Чтобы решить проблему сохранения жизни на земле необходимы экологические знания. Многие страны, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития, согласно которой люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение ней.
Многие отечественные и зарубежные ученые (Н.Н. Моисеев, Н.Д. Никандоров, А.С. Новобранцев, Н.М. Романенко, Н.Ф. Реймерс, А. Печчеи и др.) считают, что проблемы экологии находятся в самом человеке, который считает себя победителем, покорителем природы.
У подрастающего поколения необходимо сформировать новое экологическое сознание, направленное на осознание того, что человек- часть природы, перед которой он в ответственности.
Акцент должен быть сделан на формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, восприятия её красоты и причастности человека ко всему, что происходит на планете.
Ребята должны научиться понимать взаимосвязь компонентов экологической системы, иметь представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ни что не исчезает бесследно.
Содержание экологического образования не должно заканчиваться вопросами биологической экологии или охраны природы. Необходимо знакомить учащихся с элементами социальной экологии, валеологии<Приложение1>, экологической безопасности.
Поэтому я разработала программу по экологическому воспитанию старших школьников «Природа и мы», сроком реализации 2 года.
Цель – воспитание экологической культуры и уважительного отношения к миру природы в условиях интерната.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с понятиями «экология», «экологическая система», научить устанавливать причинно – следственные связи между неодушевлённой природой и живыми организмами, сформировать представления о приспособлении живых организмов к наземно – воздушной и водной среде обитания, научить использовать полученные знания о взаимосвязях в природе в конкретных ситуациях.
-
Воспитывать у учащихся чувство самоуважения, сопереживания в достижении улучшения природной среды, понимание её неповторимости и красоты.
-
Формировать навыки бережного и ответственного отношения к природе.
В целом эта программа способствует решению основной задачи коррекционной школы 8 вида: компенсации недостатков умственного и физического развития детей с целью обеспечения максимально возможного уровня социальной адаптации.
Основными методами и формами организации занятий являются рассказ, беседа, сюжетная игра, экскурсия, наблюдение, чтение литературы, прослушивание музыкальных произведений, групповые практические занятия, индивидуальная работа, викторины, КВНы, кроссворды.
Программа рассчитана на воспитанников 15 – 17 лет, срок реализации программы (68 часов) – два года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
В программе выделены три блока ( «Дом, где я учусь», «Я – житель планеты Земля», «Я и моё село»), в которые включены практические упражнения, экскурсии, эксперименты.
На факультативных занятиях ребята не просто узнают о существующих экологических проблемах, им важно осознать причины и уметь прогнозировать последствия той или иной человеческой деятельности.
Например: на весенней экскурсии учащиеся оценивают степень загрязнённости местности мусором, наносят эти места на схему с. Большие Уки, привлекают общественность для ликвидации стихийных свалок. Проводят изучение состояния реки Ук.
В программу факультатива введён новый приём экологического обучения, апробированный в городской гимназии г. Тамбова. Суть приёма – написание учениками писем любимым животным по заданной учителем схеме и обсуждение ответов животных (составленных учителем). Поскольку в процессе написания писем ребята общаются с животными «на равных», они осознают себя такой же частью, как и все остальные организмы.
Для реализации программы необходимы следующие условия и оборудование: хорошо оснащенный кабинет со столами, библиотека по биологии, географии, экологии, индивидуальные папки учащихся, наглядности: плакаты, таблицы, альбомы, разработки, рефераты, гербарий. Необходимо установить связь с егерями Большеуковского государственного комплексного заказника, работниками метеостанции, музея, детской библиотеки, председателем районного комитета по охране природы, учащимися, посещающими подобного рода факультативы, кружки, местными художниками, поэтами.
Предполагаются следующие результаты работы по программе:
- Повысится уровень знаний учащихся о природе родного края, глобальных экологических проблемах.
- Сформируются умения систематического накапливания краеведческого материала, оказания посильной помощи окружающей природной среде.
- Произойдут позитивные изменения в отношениях учащихся к своей группе, к своему дому, родному краю, общению с людьми.
Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.
Учащиеся должны знать: понятия «экология», «природа», «экологическая ниша», «пищевые взаимосвязи», взаимосвязь живой и неживой природы; названия растений и животных, занесённых в « Красную книгу Омской области», встречающиеся в данной местности; значение лесной зоны в жизни людей; экологические проблемы.
