бы ни было трудно, человек, избравший делом своей жизни педагогическую профессию и тем самым добровольно возложивший на себя все связанные с ней обязанности, призваны уважать студентов и быть терпеливым ко всем без исключения. Неуважение к студентам мстит за себя их недоверием.
Своеобразной формой уважения к личности студента является разумная требовательность к нему. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явления.
Разумная требовательность всегда себя оправдывает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного и учебного процесса, задачами всестороннего развития личности. Педагог, предъявляющий требования, должен восприниматься студентом как человек, искренне заинтересованный в его судьбе. В этом случае требовательность будет выступать как необходимость, а не как личный интерес, чудачество или каприз преподавателя. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она не была, не принесет пользы, если она нереалистична и невыполнима. У хорошего педагога требовательность к обучаемым органично и динамично соединяется с требовательностью к себе, с учетом мнений своих воспитанников к себе.
Выбор оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания исходит из того, что не было, нет и не будет каких-то универсальных подходов к обучению и воспитанию, которые сработают в любых педагогических ситуациях. Успешного решения одной и той же педагогической задачи можно достичь разными сочетаниями методов и форм работы.
Этот принцип педагогического процесса призывает учительство к методическому творчеству на научной основе. Она позволяет преподавателям разнообразить методику своей учебной и воспитательной работы, приспосабливать её к своим творческим возможностям, максимально используя их на общую пользу. Этот принцип открывает преподавателям широкую возможность для применения достижений мирового опыта, находок учителей-экспериментаторов, а также для собственной исследовательской деятельности в области обучения и воспитания.
Прочному усвоению знаний придается большое значение. Прочные знания необходимы для всей последующей познавательной и практической деятельности студентов. Принцип прочного усвоения знаний осуществляется во всей системе учебного процесса, начиная от сообщения знаний преподавателем и кончая проверкой знаний студентов.
Большое значение в деле прочного усвоения знаний имеет повторение и закрепление знаний. При повторении не только восстанавливается в памяти то, что уже было известно, но и раскрываются новые стороны изучаемого вопроса, проясняется то, что первый раз осталось в тени.
Правильно поставленные повторения способствуют повышению активности и сознательности усвоения знаний студентами. Самостоятельное объяснение и воспроизведение знаний студентами требует не только припоминания, но и размышления, не только повторения, но и углубления в изучаемый круг вопросов.
Проследим, как различные принципы обучения реализуются на занятиях по дисциплине «Организация ветеринарного дела».
Принцип научности, прежде всего, реализуется при разработке учебной программы по дисциплине. Согласно данному принципу в учебно-воспитательный процесс внедряются элементы проблемности, практические занятия. При написании курсовой работы по дисциплине «Организация ветеринарного дела» студенты анализируют имеющиеся данные, разрабатывают планы по профилактике и ликвидации инфекционных и инвазионных болезней, что является элементом научности.
Принцип доступности. Обучение строится на уровне возможностей студентов, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Также учитываются и индивидуальные особенности студентов. Например, при написании курсовой работы раздаются индивидуальные задания. Более сообразительным, быстро мыслящим студентам даются более сложные задания. Студентам с более низким уровнем знаний – менее сложные.
Принцип систематичности и последовательности на занятиях по дисциплине «Организация ветеринарного дела» также прослеживается. При тематическом планировании намечается порядок изучения тем: вначале изучаются теоретические вопросы, затем следуют практические занятия, затем – контроль за степенью усвоения материала, и в итоге пишется и защищается курсовая работа. Например:
- Урок по теме: «Организация и планирование противоэпизоотических мероприятий».
- Практическое занятие по теме: «Составление отчетной документации по заразным болезням».
- На следующем занятии проводится опрос по проеденной теме.
- В дальнейшем пишется курсовая работа на тему: «Составление плана мероприятий по профилактике и ликвидации инфекционной болезни в хозяйстве».
При поурочном планировании темы располагаются таким образом, чтобы понятия изучались ранее, упражнения следовали бы за изучением теории. При изучении темы «Малые ветеринарные предприятия» вначале изучаются виды распределения фонда оплаты труда, а затем практически рассматривается один из видов – распределение фонда оплаты труда по коэффициентам трудового участия.
Для успешной реализации принципа сознательности, активности, инициативы студентов на занятиях применяются различные методы обучения, такие как беседы, постановка проблемных вопросов, ситуаций, необходимость аргументировать, убеждать и доказывать свою точку зрения.
Для реализации принципа наглядности на занятиях по дисциплине применяются презентации на уроках с использованием мультимедиатехнологий, плакаты «Организационная структура ветеринарной службы сельского района», «Виды предпринимательства» и другие; разнообразный дидактический материал (бланки учетно-отчетной документации, схемы проведения диагностических исследований, договор на ветеринарное обслуживание …).
При рассмотрении принципов педагогического процесса, надо особо подчеркнуть, что только их совокупность обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения и воспитания. Недопустима гиперболизация того или иного принципа, так как это снижает эффективность процесса. Только целостное применение принципов позволит успешно решить задачи современного образования.
Принципы – не готовые рецепты и универсальные правила. Они дают знания научных основ учебно-воспитательной работы, опираясь на которые преподаватель может и должен самостоятельно решать педагогические задачи, постоянно возникающие в конкретных, бесконечно разнообразных ситуациях. Принципы не догма, выведенная путём дедуктивных предсказаний. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни таланта, ни энергии преподавателя. Учебно-воспитательная работа отличается тем, что в ней знания общих закономерностей и принципов реально сочетается с искусством, профессиональным мастерством, которое всегда носит творческий характер.
Отсюда необходимо всегда творчески подходить к организации педагогического процесса, проявлять инициативу, педагогическое рационализаторство.
Последовательное решение принципов целостного педагогического процесса в современных условиях помогает закрепить возрастающую роль человеческого фактора в познании и общественной деятельности. Это требует показывать действительность такой, какова она есть на самом деле, со всеми её противоречиями и трудностями развития. Требования связи обучения с жизнью, развития активности, творческого подхода к делу, инициативы и самостоятельности, ответственности при принятии решений становится доминирующими в общей системе принципов обучения на современном этапе.
Единство принципов обучения в современных условиях требует развития нового педагогического мышления, умения применять их в диалектической взаимосвязи, рассматривать в определенной системе, комплексно, конкретно, с учетом реальных возможностей и условий.