Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Темперамент и характер". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Задачи:

  • расширить знания учащихся о типах нервной деятельности,
  • раскрыть понятия: темперамент, характер,
  • показать роль окружающей среды в формировании характера,
  • провести самодиагностику характера, темперамента,
  • формировать умения самостоятельно анализировать полученную информацию

Оборудование:

Цитаты на доске:

«Темперамент идет впереди мысли. Это плохо.
Надо поставить мысль впереди темперамента»
К.С. Станиславский

«Темперамент есть самая общая характеристика
каждого отдельного человека, самая общая
характеристика его нервной системы, а эта
последняя кладет ту или иную печать
на всю деятельность данного индивида».
И.П. Павлов

«У каждого человека три характера:
тот, который ему приписывают;
тот, который он сам себе приписывает;
и, наконец, тот, который есть в действительности».
Виктор Гюго

1. этап. Организационный момент:

На данном этапе учитель предлагает учащимся разделиться на 4 группы «Холерики», «Сангвиники», «Флегматики», «Меланхолики». Весь урок учащиеся работают в группах, имеют возможность свободно высказываться, работа ведется совместно с учителем и педагогом-психологом.

2. этап. Повторение пройденного материала:

Учащиеся отвечают на вопрос: как осуществляется познавательная деятельность человека? Закрепляются понятия: память, восприятие, ощущение, мышление.

3. этап. Изучение нового материала «Темперамент и характер».

Учитель обращается к цитате:

«У каждого человека три характера:
тот, который ему приписывают;
тот, который он сам себе приписывает;
и, наконец, тот, который есть в действительности»
Виктор Гюго

Что же такое характер?

Характер (общий термин греческого происхождения) — совокупность существенных свойств, особенностей предмета.

Характер (психология) — целостные свойства личности (нрав), постоянно проявляющиеся в её поведении (в отношениях к миру и людям). По сути, характер личности состоит из привычек и установок.

Характер – неповторимое сочетание психологических черт личности. Основные черты личности: убеждения, идеалы, цели, воля. Воля – способность человека совершать сознательные действия, необходимые для преодоления внешних и внутренних трудностей.

Учитель предлагает учащимся оценить свой характер, тест «Какой у Вас характер?» (Приложение 1)

Учащиеся обсуждают полученные результаты с педагогом-психологом. И приходят к выводу, что у всех характеры разные. Это связано с тем, что все люди отличаются друг от друга по своим личностным свойствам.

Что может сделать сам человек в формировании своего характера? Можно ли изменить характер?

Проблема: Что первично: характер или темперамент? Учащиеся ищут ответ в учебнике и определяют понятие темперамент.

Темперамент – это характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов (ощущения, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи, поведения) и состояний.

Сходными для людей оказываются психофизические свойства нервной системы. Учитель биологии разбирает схему на доске: (Приложение 2), отмечает характерные признаки типов нервной системы.

  1. Сильная неуравновешенная нервная система: повышенная возбудимость, раздражительность.
  2. Сильная уравновешенная, подвижная нервная система: общительность, жизнерадостность, способность быстро реагировать и ориентироваться в обстановке.
  3. Сильная уравновешенная, неподвижная нервная система: низкая общительность, спокойствие, переориентация деятельности протекает медленно. Павлов И.П. назвал людей с таким типом нервной системы «тружениками жизни».
  4. Слабая нервная система: заторможенность, малообщительность, мнительность, эмоции внешне не проявляются.

На формирование нервной системы влияют следующие факторы: наследственность и окружающая среда.

На основании этих свойств, принято выделять четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Каждая группа самостоятельно работает над текстом в учебнике, выбирая основные характеристики темперамента соответствующие названию группы.

Педагог-психолог предлагает группам рассмотреть рисунок (Приложение 3) и отметить, где какой темперамент изображен художником. Свое решение доказать.

Тест «Темперамент» (Приложение 4)

Учащиеся определяют свой темперамент. Совпадает ли полученный результат с их представлением о себе? Можно ли изменить тип темперамента.

Учащиеся делают вывод, что тип нервной системы наследуется от родителей, но на него оказывает влияние окружающая среда, что изменить темперамент нельзя. Нет «хороших и плохих» темпераментов, каждый тип темперамента имеет свои сильные и слабые стороны. «Чистый» темперамент встречается редко.

5. этап. Итоги.

Помог ли данный урок учащимся определить свой темперамент, выявить сильные и слабые стороны своего характера. На основании полученной информации может ли учащийся скорректировать свое поведение в различных жизненных ситуациях, в общении с окружающими людьми.

6. этап. Домашнее задание

«Кто я?» охарактеризовать себя в 20 словах.

Список литературы

  1. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. Для учащихся старших классов.- М.: Просвещение, 1986 г.
  2. Маленкова Л.И. «Я – человек!» (курс «Человековедение»: старшеклассникам о самопознании и самовоспитании) – М.: ТОО «Интел Тех», 1996г.