Урок обществознания по теме "Ненаучное познание"

Разделы: История и обществознание


Методы: Проблемный, выработка решений, рефлексивно-оценочный метод.

Формы: эвристическая беседа.

Цели:

  1. Сформировать представление о ненаучных способах познания мира через систематизацию имеющихся знаний, показать роль ненаучного познания как основы научного.
  2. В ходе урока содействовать развитию и совершенствованию познавательной деятельности, абстрактного и творческого, логического и аналитического мышления, культуры речи, лидерских качеств, умения отстаивать свою точку зрения и использовать свой социальный опыт на уроках обществознания.
  3. Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, бережного отношения к рабочей минуте, эстетического вкуса и целеустремленности, толерантности, уважительного отношения к многогранности проявлений познавательных возможностей человека.

Оборудование: Раздаточный материал, яблоки, мультимедийный проектор и презентация, листы рефлексии, магниты, схемы, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута).

Проверка наличия учащихся, их готовность к уроку.

II. Целеполагание и мотивация (2 минуты).

Постановка цели, объяснение значимости темы.

Преподаватель начинает изучение нового материала с цитаты Фирдоуси Абульказима: “Если твой путь к познанию мира ведет, как бы ни был он долог и труден – вперед!” (Презентация, Слайд 1)

III. Обобщение и систематизация (4 минуты).

Преподаватель проводит фронтальный опрос по вопросам:

  1. Что такое познание?
  2. Назовите виды познания.
  3. Назовите методы научного познания.

На доске в ходе опроса формируется схема (Приложение 1).

IV. Изучение нового материала (30 минут).

Преподаватель предлагает учащимся выяснить, как происходит ненаучное познание и чем оно отличается от научного, выполнив ряд заданий. (Презентация, Слайд 2)

Задание № 1. Из трех яблок выберите “на глазок” самое вкусное (учащимся выдаются заранее приготовленные три настоящих яблока: 1) хорошее, спелое, красивое, 2) засохшее, вялое, 3) плесневое, гнилое). На основании чего вы сделали этот выбор? (Ответ, записанный в схему: жизненная практика)

Преподаватель корректирует ответы учащихся и в ходе беседы продолжает формировать схему на доске.

Учащимся выдаются раздаточный материал с текстами и заданиями к текстам:

Задание № 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вариант 1: Прометей похитил огонь у богов с Олимпа и передал их людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь.

Вариант 2: … Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут – и вытянули репку.

(Презентация, Слайд 3)

Вопросы к тексту:

  1. Чем является повествовани?
  2. Определите тему текста.
  3. Сделайте вывод из прочитанного текста.

(Ответ, записанный в схему: миф, сказка)

Преподаватель предлагает учащимся обсудить еще один способ ненаучного познания – народная мудрость. И предлагает разобрать смысл поговорки: “Куй железо, пока горячо”. (Презентация, Слайд 4)

Затем учащимся выдается раздаточный материал с заданием.

Задание № 3. Объясните смысл данных поговорок.

Вариант 1: Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Вариант 2: Утро вечера мудренее. (Презентация, Слайд 5)

В ходе обсуждения поговорок, преподаватель дополняет схему на доске ответами учащихся (ответ, записанный в схему: народная мудрость и здравый смысл).

На примере вторжение в индивидуальное психологическое пространство учащегося, преподаватель обсуждает с учащимися, что такое биополе человека, и что биополе является объектом изучения паранауки. Паранаука – один из способов ненаучного познания. Преподаватель записывает в схему этот способ познания.

На экран выводятся картины, преподаватель предлагает их изучить и описать.

Задание № 4. Опишите представленные картины. (Презентация, Слайд 6)

Какой способ ненаучного познания связан с художественным творчеством? (Ответ, записанный в схему: искусство)

Преподаватель с учащимися формирует схему и проводит закрепление:

1. Что такое ненаучное познание?

2. Каковы способы ненаучного познания?

3. Каким образом научное познание связанно с ненаучным?

Учащиеся в ходе беседы анализируют и дополняют схему (Приложение 1) на доске, и переносят ее в тетрадь.

V. Подведение итогов (3 минуты).

Преподаватель подводит итоги, выставляет оценки, проводит рефлексию (на листах) по схеме:

  1. Что на уроке было главным?
  2. Что на уроке было интересным?
  3. Что нового сегодня узнали?
  4. Чему научились?

(Презентация, Слайд 7)

Завершает урок преподаватель цитатой: “В сознанье все сплетается моем, и миф и опыт и народа мудрость. И все что мы о мире узнаем, в душе хранится, вызывая гордость”.

(Презентация, Слайд 8)

VI. Домашнее задание.

Напишите эссе по высказыванию Б. Спинозы:

“… Вещь не перестает быть истиной от того, что она не признана многими”.