Урок по окружающему миру по теме "Органы пищеварения. Гигиена питания"

Разделы: Начальная школа


Цель: Дать общее представление об органах пищеварения, зубах и познакомить с гигиеной питания.         

 
Образовательные задачи:

  • познакомить с органами пищеварения и определить  их основные функции;
  • познакомиться с типами зубов, их строением;

Воспитательные задачи:

  • способствовать формированию потребности следить за своим здоровьем;
  • для физического и гигиенического воспитания разъяснять гигиенические условия нормального пищеварения;

  Развивающие задачи:

  • применять проблемно – поисковые методы;
  • способствовать развитию у детей умения познавать мир и самого себя и использовать знания и умения в реальной жизни;

Проблемная задача: помогают ли знания о процессах пищеварения и обмена  веществ сохранению здоровья?

Оборудование:

Таблицы: «Органы пищеварения», «Зубы и уход за ними»; макет зубов; зубная щетка, вата, расческа; ПК; мультимедийный проектор; SMART-доска; 5 ноутбуков.

Тип урока: урок – конференция

Форма работы: групповая

Ход урока

I. Оргмомент.

Добрый день, уважаемые гости. Вы присутствуете на заседании ученого совета медиков по теме «Органы пищеварения».
На совет приглашены делегаты от стоматологов, терапевтов, гастроэнтерологов, гигиенистов.  (Расставляются таблички с названиями групп)

- А вы знаете,  за здоровье какого организма отвечают   эти специалисты?

- Стоматолог занимается заболеваниями полости рта, зубов, челюстей и граничащих с ними областей.
- Терапевт  лечит  внутренние болезни: кровообращение, дыхание, пищеварение, почки, кровь, систему соединительной ткани, желёз   и обмена веществ.
- Гастроэнтеролог изучает причины и механизм развития различных заболеваний органов пищеварения
- Гигиенисты отвечают за санитарные правила, нормы гигиены.  

- Пожалуйста, займите те  места, в какой  группе вы хотели бы работать.    На ученом совете  присутствует экспертная комиссия, которая  будет помогать группе и нести ответственность  за конечный результат.   

II.   Исследовательская работа.

- Экспертная комиссия  предварительно провела некоторые исследования, связанные со здоровьем детей в региональном масштабе, а также - работу с медицинскими картами  нашего класса. С тем, какая  вырисовывается картина,  нас  познакомят члены этой комиссии.
Слово экспертам.
Мы начнем с интересных фактов. Изучив статистические данные о здоровье детей в регионе, выяснили: по данным Минздрава России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 % - 40 % - хронические заболевания.
Предварительное исследование уровня здоровья нашего класса показало, что учащихся  с высоким уровнем  - 3 человека  (11 %) , средним  – 22 человека (79 %) и низким уровнем – 3  
человека  (11 %).  

Из  26 учащихся страдают нарушением органов зрения  4 человека  (14 %), нарушением осанки – 11 человек (42%), заболеванием нервной системы – 7 человек  (25%), заболеванием лор органов – 6 человек  (21 %), заболеванием пищеварительного тракта – 3 человека  (11 %).

-  Напрашивается вопрос, почему же так происходит? (ответы детей)

Ученые нашего времени установили, что здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: на 50% - от здорового образа жизни, на 20% - от наследственности, на 20% - от экологической обстановки и на 10% - от здравоохранения.
- Другими словами, в наших интересах удержать 50% собственного здоровья.
- Как же это сделать? (ответы детей)  
- Я считаю, все заболевания от незнаний. Сегодня мы  попробуем разобраться в такой  проблеме:  помогают ли знания о процессах пищеварения сохранению здоровья. А  на основе практической деятельности создадим «Модель здорового  гимназиста».

 III.  Работа в группах.

1. Погружение в учебный материал (работа с учебником на  стр. 76 и дополнительной литературой)

- Итак, приступаем к выполнению поставленных задач. Каждая делегация  осуществляет  поиск своей информации,  чтобы доложить о ней ученому совету; а члены экспертной  комиссии пройдут в свои группы и  займутся  практической деятельностью (приложение 10).

2. Обсуждение проблемных вопросов.

