Цель урока: расширить представление учащихся о взаимосвязи между искусствами путем создания музыкального театрального спектакля.
Задачи урока: закрепить в сознании учащихся понимание возможности каждого вида искусства в отражении действительности; подвести к постижению понятий «либретто», «увертюра», «сценарий», «режиссура»; способствовать развитию творческого воображения, самостоятельности.
Методы: метод эмоциональной и художественно-педагогической драматургии; метод сравнения, метод размышления, метод осознания личностного смысла музыкального произведения, метод театрализации, включающий групповую и коллективную работу.
В качестве музыкального материала были взяты: «Чудо-сказки», музыка В.Голикова, сл. Ю. Полухина; «Сказочка», музыка Н. Пескова, сл.Б. Заходера; фрагменты из музыкальных сказок (опер и балетов П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева, Р.К. Щедрина); увертюра к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила»; «Нянина сказка» из «детского альбома» П.И. Чайковского; «Мы желаем вам добра» Г. Струве; литературного – стихи В. Лунина к «Няниной сказке» с иллюстрациями В. Павловой.
Оборудование: фортепиано, детские музыкальные инструменты: колокольчики, палочки, коробочки, мультимедиа, музыкальный центр.
Ход урока
I. Вступление – ПРИСКАЗКА (Рисунок 1)
- исполнение учителем песни «Чудо-сказки»;
- определение темы урока и музыкальных сказок (по фрагментам, исполняемым учителем); (Рисунок 2, 3, 4, 5, 6, 7,8,9,)
- ответы на вопросы:
- Что общего между этими музыкальными операми и балетами? (Они написаны на литературный сюжет, «либретто»). (Рисунок 10)
- Что такое «сказка», какие бывают сказки, из чего они состоят? (Присказка, зачин, повествование, концовка). (Рисунок 11)
- Какие присказки и концовки вы знаете?
- Что предваряет оперные и балетные спектакли? (Увертюра. Слушая увертюру еще при закрытом занавесе, мы можем определить события, которые нас ожидают).
Задание.
Послушайте увертюру к одной сказочной опере и скажите, о каких событиях пойдет в ней речь, какого рода спектакль развернется перед нами?
Слушание Увертюры из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
II. Подготовка к восприятию нового материала – ЗАВЯЗКА
- знакомство с музыкальными сказками, не имеющими литературной основы.
Задание. Послушать «Нянину сказку» и попытаться определить ее содержание.
- знакомство со стихами В. Лунина, написанными к этой сказке. (Рисунок 12)
Вопросы к классу:
- Как изменилось восприятие этой музыки после знакомства со стихами поэта?
- Соответствуют ли стихи музыкальному произведению?
- демонстрация иллюстраций В. Павловой к стихам В. Лунина (Рисунок 13,14,15)
Вопрос к классу:
- Что добавили к вашим впечатлениям о музыкальной сказке иллюстрации?
Домашнее задание. Придумать свой вариант содержания «Няниной сказки» и проиллюстрировать его.
- проверка понимания возможностей каждого искусства в отражении действительности
Задание. Заполнить пропуски в высказывании Н.А. Римского-Корсакова, словами: образ, мысль и настроение.
«Живопись дает ____________ , и нужно создать в своем воображении _________ . Поэзия слова дает _________ , и по ней нужно создать __________, музыка дает __________, а по нем надобно воссоздать ________ .» (Рисунок 16)
III. Изложение нового материала – ПОВЕСТВОВАНИЕ
- знакомство учащихся с предстоящей работой. (С давних времен все виды искусства стремились объединиться. Сегодня мы объединим на уроке искусство музыки, литературы и театра);
- подготовка к исполнению песни. (Распевание на попевке, взятой из песни Г. Струве «Мы желаем вам добра» на слоги «лю», «ма», «ра» в разных тональностях и с разными характером: нежно, весело, торжественно и т.д.);
- повторение мелодии песни «Сказочка» Н. Пескова без аккомпанемента. (Рисунок 17)
Вопросы к классу:
- К какому жанру относится эта сказка?
- Есть ли в ней концовка?
- исполнение песни учителем с аккомпанементом.
Вопрос к классу:
- Что внес аккомпанемент в мелодию песни?
- включение инструментов на фортепианное соло между фразами (поочередно: сначала коробочка, потом колокольчики, затем палочки и все вместе)
- исполнение песни вместе с аккомпанементом и музыкальными инструментами;
- знакомство со сценарием сказки1;
- сочинение концовки сказки;
- выбор названия для сказочки-страшилки;
- распределение ролей;
- постановка (разводка и режиссирование);
- исполнение сказки;
- анализ и самооценка работы учащимися.
IV. Обобщение урока – КОНЦОВКА
Исполнение фрагменте из песни Г. Струве «Мы желаем вам добра».(Рисунок 18)
Мы желаем вам добра, доброй ночи до утра.
Всем желаем добрых снов, добрых дел и добрых слов!
Сценарий музыкальной сказки «У страха глаза велики»
Музыка Н. Пескова, стихи Б. Заходера.
Действующие лица и исполнители:
Дети – группа хора
Дом – группа хора
Смельчак – солист
Участники располагаются в три ряда. На первом располагается группа хора, исполняющего роль «дома»; на втором – группа хора, исполняющего роль детей; на третьем – оркестранты.
Все исполнители сидя поют первые две строчки, показывая движением руки «покрытое снегом поле».
В чистом поле, в белом поле, было все белым-бело,
Потому что это поле белым снегом замело.
На следующие две строчки и музыкальный проигрыш «дом» встает и изображает руками крышу, двери и крыльцо. Дети в это время на цыпочках обходят дом, с любопытством его рассматривая.
И стоял в том белом поле белоснежно-белый дом,
С белой крышей, белой дверью, с беломраморным крыльцом.
Оказавшись сзади дома, дети «заглядывают в «окна», разглядывают пол и потолок.
Потолок был белый-белый, белизною пол блистал,
Было много белых лестниц, белых комнат, белый зал.
Дети входят в зал, который изображают исполнители «дома», двигаясь с двух сторон по кругу. Увидев что-то черное, дети пятятся назад. «Дом» их не пускает, пугает движениями рук, окружает с двух сторон.
Ив белейшем в мире зале спал без горя и забот.
Спал на белом одеяле совершенно черный кот.
Был он черен, словно ворон, от усов и до хвоста.
Сверху черен, снизу черен… Весь – сплошная чернота!
При повторении последних слов Смельчак подбегает к «коту» и обнаруживает вместо него – шляпу. «Дом» ликует по поводу того, что им удалось обмануть, испугать детей, а те досадуют на свой страх. Герой-смельчак – победно «водружает» шляпу на голову.