Подготовка к сочинению по картине А.Лактионова "Письмо с фронта"

Разделы: Русский язык


За письмом, надеюсь, вслед
Буду сам обратно…

А.Твардовский “Василий Теркин”

I. Организационный момент.

Сегодня мы познакомимся с картиной Александра Ивановича Лактионова “Письмо с фронта”, с талантом художника в изображении важного события в жизни страны начала 40-х годов XX столетия.

Цель урок: выбрать и систематизировать необходимые языковые средства, которые помогут написать сочинение по собственным впечатлениям. Запишем тему урока.

II. Слово учителя.

65 лет прошло со дня Победы русского народа в Великой Отечественной войне.

– Ребята, вспомните, в каком году началась и закончилась эта страшная война? (1941-1945г.г.)

– Это очень важно помнить вам, молодому поколению, что на долю нашей страны выпало такое тяжелое, жестокое бремя. Но не утихает боль, не покидает память людей об этом страшном времени. Снимаются фильмы, публикуются художественные произведения о войне, слагаются песни.

– Почему необходимо помнить о войне? (Помнить, чтобы не повторилась война, чтобы все поняли: мы люди. Самое страшное, когда человек встает с оружием против детей, женщин, стариков. Война сильнее всего поражает слабых и беззащитных).

– В мире и без войн так мало доброты, милосердия. Жизнь – самое ценное, что есть у человека, и надо сделать все, чтобы жизнь не прервалась из-за чьих-то эгоистических идей.

Талантливые люди искусства не остались в стороне, когда началась война. А после победы все еще были живы воспоминания, которые причиняли боль.

Но были и светлые моменты в эти времена, ибо человек жил, любил и надеялся. Радостью было получение любой весточки с фронта. Письма, приходившие с фронта, со знакомым почерком, были самыми желанными. Это означало – солдат жив.

И вот такой эпизод из жизни военного времени изобразил русский художник Александр Иванович Лактионов (1910-1972г.г.)

“Лактионов – русский живописец. Его творческое наследие составляют, главным образом, портреты и жанровые картины. Лучшая из них – “Письмо с фронта”. Она написана в 1947 году в подмосковном городе Загорске, где жил художник. Загорск вырос около Троице-Сергиевой лавры, теперь ему возвращено старое название – Сергиев Посад. Вероятно, поэтому фон картины именно загорский: дворик монастыря со скромным куполом церкви и шпилем колокольни. Произведения Лактионова привлекают к себе искренностью, правдой выраженных в нем чувств, простым и типичным сюжетом, которые находят отклик в сердце каждого человека.” (Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.)

III. Анализ картины.

– Попробуйте вкратце рассказать, что вы видите на картине? (Солдат вручил письмо, первая радость от получения долгожданной весточки уже позади.)

– Действительно, мы не только видим, что произошло, но можем понять, что предшествовало этому моменту и что будет дальше.

– Как вы определите тему и главную мысль картины? (Тема: семья получила долгожданное письмо; мысль: радость вестей с фронта.)

– Вспомните и назовите типы речи. (Повествование, описание, рассуждение.)

– Какой тип речи будет определяющим в вашей работе? Почему? (Повествование. Цель: рассказать о событиях, интересном эпизоде.)

– Посмотрите внимательно на картину. Рассказав лишь об этом событии, ваш рассказ будет неполным, невыразительным. Элементы какого типа речи вы введете в сочинение? Почему? (Описание. Цель: показать детали, дать характеристику предмету, состояния природы, внешности человека, интерьера или местности.)

– К какому типу речи будет относиться ваша работа? (Повествование с элементами описания.)

– Вспомните и назовите стили речи. (Разговорный и книжный (художественный, научный, публицистический, официально-деловой) стили речи.)

– Какой стиль речи изберете вы, чтобы текст был ярким, образным ? Почему? (Художественный. Цель: эмоционально воздействовать на читателя, передать чувства и переживания автора.)

– Можно ли в тексте художественного стиля использовать фрагменты разговорного? В каких случаях это возможно? (Возможно, использовать в диалоге персонажей, героев картины, чтобы показать особенности их речи.)

– Значит, в зависимости от типа речи определите, какой будет композиция вашего сочинения.

Чтобы помочь в составлении сочинения – повествования (рассказа), обратитесь к рисунку 1. Он поможет вам систематизировать знания, полученные на уроке.

– Назовите части композиции любого текста. (Введение, основная часть, заключение.)

– Обратимся к таблице, запишем в графе “ Композиция”: Введение.

– Какова особенность введения как части композиции? (Нужно подготовить читателя к восприятию текста (рассказа), т.е. пояснить в нем такие детали, без знания которых понять рассказ по – настоящему нельзя. Введение объясняет, где, как и почему автор узнал о том, что произошло с героями.)

– Итак, введение может вызвать интерес читателя к рассказу. Но уточним самое важное: кто же расскажет нам это событие? (Рассказчик (наблюдатель) или один из героев картины.)

– От какого лица будет идти речь в сочинении, если вы рассказчик? (Речь пойдет от 3-го лица: “Они читали письмо”.)

– Представьте, если вы – один из героев картины, вы раскрываете свои переживания, чувства. (Речь от 1-го лица: “Мне было тогда 10 лет, и я хорошо помню, как мы получили это письмо”.)

– В ведении мы узнаем, кто расскажет нам эту историю.

– Перейдем к сложному плану “Рисунок № 1”.

– Озаглавьте и запишите первый пункт плана (I. Это было в Загорске… Место встречи:

а) время года, суток, пейзаж;

б) наш двор.)

