Урок по математике в 6-м классе по УМК Н.Я. Виленкина "Действия с обыкновенными дробями"

Разделы: Математика


Цели и задачи:

  1. Отработка практических умений и навыков действий с обыкновенными дробями.
  2. Воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды.
  3. Развитие наблюдательности, внимания, мышления.

Оборудование:

  • проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • карточки с заданиями.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по экологической тропе.

Природа – наше богатство, и не случайно писатель Михаил Пришвин обратился к вам, детям: “Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

Посмотрите, как прекрасна плодородная наша земля Донская! Какие красивые леса, поля, реки, озера! (Слайд 1-6) Но земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и на протяжении многих веков была его кормилицей, находится в опасности! Мы сегодня на уроке обсудим одну из актуальных тем дня – проблему загрязнения нашей планеты, и проблему охраны растений и животных. Итак, отправляемся в путешествие.

I остановка “ Вода” (Слайд 7-9)

Ученик 1: Все мы знаем сказку А.С. Пушкина. Жили - были старик со старухой – у самого синего моря. Забросил, как- то раз дед в море невод и вытащил…. В стародавние времена старик поймал бы золотую рыбку. А что если бы он закинул невод сегодня? Пришлось бы невод вытащить с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами и прочим мусором. Закинул бы он невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную шину. В третий раз – как и полагается, попалась бы рыбка, да не простая, а золотая, и стала бы она молить: “Только не отпускай меня, старче, в море, лучше кинь в аквариум с чистой водой, не хочу я сделаться рыбкой нефтяною, а хочу остаться рыбкой золотою!

Ученик 2: Мы знаем, что ткани живых организмов на 70 % состоят из воды. Воды на земле много, но лишь 3 % – пресная вода, а 97 % –это соленая вода. Пресная вода нам необходима для питья, рыболовства, сельского хозяйства, промышленности, она имеет особое значение для жизни природы.

Учитель: В нашей сельской местности многие животноводческие фермы расположены вблизи водоемов, с которых, особенно весной, стекает в реки и пруды навозная жижа. К тому же основной проблемой нашего посёлка остается проблема питьевой воды. Постоянное взятие проб воды из скважин показывает, что более трети скважин с технической водой, которая содержит вредные для организма тяжелые металлы (ртуть, мышьяк, свинец). Поэтому рекомендуют употреблять прокипяченную воду. Я хочу вас познакомить со временем разложения некоторых видов мусора.

  • Бумага разлагается от 2 до 5 месяцев.
  • Апельсиновая кожура – 6 месяцев.
  • Коробка из-под молока - 5 лет.

За сколько лет разлагается пенопласт, я предлагаю узнать вам самим, решив пример:

Все задания на карточках (Приложение 1)

Поэтому будьте милосердны, не бросайте их в реки и озера.

II остановка “ Животный мир” (Слайд 10-14)

Ученик 3:Наша область расположена в прекрасной природной зоне, к ней с юга подступают степи, с севера проникают леса. Лесистость её территории составляет 34%. По ней проходят границы распространения многих видов животных. Цепочки озер и рек служат пролетными путями для многих водоплавающих и околоводных птиц. Такое географическое положение области и неоднородность ландшафтов с их степями, лесами, водоемами и определяют разнообразие животного мира. Животные очень чутко реагируют на изменение условий среды обитания, поэтому необходимо предпринимать меры по её охране. Охрана среды обитания животного мира – лучший способ охраны самих животных.

Игровая ситуация: “Отгадай загадку.”

Учитель: Загадка 1.Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло.

Ответ: Это сова. С 1964 года в РСФСР совы находятся под охраной закона

Задача 1. Каждая сова за один год уничтожает приблизительно 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна, сколько тонн зерна за год спасает сова?

Ответ: 1 тонну

Загадка 2.Этот зверь всю зиму спит. Снег растает – полетит. Попищит, послушает, мотылёчка скушает . Ответ: Летучая мышь.

Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они полностью уничтожают малярийных комаров.