Учащиеся должны уметь: наблюдать природные явления, определять и объяснять взаимосвязь «человек- природа», «человек - общество»; оценивать отношения окружающих людей (друзей, одноклассников, взрослых) к природе; получать информацию из различных источников; правильно вести себя в лесу, на реке, в общественных местах.
Требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса.
Учащиеся должны знать: в чём заключается взаимосвязь природы и человека; общие признаки экологических проблем; значение международного сотрудничества в решении экологических проблем; правила и нормы поведения в окружающей природной среде.
Учащиеся должны уметь: оценивать состояние окружающей среды своего села; состояние собственного здоровья; предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды и своего здоровья; научить нормам поведения в природной среде окружающих
Календарно – тематическое планирование (8 класс)
№ |
Блок. Тема. |
Форма проведения |
Часы |
Дата |
|||||
|
практика |
теория |
|||||||
Блок 1 «Дом, где я учусь» |
|||||||||
1 |
Формирование кружка, составление плана работы |
Дискуссия. |
|
1 |
|
||||
2 |
«Я и школа» |
Конкурс рисунков |
1 |
|
|
||||
3 |
Понятие об экологии. Природа и мы. |
Заполнение анкеты – теста. |
1 |
1 |
|
||||
4 |
Посадка деревьев на пришкольном участке. |
Практическая работа. |
2 |
|
|
||||
5 |
Экскурсия в осенний лес. |
Изучение состояния окружающей среды. |
2 |
|
|
||||
6 |
«Красная книга Омской области». |
Беседа. Обсуждение. |
|
1 |
|
||||
7 |
Написание писем животным из «Красной книги». |
Творческая работа. |
1 |
1 |
|
||||
8 |
Составление букетов (икебана) |
Конкурс. |
1 |
|
|
||||
9 |
Экологическая культура и моё здоровье. |
Составление карты здоровья и программы оздоровления. |
1 |
1 |
|
||||
10 |
Сезонный праздник «Разноцветная осень». |
Выставка творческих детских работ. |
2 |
|
|
||||
11 |
Экологическая этика. |
Тренинг. |
|
1 |
|
||||
12 |
Планета Земля. |
Просмотр видеофильма. |
|
1 |
|
||||
Блок 2 «Я – житель планеты Земля» |
|||||||||
1 |
Изготовление кормушек. |
Практическая работа |
2 |
|
|
||||
2 |
КВН «Мы жители Земли» |
Дидактическая игра. |
|
1 |
|
||||
. 3 |
Экскурсия в зимний лес. |
Исследование снежного покрова. |
1 |
|
|
||||
4 |
Стихи, рассказы, сказки о зиме. |
Конкурс. |
|
1 |
|
||||
5 |
Бушующая планета. |
Просмотр видеофильма. |
|
1 |
|
||||
6 |
Написание учениками писем зимующим птицам. |
Творческая работа. |
1 |
|
|
||||
7
|
Лес и человек. Значение леса в природе и жизни человека. Экологические проблемы. |
Беседа. |
|
1 |
|
||||
Блок 3 «Я и моё село» |
|||||||||
1 |
Сезонные изменения в природе. |
Экскурсия. Развешивание скворечников. |
1 |
|
|
||||
2 |
Мой любимый край. |
Конкурс рисунков и стихотворений. |
|
1 |
|
||||
3 |
Что люблю, то храню и берегу. |
Составление кодекса для туристов. |
1 |
|
|
||||
4 |
Написание писем животным, обитающим в данной местности. |
Творческая работа. |
1 |
|
|
||||
5 |
«День Земли». |
Праздник. |
|
1 |
|
||||
6 |
Сбережём природу родного края. |
Экскурсия, изучение природной среды. |
1 |
|
|
||||
7 |
Поможем реке. |
Экскурсия и уборка. |
1 |
|
|
||||
8 |
Итоговое занятие. «Что я сделал хорошего…» |
Анкетирование. |
|
1 |
|
Календарно – тематическое планирование (9 класс).