- По ходу работы  группы заполняют таблицы (приложение 1).   Чтобы наш организм нормально существовал, его нужно кормить. Как машина без бензина не будет ездить, так и человек, чтобы жить и работать, должен есть. Как правило, человек ест каждый день утром, днем и вечером. Так его организму легче справиться с переработкой продуктов.  Каким образом  это  происходит, мы сейчас узнаем, проникнув в тайны организма. По ходу выступлений вам необходимо заполнять лежащую на столе таблицу.

а) Стоматологи.  Поговорим о наших помощниках – зубах. Именно от их состояния зависит здоровье всех органов пищеварения, а значит, и  наше здоровье.

Зубы – первая ступень пищеварительной системы, т.к. человек откусывает и пережевывает ими  пищу. Они имеют разную форму, в связи с этим они выполняют и разную работу (приложение 2 - презентация 2, стр.2-3).  

рис. 1

рис. 2

Вы видите, что зубы имеют разную форму, в связи с этим они выполняют и разную работу:

Резцы откусывают, отрезают пищу.    Клыки разрывают пищу. Коренные зубы  предназначены для переваривания и перетирания пищи.

Рисунок 4

Рисунок 5

 б) Гигиенисты. Считается, что зубы – самые твердые части организма. Твердость им придает белая эмаль, которой они покрыты. Но, как ни тверды зубы, они болят и разрушаются. Если не чистить зубы, не полоскать рот, на зубах образуется налет, в котором скапливается много микробов. Они будут способствовать разрушению зубов. Когда разрушение доходит до пульпы (объяснение на модели зуба), зуб начинает нестерпимо болеть. Нужно срочно идти к зубному врачу.  Кроме того, микробы, которые мы проглатываем вместе с пищей, могут вызвать болезни органов пищеварения. Значит, здоровые зубы сохраняют здоровье человека.

Опыт (Вата, расческа).

Чтобы сохранить зубы белыми и здоровыми, их надо не менее двух минут обрабатывать зубной пастой со всех сторон. Как это делается, я вам напомню.  
Возьмем расческу и начешем на нее вату так, чтобы часть ее волокон застряла между зубьями расчески. А теперь попробуем удалить  вату, двигая зубной щеткой слева направо так, как это обычно  делают  дети. Что происходит? Вата не удаляется.
А теперь  выполним те же движения, но от основания зубьев расчески к их краям. Вата легко удаляется.  Делать это следует 2 раза в день. Но и этого недостаточно.  Два раза в год надо посещать зубного врача, даже тогда, когда зубы не болят. Это ваше лекарство против кариеса.   

в) Гастроэнтерологи.       

Рисунок 6

Слайд – анимация (приложение 3 - презентация 2, стр. 4).

- Как вы думаете, с какой целью появился язык?
- Когда мы пережевываем пищу, наши зубы сначала разделяют ее на мелкие кусочки, потом растирают в однородную массу. С этой массой смешивается слюна и склеивает ее в пищевые комки. В работу включается язык. Он ощупывает, переворачивает, перемешивает и подкладывает кусочки пищи под «жернова» зубов. Язык и зубы «замечают» все, что нельзя пропустить дальше в пищевод.

Слайд– анимация (приложение 4 - презентация 2, стр.5 )

Рисунок 7


- Как нужно правильно жевать и глотать? Большинство из вас уже знает о том, что жевать нужно тщательно и никогда не набивать рот едой.  Когда вы пытаетесь проглотить большой кусок неразжеванной пищи, он может застрять в горле. Тогда приходится долго откашливаться и выплевывать еду — очень неприятное зрелище! Когда мы жуем медленно и тщательно, то перемалываем зубами крупные куски пищи. Она успевает как следует перемешаться со слюной и после этого спокойно проходит изо рта в  пищевод, а затем - в желудок.    

Просмотр фрагмента фильма (приложение 5 - обратитесь к автору)

Рисунок 8

В пищеварительной системе все органы могут подвергаться заболеваниям. Распространенные заболевания: печень – панкриатит; желудок – гастрит; поджелудочная
железа – холецистит и т.д. Их надо оберегать от   различных   инфекций: вирусы могут легко попасть в  органы и вызвать их воспаление. Что для этого нужно делать?     

