Методы: Проблемный, выработка решений, рефлексивно-оценочный метод.
Формы: эвристическая беседа.
Цели:
- Сформировать представление о ненаучных способах познания мира через систематизацию имеющихся знаний, показать роль ненаучного познания как основы научного.
- В ходе урока содействовать развитию и совершенствованию познавательной деятельности, абстрактного и творческого, логического и аналитического мышления, культуры речи, лидерских качеств, умения отстаивать свою точку зрения и использовать свой социальный опыт на уроках обществознания.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, бережного отношения к рабочей минуте, эстетического вкуса и целеустремленности, толерантности, уважительного отношения к многогранности проявлений познавательных возможностей человека.
Оборудование: Раздаточный материал, яблоки, мультимедийный проектор и презентация, листы рефлексии, магниты, схемы, таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент (1 минута).
Проверка наличия учащихся, их готовность к уроку.
II. Целеполагание и мотивация (2 минуты).
Постановка цели, объяснение значимости темы.
Преподаватель начинает изучение нового материала с цитаты Фирдоуси Абульказима: “Если твой путь к познанию мира ведет, как бы ни был он долог и труден – вперед!” (Презентация, Слайд 1)
III. Обобщение и систематизация (4 минуты).
Преподаватель проводит фронтальный опрос по вопросам:
- Что такое познание?
- Назовите виды познания.
- Назовите методы научного познания.
На доске в ходе опроса формируется схема (Приложение 1).
IV. Изучение нового материала (30 минут).
Преподаватель предлагает учащимся выяснить, как происходит ненаучное познание и чем оно отличается от научного, выполнив ряд заданий. (Презентация, Слайд 2)
Задание № 1. Из трех яблок выберите “на глазок” самое вкусное (учащимся выдаются заранее приготовленные три настоящих яблока: 1) хорошее, спелое, красивое, 2) засохшее, вялое, 3) плесневое, гнилое). На основании чего вы сделали этот выбор? (Ответ, записанный в схему: жизненная практика)
Преподаватель корректирует ответы учащихся и в ходе беседы продолжает формировать схему на доске.
Учащимся выдаются раздаточный материал с текстами и заданиями к текстам:
Задание № 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Вариант 1: Прометей похитил огонь у богов с Олимпа и передал их людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь.
Вариант 2: … Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут – и вытянули репку.
(Презентация, Слайд 3)
Вопросы к тексту:
- Чем является повествовани?
- Определите тему текста.
- Сделайте вывод из прочитанного текста.
(Ответ, записанный в схему: миф, сказка)
Преподаватель предлагает учащимся обсудить еще один способ ненаучного познания – народная мудрость. И предлагает разобрать смысл поговорки: “Куй железо, пока горячо”. (Презентация, Слайд 4)
Затем учащимся выдается раздаточный материал с заданием.
Задание № 3. Объясните смысл данных поговорок.
Вариант 1: Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Вариант 2: Утро вечера мудренее. (Презентация, Слайд 5)
В ходе обсуждения поговорок, преподаватель дополняет схему на доске ответами учащихся (ответ, записанный в схему: народная мудрость и здравый смысл).
На примере вторжение в индивидуальное психологическое пространство учащегося, преподаватель обсуждает с учащимися, что такое биополе человека, и что биополе является объектом изучения паранауки. Паранаука – один из способов ненаучного познания. Преподаватель записывает в схему этот способ познания.
На экран выводятся картины, преподаватель предлагает их изучить и описать.
Задание № 4. Опишите представленные картины. (Презентация, Слайд 6)
Какой способ ненаучного познания связан с художественным творчеством? (Ответ, записанный в схему: искусство)
Преподаватель с учащимися формирует схему и проводит закрепление:
1. Что такое ненаучное познание?
2. Каковы способы ненаучного познания?
3. Каким образом научное познание связанно с ненаучным?
Учащиеся в ходе беседы анализируют и дополняют схему (Приложение 1) на доске, и переносят ее в тетрадь.
V. Подведение итогов (3 минуты).
Преподаватель подводит итоги, выставляет оценки, проводит рефлексию (на листах) по схеме:
- Что на уроке было главным?
- Что на уроке было интересным?
- Что нового сегодня узнали?
- Чему научились?
(Презентация, Слайд 7)
Завершает урок преподаватель цитатой: “В сознанье все сплетается моем, и миф и опыт и народа мудрость. И все что мы о мире узнаем, в душе хранится, вызывая гордость”.
(Презентация, Слайд 8)
VI. Домашнее задание.
Напишите эссе по высказыванию Б. Спинозы:
“… Вещь не перестает быть истиной от того, что она не признана многими”.