№ |
Блок. Тема. |
Форма проведения. |
Часы |
Дата |
||
практика |
теория |
|||||
Блок 1 «Дом, где я учусь» |
||||||
1 |
Формирование кружка, обсуждение плана работы. |
Тематическое занятие. |
1 |
|||
2 |
Что такое экология. Связь живой и неживой природы. |
Тестирование. |
1 |
|||
3 |
Экскурсия «Матушка – осень дарительница». |
Экскурсия, изучение природной среды. |
2 |
|||
4 |
Целевая прогулка. «Сбор плодов шиповника». |
Практическое занятие |
2 |
|||
5 |
Проблемы экологии и здоровье. |
Тестирование: «Помоги себе сам». |
1 |
1 |
||
6 |
Экскурсия «Экология вокруг нас». |
Экологическая тропа. |
1 |
|||
7 |
«Праздник урожая». |
Выставка творческих работ. |
1 |
|||
8 |
Какой бы я хотел видеть свою школу. |
Конкурс рисунков, сочинений. |
1 |
1 |
||
9 |
Экологический дизайн класса. |
Практическая работа. |
1 |
|||
10 |
Неделя экологии. |
Подготовка и проведение. |
3 |
|||
11 |
Презентация «Красной книги Большеуковского района». |
Праздник. |
1 |
|||
12 |
Написание писем животным из «Красной книги Большеуковского района» |
Творческая работа. |
2 |
|
|
|
Блок 2 «Я житель планеты Земля» |
||||||
1 |
Совокупность действия экологических факторов. Холод, бескормица. |
Целевая прогулка «Птичьи столовые». |
1 |
|||
2 |
Образ жизни – фактор здоровья. Здоровье духовное и нравственное. |
Заполнение анкеты. Тестирование. Апробация результатов. |
1 |
1 |
||
3 |
Охрана природы – глобальная проблема человечества. |
Дидактическая игра. |
1 |
|||
4 |
Страна, в которой мне хотелось бы жить. |
Игра – представление. |
1 |
|||
5 |
Написание учениками писем зимующим птицам, занесённым в «Красную книгу Большеуковского района». |
Творческая работа. |
1 |
|||
6 |
Млекопитающие. Экологические проблемы. |
Диспут. |
1 |
|||
7 |
Изменение естественных условий в окружающей среде. |
Экскурсия. |
1 |
|||
Блок 3 «Я и моё село» |
||||||
1 |
Влияние на здоровье людей достижений цивилизации (транспорт, производство). |
Беседа, дискуссия. |
1 |
|||
2 |
«Красота спасёт мир». |
Районный конкурс экологических плакатов. |
1 |
|||
3 |
Расскажи мне о себе, истории села, экологических проблемах. |
Круглый стол со старожилами села. |
2 |
|||
4 |
Береги свой лес, поле, речку. |
Изготовление щитов, плакатов. |
1 |
|||
5 |
Загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы. Эффективные меры защиты окружающей среды от загрязнений. |
Инструктивное занятие. |
1 |
|||
6 |
Итоговое занятие: «Моя профессия – друг природы». |
Игра – агитация. |
1 |
Содержание программы
Первый год обучения (8 класс)
Блок 1. «Дом, где я учусь»
Теория – 11 часов. Знакомство с понятиями «экология», «взаимосвязь живой и неживой природы». Знакомство с «Красной книгой Омской области» и обсуждение. Выбор и обсуждение объекта из «Красной книги» для написания письма. Составление программы оздоровления, свода правил экологической этики. Просмотр и обсуждение научно- популярного фильма « Современное состояние и охрана животного мира Омского Прииртышья».
Практика – 7 часов. Конкурс рисунков «Я и школа». Посадка деревьев на пришкольном участке. Написание писем животным «Красной книги Омской области» (по заданной учителем схеме). Реализация программы оздоровления (контроль со стороны медсестры и воспитателей). Изготовление поделок из природного материала по теме: «Мы и природа». Экскурсия в лес (цель – исследование экологических проблем).
Блок 2. «Я – житель планеты Земля»
Теория – 4 часа. Дидактическая игра «Мы жители Земли». Конкурс стихотворений, рассказов, сказок о зиме (включающие экологические понятия: «холод, бескормица»). Просмотр и обсуждение видеофильма «Бушующая планета». Обсуждение экологической проблемы – «Лес и человек».
Практика – 4 часа. Изготовление кормушек (совместно с учителем трудового обучения). Экскурсия с целью исследования снежного покрова. Написание писем зимующим птицам (по составленной учителем схеме).
