Задачи:
- расширить знания учащихся о типах нервной деятельности,
- раскрыть понятия: темперамент, характер,
- показать роль окружающей среды в формировании характера,
- провести самодиагностику характера, темперамента,
- формировать умения самостоятельно анализировать полученную информацию
Оборудование:
Цитаты на доске:
«Темперамент идет впереди мысли. Это плохо.
Надо поставить мысль впереди темперамента»
К.С. Станиславский«Темперамент есть самая общая характеристика
каждого отдельного человека, самая общая
характеристика его нервной системы, а эта
последняя кладет ту или иную печать
на всю деятельность данного индивида».
И.П. Павлов«У каждого человека три характера:
тот, который ему приписывают;
тот, который он сам себе приписывает;
и, наконец, тот, который есть в действительности».
Виктор Гюго
1. этап. Организационный момент:
На данном этапе учитель предлагает учащимся разделиться на 4 группы «Холерики», «Сангвиники», «Флегматики», «Меланхолики». Весь урок учащиеся работают в группах, имеют возможность свободно высказываться, работа ведется совместно с учителем и педагогом-психологом.
2. этап. Повторение пройденного материала:
Учащиеся отвечают на вопрос: как осуществляется познавательная деятельность человека? Закрепляются понятия: память, восприятие, ощущение, мышление.
3. этап. Изучение нового материала «Темперамент и характер».
Учитель обращается к цитате:
«У каждого человека три характера:
тот, который ему приписывают;
тот, который он сам себе приписывает;
и, наконец, тот, который есть в действительности»
Виктор Гюго
Что же такое характер?
Характер (общий термин греческого происхождения) — совокупность существенных свойств, особенностей предмета.
Характер (психология) — целостные свойства личности (нрав), постоянно проявляющиеся в её поведении (в отношениях к миру и людям). По сути, характер личности состоит из привычек и установок.
Характер – неповторимое сочетание психологических черт личности. Основные черты личности: убеждения, идеалы, цели, воля. Воля – способность человека совершать сознательные действия, необходимые для преодоления внешних и внутренних трудностей.
Учитель предлагает учащимся оценить свой характер, тест «Какой у Вас характер?» (Приложение 1)
Учащиеся обсуждают полученные результаты с педагогом-психологом. И приходят к выводу, что у всех характеры разные. Это связано с тем, что все люди отличаются друг от друга по своим личностным свойствам.
Что может сделать сам человек в формировании своего характера? Можно ли изменить характер?
Проблема: Что первично: характер или темперамент? Учащиеся ищут ответ в учебнике и определяют понятие темперамент.
Темперамент – это характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов (ощущения, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи, поведения) и состояний.
Сходными для людей оказываются психофизические свойства нервной системы. Учитель биологии разбирает схему на доске: (Приложение 2), отмечает характерные признаки типов нервной системы.
- Сильная неуравновешенная нервная система: повышенная возбудимость, раздражительность.
- Сильная уравновешенная, подвижная нервная система: общительность, жизнерадостность, способность быстро реагировать и ориентироваться в обстановке.
- Сильная уравновешенная, неподвижная нервная система: низкая общительность, спокойствие, переориентация деятельности протекает медленно. Павлов И.П. назвал людей с таким типом нервной системы «тружениками жизни».
- Слабая нервная система: заторможенность, малообщительность, мнительность, эмоции внешне не проявляются.
На формирование нервной системы влияют следующие факторы: наследственность и окружающая среда.
На основании этих свойств, принято выделять четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Каждая группа самостоятельно работает над текстом в учебнике, выбирая основные характеристики темперамента соответствующие названию группы.Педагог-психолог предлагает группам рассмотреть рисунок (Приложение 3) и отметить, где какой темперамент изображен художником. Свое решение доказать.
Тест «Темперамент» (Приложение 4)
Учащиеся определяют свой темперамент. Совпадает ли полученный результат с их представлением о себе? Можно ли изменить тип темперамента.
Учащиеся делают вывод, что тип нервной системы наследуется от родителей, но на него оказывает влияние окружающая среда, что изменить темперамент нельзя. Нет «хороших и плохих» темпераментов, каждый тип темперамента имеет свои сильные и слабые стороны. «Чистый» темперамент встречается редко.
5. этап. Итоги.Помог ли данный урок учащимся определить свой темперамент, выявить сильные и слабые стороны своего характера. На основании полученной информации может ли учащийся скорректировать свое поведение в различных жизненных ситуациях, в общении с окружающими людьми.
6. этап. Домашнее задание
«Кто я?» охарактеризовать себя в 20 словах.
Список литературы
- Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. Для учащихся старших классов.- М.: Просвещение, 1986 г.
- Маленкова Л.И. «Я – человек!» (курс «Человековедение»: старшеклассникам о самопознании и самовоспитании) – М.: ТОО «Интел Тех», 1996г.