Открытый урок музыки, 2-й класс. Тема "Колыбельные"

Разделы: Музыка

Класс: 2


Задачи:

  1. Образовательная
    • усвоение жанра колыбельных песен, его основных признаков;
  2. Развивающие:
    • развитие музыкального слуха;
    • музыкальной памяти;
    • чувства ритма;
    • развитие вокально-хоровых навыков;
    • ассоциативного мышления;
    • развитие творческих способностей.
  3. Воспитательные:
    • воспитание доброты и любви к маме, к природе;
    • воспитание музыкального вкуса;
    • высокой духовной культуры.

Методы:

  • Объяснительно- иллюстрационный;
  • Частично поисковый;
  • Анализа и сравнения;
  • Обобщения;
  • Музыкальной драматургии;
  • Ретроспективы и перспективы.

Форма организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Оборудование:

  • учебник - Критская, Сергеева, Шмагина;
  • аудио и видеозаписи;
  • наглядный материал;
  • инструмент фортепиано.

План урока

  1. Организационный момент. (Вход под музыку)
  2. Актуализация темы урока.
  3. Раскрытие темы урока на музыкальных произведениях:
    • “Спят усталые игрушки” – А. Островский
    • “Мама” – П.И.Чайковский
    • “Колыбельная медведицы” из мультфильма “Умка” – Е. Крылатов
    • “Сонная песенка” – Р. Паулс
  4. Обобщение темы.
  5. Подведение итогов.
  6. Рефлексия.

Ход урока

Вход под музыку “Спят усталые игрушки” – музыка Островского. Музыка1.mp3

Учитель: Ребята, какая музыка встретила вас?

Ответ детей: Это песня из передачи “Спокойной ночи малыши”.

Учитель: Да, эта музыка часто звучит по радио и телевидению.

А как называется песня, которую мама поёт вам или вашим младшим братьям или сёстрам перед сном?

Возможный ответ детей: Колыбельная.

- Сегодня мы и поговорим о разных колыбельных. И композиторов, и народ, и композиторов – классиков всех волнует этот жанр песен. Сегодня у нас будет необычный урок, мы совершим с вами путешествие в вечернюю сказку.

 - А поможет нам туда попасть волшебный цветик – семицветик.

- С его помощью мы познакомимся и узнаем все характерные черты колыбельных песен, исполняя и слушая различные музыкальные произведения. Мы будем постепенно заполнять значение каждого лепестка нашего цветика – семицветика, узнавая что-то новое. У каждого из вас лежит на парте свой волшебный цветок. И если вам наш урок понравиться и все лепестки вами будут разгаданы, то в конце нашего урока заполните нашу корзинку своими цветами. Это и будет для меня самый лучший подарок от вас.

- Итак, отправляемся в путешествие в вечернюю сказку.

Всё в мире хочется познать,
Всё хочется увидеть в мире:
В стране мелодий погулять
И поиграть на струнной лире.
Цветок нас ждёт…
Нам музыка всего дороже
Фантазий сказочная нить
Не заблудиться нам поможет.

Учитель: Послушайте знакомую вам пьесу и определите, что это за произведение и кто его написал. Слушайте (звучит пьеса “Мама” – П.И. Чайковского) Музыка2.mp3

Возможный ответ детей: Прозвучала пьеса “Мама” – П.И. Чайковского из “Детского альбома”

Учитель: Молодцы!

- А какой инструмент исполнил пьесу?

Ответ детей: Фортепиано.

Учитель: Кто для нас самый близкий и родной человек на свете?

Возможный ответ детей: Мама.

Учитель: Мы очень много знаем и песен, и стихов о маме. Кто сможет нам рассказать?

Ответы детей: (дети рассказывают стихи о маме)

Учитель: Молодцы!

- А с каким чувством ребята рассказали нам о маме?

Возможные ответы детей: С любовью, нежностью.

Учитель: Да, добрые мамины глаза, приветливая улыбка, ласковая мамина песня перед сном.

- Как называется такая песня?

Возможный ответ детей: Колыбельная.

Учитель: Молодцы!

- Ребята, есть у вас любимая игрушка?

(ответы детей)

Учитель: А свои игрушки укладываете спать?

Ответы детей:

Учитель: Давайте попробуем изобразить, как мама укладывает малыша.

(вызвать девочку с игрушкой)

Учитель: А мы ребята поможем движением руки, подчеркнём выразительность интонации.

Дети: (исполняют вокализом на “Ля” “Спят усталые игрушки”)

Учитель: На что похоже движение наших рук? Какая интонация звучала в пьесе?

Возможные ответы детей: Убаюкивающая, покачивающая.

Учитель: Молодцы! Как прекрасно началось наше путешествие. Вот мы и разгадали сердцевину нашего волшебного цветка. Ведь все его лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация.

- Любая мама, мама – волчица, мама – медведица, для своего малыша укладывая его спать, поёт спокойную убаюкивающую песню.

- А какую вы знаете колыбельную мамы – медведицы?

Ответ детей: “Умка”.

Учитель: Давайте её исполним.

- С какой интонацией будем исполнять?

Возможные ответы детей: Убаюкивающей…

Учитель: Когда наступает вечер, стихает вьюга, и на берегу становиться тихо и спокойно, тогда белая медведица начинает петь песенку для своего маленького непослушного медвежонка.

- Давайте ребята встанем и исполняя изобразим интонацию движением тела.

Дети: (исполняют один куплет песни “Колыбельная медведицы” из мультфильма “Умка” – музыка Е.Крылатого) Музыка3.mp3

Учитель: Молодцы!