Блок 3 «Я и моё село»
Теория – 3 часа. Конкурс рисунков, стихотворений (местных авторов) на тему: «Мой любимый край» (с учётом индивидуальных особенностей детей). Праздник «День Земли» посвящен птицам данной местности и предполагает выставку творческих работ детей (поделки, рисунки, сочинения). На итоговом занятии проводится анкетирование детей с целью выявления результативности данного курса.
Практика – 5 часов. Во время экскурсии «Весенний лес полон чудес» развешиваются скворечники. При написании писем животным, обитающим в данной местности, акцент делается на животных, занесённых в «Красную книгу Омской области». Во время экскурсии проводится исследование состояния окружающей природной среды и составляется план экологических мероприятий (под руководством председателя районного комитета по охране природы). При проведении акции «Поможем реке» учащиеся совместно с друзьями природы очищают берега и старицы реки Ук от мусора.
Второй год обучения ( 9 класс)
Блок 1 «Дом, где я учусь»
Теория – 5 часов. Повторение двусторонней связи живой и неживой природы. Ознакомление с экологическими понятиями: «факторы среды, межвидовые отношения». При тестировании «Помоги себе сам» акцент делается на знания, полученные в первом году обучения (необходима консультация медицинского работника). Подбор материала при подготовке конкурса «Какой бы я хотел видеть свою школу» осуществляется совместно с библиотекарем школы. Презентация «Красной книги Большеуковского района».
Практика – 14 часов. При проведении экскурсии «Матушка – осень дарительница» проводится мониторинг сбора урожая овощей со школьного огорода (экологически чистый продукт). Во время целевой прогулки проводится сбор плодов шиповника (использование в фитотерапии). Экскурсия «Экология вокруг нас» решает проблемы экологической тропы. Учащиеся осуществляют экологический дизайн класса. Учащиеся совместно с педагогом проводят праздник – «Неделя экологии» для учащихся младших классов. Для творческой работы объектом написания писем являются животные «Красной книги Большеуковского района».
Блок 2 «Я житель планеты Земля»
Теория – 3 часа. Здоровье духовное и нравственное. Глобальные экологические проблемы млекопитающих. Охрана природы – проблема всего человечества.
Практика – 5 часов. Во время целевой прогулки «Птичьи столовые» назначаются ответственные за пополнение кормами птичьих кормушек (привлекаются младшие школьники). Апробация результатов тестирования «Образ жизни – фактор здоровья». Игра – представление «Страна, в которой мне хотелось бы жить» (РФ с минимальными проблемами экологии). Сезонная экскурсия – наблюдение за изменениями естественных условий в окружающей среде (учет видов птиц прилетающих к кормушкам).
Блок 3 «Я и моё село»
Теория – 4 часа. Влияние на здоровье людей достижений цивилизации. Встреча со старожилами села. Эффективные меры защиты окружающей среды от загрязнений.
Практика -3 часа. Защита экологических плакатов. Изготовление щитов: «Береги свой лес, речку» (совместно с учителем трудового обучения). Игра – агитация: «Моя профессия – друг человека» (совместно с егерем Большеуковского комплексного заказника).
Библиографический список
- Атлас Омской области.- М., 1996 г.
- Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей – сирот. Ярославль. 1997г.
- Боярова О. Кольбенова А. С головы до пят. – М., 1967г.
- Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. – М., 1997г.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию – СПб., 2003г.
- Журковская Р.И. Родной край. – М., 1990г.
- Земля на которой мы живём. Омск – 2006г.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно – воспитательного процесса. М., 1993 г.
- Козлова С.А. Мой мир. – М., 2000г.
- Колесникова О.В. Мы любим страну, в которой живём. Омск 2002г.
- Кошевой В.А. Душинина И.В. География. Мир Земли. – М., 1999г.
- Красная книга Омской области. Омск 2005г.
- Лучиг М.В. Детям о природе. – М., 1989г.
- Марзоева Э. Сергиенко Е. Моя семья, мой труд, моё отечество. Народное образование № 3, 2003г.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. – М. 1999г.
- Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М., 1999г.
- Плешаков А.Л. Мир вокруг нас. – М., 2000г.
- Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Психология сиротства – СПб., 2005г.
- Разумихин Г.П. Мир семьи. – М.,1996г.
- Расташанский Ф.К. Земля при Аёве. Омск 2005г.
- Смирнова В. Тропинка в природу. СПб., 2003г.
- Состояние окружающей природной среды Омской области в 2001г.(краткая справка).