Задача 2 Летучая мышь, весящая всего 7-8 граммов, за час ночной охоты поправляется на грамм. Сколько комаров она сможет поймать и съесть за 1ч вы узнаете, решив следующее уравнение:

Ответ: 160.

Ученик 4:

Прокормите птиц зимой!

    

А ведь в нашем сердце есть

Пусть со всех концов

И для птиц тепло:

К вам слетятся, как домой,

Приучите птиц в мороз

Стайки на крыльцо

К своему окну,

Сколько гибнет их–не счесть,

Чтоб без песен не пришлось

Видеть тяжело.

Нам встречать весну.

III остановка “Растительный мир” (Слайд 15-20)

Ученик 5. В мире много видов растений, которым угрожает уничтожение. Такая судьба ожидает каждый десятый вид. Эти виды берутся на специальный учет – заносятся в Красные книги. Достигнуть успеха в сохранении можно только в том случае, если сохранять виды растений в составе сообществ, в которых они обитают в естественных условиях.

Учитель: Названия растений из Красной книги Ростовской области вы узнаете, выполнив задание на карточке 2.

Задание. Найдите дроби от указанных чисел и полученные ответы расположите в порядке возрастания. Впишите в кружки соответствующие буквы. Прочитайте слово. (Приложение 2)

IV остановка “Атмосфера” (Слайд 21-25)

Ученик 6. За год в атмосферу выбрасывается углекислого газа около 5 млрд. т. Кислорода на земле становится все меньше и меньше, а выхлопных газов заводов химической промышленности и транспорта все больше и больше. Заводы, предприятия перерабатывающей промышленности, тепловые э/станции, автомобили, выбрасывая в воздух вредные вещества, способствуют потеплению климата на земле, вызывая кислотные дожди и уничтожая озоновый слой нашей планеты. В результате возникают угроза здоровью человека, гибель растений, мертвые озера, повреждения зданий.

Ученик 7.Кроме этого есть шумовые загрязнения, т.е. громкие шумы, вызывающие раздражение нервной системы, которые могут повредить слух. Шум измеряется в децибелах. Уровень шума в 160 децибел, равный реву двигателя реактивного самолета ведет к нервно-психическим заболеваниям. Еще курение, оно не только загрязняет воздух, но и губит здоровье и самого курящего и окружающих его людей. Табачный дым содержит угарный газ - вещество вызывающее рак, и никотин - повышающий уровень давления. Запрет на курение в общественных местах уменьшает загрязнение этого рода и спасает некурящих от необходимости вдыхать табачный дым.

Учитель: В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека.

Задача. Определите процентное содержание в одной сигарете самых ядовитых веществ–синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, – в одной сигарете, если никотина 2% , а синильная кислота составляет 1/2 часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раза больше, чем никотина, окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя; полоний–210 составляет 2/3 от количества окиси углерода.

Ответ: никотина-2%; синильной кислоты-1%; табачного дёгтя-15%; окиси углерода-9%; полония-210-6%.

Задание на дом:

  1. Определите, сколько % своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 18 рублей, а ежемесячная зарплата курящего 6 тысяч 300 рублей (в месяце 30 дней).
  2. Решив кроссворд, вы узнаете тему нашего следующего урока. (Приложение 3)

V Подведение итогов урока. (Слайд 26-29)

Учитель: Наш урок подходит к концу, но я уверена в том, что данный урок и подготовка к нему убедили вас, ребята, в том, что нашу природу надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик и разнообразен, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе. Помните, что засоряя и отравляя реки, почву и воздух мы не только себя обделяем, но и лишаем будущее поколение прекрасных творений природы. Проявляя милосердие к природе, мы тем самым проявляем заботу о себе.

Благодарю всех выступивших. И в заключение послушайте стихотворение.

Ученик 6.

Здравствуй, планета!
Здравствуй, земля!
Отныне мы дети твои и друзья.
Отныне мы вместе большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!
Вот и к концу наш урок подошёл.
Сегодня он отлично прошёл!
Всё, на что способны, показали мы
А все знания наши - проверили Вы!

Приложение 4.