- Продолжая путешествие в вечернюю сказку мы разгадаем лепесток и определим какой был у песенки ритм?

- Приготовьте ваши ладошки и давайте вместе прохлопаем его

Дети: (хлопают)

Учитель: Какие были хлопки?

Возможные ответы детей: Ровные.

Учитель: Давайте посмотрим, правильно ли мы определили?

(запись мелодии нотами на доске)

Учитель: Давайте споём мелодию нотками и прохлопаем ритм.

- Какими длительностями записана мелодия?

Возможный ответ детей: Четвертными.

Учитель: Так значит ритм, какой?

Возможный ответ детей: Ровный.

Учитель: А куда движется мелодия в конце каждой фразы ребята? Давайте покажем движение мелодии рукой.

Дети: (показ)

- Низходящая.

Учитель: А мелодия плавная или скачкообразная?

Возможный ответ детей: Плавная.

Учитель: Молодцы!

- А чтоб разгадать следующий наш лепесток нам надо определить какой темп у колыбельной.

- Кто пойдёт и выберет нужную карточку темпа?

Дети: (выбор карточки темпа)

Стремительный

Умеренный

Медленный

- Темп умеренный.

Учитель: Молодцы!

Учитель: Сколько мы разгадали лепестков! Но нам нужно двигаться дальше.

- Путешествие в вечернюю сказку продолжается.

- Пусть прозвучат стихотворения о колыбельных песнях.

Дети: (читают стихотворения по выбранной карточке)

    Спи, младенец мой прекрасный,
    Баюшки-баю.
    Тихо смотрит месяц ясный
    В колыбель твою. (М. Лермонтов)

      

    А баю, баю, баю,
    Не ложися на краю.
    Придёт серенький волчок,
    Он ухватит за бочок.

Учитель: Давайте попробуем сочинить мелодию этой колыбельной.

Дети: (исполняют свои сочинённые мелодии)

Учитель: Какие по характеру они получились?

Возможные ответы детей: Добрые, светлые, ласковые.

Учитель: Значит, они прозвучали?

– в мажоре.

- А сейчас, ребята, мы определим динамику. Чтобы малыш заснул, как нужно исполнить песенку? Поднимите карточку.

Дети: (поднимают выбранную ими карточку)

    

Учитель: Молодцы!

- А в каком регистре мы исполняем? (показ карточек)

высокий

средний

низкий

Возможный ответ детей: В среднем.

Учитель: Прекрасные колыбельные получились.

- А сейчас послушайте мелодию.

(игра на фортепиано - звучит “Сонная песенка”).

Учитель: Что может получиться из этой мелодии?

Возможный ответ детей: Песня.

Учитель: Почему? Какая была интонация?

Возможный ответ детей: Убаюкивающая.

Учитель: А как можно ещё назвать такую песню?

Возможный ответ детей: Колыбельная.

Учитель: Эта песня называется “Сонная песенка” и написал её композитор Раймонд Паулс

(исполняется со словами)

Учитель: Понравилась она вам?

Ответ детей: Да.

Учитель: А каким тембром голоса я её исполнила?

Возможный ответ детей: Мягким.

Учитель: Посмотрите на наш цветик – семицветик, мы разгадали с вами значение последнего лепестка.

Средства музыкальной выразительности

Зная всё о колыбельных песнях - мы сейчас эту песенку разучим.

(слова песни на доске)

День растает, ночь настанет,
И придет к нам в дом.

Еле слышными шагами
Дрёма – добрый гном.

  • Разбор слов;
  • Прохлопать ритм;
  • На слог;
  • Движение мелодии по руке;
  • Разучивание песенки по 2-3 фразы;
  • Работа над дыханием и окончанием фраз.

Учитель: Ребята, какой инструмент подойдёт для аккомпанемента нашей песенки?

(выбор инструмента)

- Почему ребята вы выбрали этот инструмент – треугольник?

Возможный ответ детей: У треугольника звонкий, прозрачный, хрустальный, сверкающий звук.

Учитель: Наступает ночь, на небе одна за другой вспыхивают звездочки, а кто попробует зажечь звёздочки в нашем волшебном вступлении.

- Давайте сейчас ребята с огромным чувством любви к маме, к природе, зная все черты колыбельных песен, споём эту красивую песню.

(исполняют хором, игра на треугольнике в ансамбле с учителем)

Учитель: Молодцы!

- Сегодня мы выучили только один куплет, а на следующем уроке мы доучим песню до конца и вы сможете маме спеть перед сном колыбельную.

- Путешествие в вечернюю сказку заканчивается.

- А каких песнях мы сегодня говорили? Слушали их, исполняли, разучивали?

Ответ детей: Колыбельные.

Учитель: А какие черты объединяют все колыбельные песни?

Ответы детей: (показ по лепесткам, ответы хором)

Учитель: Молодцы!

- Слушаем музыку и, исполняя ее, вспоминайте волшебный цветик – семицветик. Его лепестки помогут тебе понять настроение, чувство музыкальных произведений. - Сегодня на уроке хорошо работали:

(оценка работы на уроке)

Учитель: Все лепестки разгаданы, если вам всё понятно и урок понравился не забудьте наполнить нашу корзинку волшебными цветами.

- После волшебной ночи наступает радостное утро.

Вот с таким настроением мы и уйдём с нашего урока, подпевая песню Тамары Муриной “Песенка - чудесенка”. Музыка4.mp3

(Выход из класса под песню.)

Приложение1