  • Если    тебе    дают  лекарство,    не   капризничай   и прими   его.   Тогда  вероятность заражения  органов намного уменьшится.
  • Никогда не ешь незнакомые продукты  и не пей напитки, которые ты   еще не пробовал.
  • Для   того,    чтобы   органы     работали хорошо,    необходимо много минеральных    веществ,  витаминов, а также жиров, белков и углеводов.  

Поэтому ребенок    должен     всегда    хорошо питаться. Характер питания оказывает влияние на рост, физиологическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма.
- Итак, ребята, мы разобрали первый отдел пищеварительной системы. Как он называется и какую функцию выполняет?

 г) Терапевты.  Свое путешествие по отделам пищеварения мы совершаем совместно со слайд – программой (приложение 6 - презентация 2, стр. 6).

Опыт о работе  кишечника.

Непереваренные вещества продвигаются  в последний отдел пищеварительной системы в толстую кишку. Все, что от нее осталось, — это вода и вредные вещества —  
отходы. Вода впитывается в стенки толстой кишки и оттуда поступает в наши ткани. Посмотрим, как это происходит. Сначала берем воду из   крана и наливаем  на поверхность. Теперь возьмем полотенце (оно может быть даже бумажным — это не имеет значения) и положим его прямо на разлитую воду.
Подождем несколько секунд, затем поднимем полотенце. Что произошло с водой? Ее больше нет на поверхности — она впиталась в ткань. То же самое происходит и в кишечнике.
Это очень важно, так как нашему организму для нормальной работы необходимо много воды.  Непереваренные остатки продвигаются вниз, в прямую кишку, и удаляются из организма.

Рисунок 9


IV.   Физминутка

V. Закрепление.

1. Работа на SMART – доске (приложение 7 - пищеварение, notebook).

- Итак, путь завершен. Сейчас мы вспомним, через какие органы пищеварения  проходит пища, какую функцию выполняет каждый из этих органов? Сравните свои результаты с таблицей.
- На доске отделы органов пищеварения расположены в хаотичном порядке. Составьте систему органов пищеварения (картинки двигают руками), расположив их последовательно, называя каждый отдел и его функцию.

Рисунок 10   

Рисунок 11

- Полностью, в оригинале пищеварительная система выглядит таким образом. В организме человека органы располагаются таким образом (приложение 8 - презентация 2, стр. 7).

                                                          
2. Работа на SMART-  доске. Игра «Третий лишний» (приложение 7 – пищеварение,notebook).

Исключите лишнее. Объясните, почему вы убрали это понятие.

  1. Рот, желудок, почки.
  2. Легкие, печень, поджелудочная железа.
  3. Толстая кишка, трахея, бронхи.
  4. Глаза, тонкий кишечник, толстый кишечник

3. Выполните тест по теме «Органы пищеварения»  (приложение 9).

VI. Творческая работа.

Создание проекта  «Модель здорового гимназиста» и его защита

 - Ребята, давайте вспомним, какова же цель этого проекта?

1. На основе практической деятельности создать «Модель здорового гимназиста», а для этого нужно разработать основные критерии сохранение физического здоровья.
Экспертная группа уже сделала некоторые наработки к проекту. Обсудите их в группах,  внесите поправки, дополните,  перенесите  свою работу на основной носитель (ПК)  и выходите на защиту.

2. Защита проекта (приложение 10 - презентация проекта).

Вывод: помогают ли знания о процессах пищеварения сохранению здоровья?

VII. Рефлексия.

Приготовьте экспертные карты; заполните их; посчитайте средний бал; покажите результат.

Я очень рада, что недостаточного уровня у нас нет.

VIII. Итог

Вывод:

Что предполагает здоровый образ жизни? (Ответы детей: двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек и умение управлять своим здоровьем).  

IX. Домашнее задание (по выбору)

1. Разгадайте кроссворд.

  1. Что ты говоришь, когда выходишь из-за стола?
  2. Что находится между ртом и желудком? 
  3. Что переваривается в желудке? 
  4. Что находится после пищевода? 
  5. Куда сначала попадает пища? 
  6. Где происходит впитывание питательных веществ? 
  7. Что мы стелем на стол? 

2.Прочти слово по вертикали и закрась эти клеточки.

Сочините сказку о приключениях этих героев.