– Назовите место действия, время года, суток. Запишите предложения в таблице:

Языковой материал

Примечания

Это было в самом конце войны.

Теплом утром сквозь небольшие тучки пробивались тонкие лучи солнца, освещавшие весь двор.

Лето, утро, небо, зелень, описание природы.

– Объясните постановку знаков препинания. Дайте устную характеристику 2-го предложения.

– Найдите служебные части речи и объясните их правописание. Назовите известные вам производные предлоги.

– Уточните место встречи. (Двор.) Опишите местность “Рисунок № 1”.

Языковой материал

Примечания

Дома стояли, словно образуя круг, площадь перед домом (мальчики играли футбол), люди собирались, дружили, делились новостями…

Описание местности.

– Переходим к основной части композиции. Какова её особенность? Расскажите устно.

Завязка – событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета произведения.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии сюжета.

Развязка – разрешение конфликта в произведении, исход событии.

– Значит, основная часть поможет ближе познакомиться с героями и событиями, которые произошли.

– Озаглавьте следующий пункт плана. (Долгожданное письмо.)

– Подходит момент знакомства с героями “ Рисунок № 1”.

План.

II. Долгожданное письмо:

а) крыльцо;
б) герои;
в) чувства.

– Стремитесь показать не только героев, но и кратко описать их внешность, одежду.

– Описание интерьера (вернее, его части) поможет вам объяснить, в каких условиях жили люди в военное время “ Рисунок № 1”.

Примечания

Прогнивший пол, обвалившиеся куски штукатурки, разрушенный заборчик.

– Какой части речи эпитеты? (Причастия.)

– Составьте предложение, содержащее завязку. Кто принес письмо? (Солдат – однополчанин вручил письмо. Раненый боец, с палочкой, с забинтованной рукой.)

– На какую деталь следует обратить внимание во внешности солдата. (Медали за храбрость, их много, значит, это не начало войны.)

– Поза бойца указывает на то, что он тоже внимательно слушает чтение письма. Запишите предложения: Солдат, улыбаясь и покуривая, слушает. Он еще расскажет семье о том, что не напишешь в коротком письме.

– Объясните постановку знаков препинания. Назовите и определите грамматические основы предложений.

– Кто еще присутствует при чтении письма? ( Вся семья. Мать (на переднем плане, деталь – очки), видимо, уже прочитавшая письмо. Стоит в стоптанных туфлях, платок прикрывает седые волосы. Девочка внимательно слушает: ей, наверное, обидно и завидно, что читать письмо дали братишке.)

– Обратите внимание еще на одну деталь военного времени в изображении молодой женщины. (Девушка – дежурная ПВХО (противовоздушный хозотряд). Во время бомбовой атаки фашистов молодые люди сбрасывали с крыш домов зажигательные бомбы, взрывавшиеся через несколько секунд. В их распоряжении были лопаты, щипцы, вода, песок. Многие погибали, но члены отряда шли на это добровольно, чтобы этим принести пользу городу).

– Еще один будущий участник беседы: вдали, на заднем плане, шагает навстречу нам солдат в полевой форме, готовый присоединиться к обсуждению вестей с фронта.

– Таким образом, на картине изображены простые советские люди в обычной для военного времени тыловой обстановке. Персонажи взяты из жизни нашего народа в дни войны. Ненавязчивые детали в художественной, образной форме раскрывают содержание произведения. Картина вся светится, солнечный свет кажется ощутимым на лицах людей, на одежде и в пейзаже. Даже письмо приобретает символический смысл – это свет, надежда на победу.

– Как называется последняя часть композиции? (Заключение.)

– В заключении напишите свое мнение о том, какой след оставил этот случай в памяти людей? Чему он научил?

– Какова основная идея повествования? (Показать радость: добрые вести объединяют людей.)

– Как назовете последний пункт плана? (III. Победа близка!)

Выбор языкового материала остается за вами.

IV. Подведение итогов.

-Подведем итоги. Какой тип речи используете в сочинении? Какой стиль речи изберете?

– Приведите примеры заглавия сочинения. (Победа близка. Добрые вести. Родное письмо).

– Завершая урок, приведу примеры строчек писем молодых людей, ушедших добровольцами на фронт. Гуля Королева. Под этим именем вошла в историю Великой Отечественной войны санинструктор Марионелла Королева. Её никто не величал Марионеллой Владимировной – слишком молодой, простой и общительной она была. “Многое есть чего рассказать, да всего не напишешь. Деремся мы здорово. Все время гоняю на машине по передовой, забираю раненых. Немцы прут к Дону. Ну а мы их косим и косим. Не гулять им, мерзавцам, по донским степям…” ( Колосков А.М.Комсомольцы в Великой Отечественной войне. - М., 1983.)

– А ведь она могла быть старшей сестрой героини картины. Думаю, что персонажи, изображенные на картине Лактионова, читают такие письма.

– Обратите внимание на эпиграф. Перед вами строчки из поэмы “Василий Теркин” А.Твардовского, поэта, побывавшего на войне.

– Это главное для бойцов – вернуться живыми домой, к родным, к семье. А пока письмо с фронта – единственная, но крепкая связь людей, единство народа в этой кровопролитной войне.

V. Объяснение домашнего задания.

Написать сочинение – рассказ по картине Александра Лактионова “Письмо с фронта”, репродукция которой находится на вклейке учебника “Русская речь” Е.Н.Никитиной.

VI. Выставление оценок.

Рисунок 2