Праздник "Цветочный вечер"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  1. Стимулировать стремление детей к творческому и духовному саморазвитию.
  2. Расширить кругозор учащихся.
  3. Содействовать воспитанию культуры поведения.
  4. Способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Подготовка к проведению праздника:

  1. Разработать сценарий праздника и подготовить материал к конкурсным заданиям с учётом разновозрастного состава участников.
  2. Предварительно дать задание участникам углубить знания по данной теме.
  3. Подготовить домашнее задание:
  • создать цветочную экспозицию;
  • выучить песню или стихотворение о цветах.

Оборудование:

Атрибуты (Приложение 1), реквизиты, инвентарь к конкурсным заданиям; магнитофон с аудиозаписями.

Ход мероприятия

1 ведущий: Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и цветок.

2 ведущий: Цветы сопровождают человека всю жизнь. Люди нуждаются в цветах, потому что они врачуют человеческую душу своей красотой.

1 ведущий:

Мы встретились снова на празднике нашем,
Здесь поиграем и дружно попляшем.
Повеселимся и все посмеёмся,
Когда в состязаньях весёлых сойдёмся.

2 ведущий:

Сколько у солнышка ярких лучей,
Столько у нас и забав, и затей.
Самых весёлых, самых красивых,
Самых счастливых забав и затей.

1 ведущий: Начинаем конкурсную программу “Цветочного вечера”.

Ведущий представляет участниц и жюри праздника.

Желаю всем удачи.

Звучит песня в исполнении А. Пугачевой “Миллион алых роз”.

I конкурс “Цветочные вопросы”

2 ведущий:

Вашему вниманию предлагаются вопросы, связанные с цветами. Отвечает тот, кто быстрее поднимет руку. За правильный ответ вручается цветок

• Как звали человека, который мечтал создать “каменный цветок”? (Данила)

• В каком произведении герои летели на воздушном шаре в Цветочный город? (“Незнайка и его друзья”)

• Какой цветок охраняло чудище лохматое в одноименном произведении Аксакова? (Аленький)

• От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан, и в каком произведении? (Огненный цветок, “Маугли” Р. Киплинга)

• Ботаники называют этот цветок виолой, а как он называется в русском народе? (Анютины глазки)

• Как называется искусство создания букетов? (Икебана)

• Какой цветок вырастает на месте лесных пожарищ? (Иван-чай)

• Для какой героини Андерсена цветок был местом жительства? (Дюймовочка)

• Про какой цветок говорят, что он вырос из крови прикованного Прометея? (Эдельвейс)

• Когда, по преданию, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купала)

• Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (Львиный зев)

• Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)

• Какой известный писатель заставил цвести подснежники зимой? (С. Я. Маршак)

• Какой цветок страдает от любви? (Ромашка)

• Какой цветок называют сонным? (Мак)

• Название каких скромных полевых цветов в переводе с греческого означает “царский” или “царственный”? (Васильки от “басилевс” – царский)

• Какая лилия распускается перед закатом белой как снег, на второй день розовеет, на третий становится алой? (Виктория – водяная лилия в тропиках Южной Америки)

• Какие растения дали названия оттенкам цветов? (Роза – розовый, сирень – сиреневый, вишня – вишневый, малина – малиновый, фисташка – фисташковый, апельсин (франц. “оранж”) – оранжевый, лимон – лимонный, персик – персиковый, оливка – оливковый, горчица – горчичный, кофе – кофейный, василек – васильковый, салат – салатовый, морковь – морковный)

• Из каких цветов варят варенье? (Роза, одуванчик)

• В листьях какого растения уже много веков пытаются найти счастье? (Клевера – ищут цветки с четырьмя лепестками вместо трех)

• Весной или летом цветет сирень? (Весной: лето считается со времени отцветания сирени)

• Почему гиацинт называют “цветком дождей”? (У себя на родине, в Южной Европе, он распускается после весенних дождей)

• Какие садовые цветы, получившие название “последняя улыбка осени”, цветут до первого снега? (Астры)

• Какие цветы были впервые воспеты персидскими поэтами три тысячи лет назад и назывались тогда тюрбанами, по форме головного убора мусульман? (Тюльпаны)

• Какое “цветочное” название получила междоусобная война в Англии 1455-1485 годов? (Война Алой и Белой розы)

• Какое растение называли русалочьим цветком, так как он всплывал по утрам, а к вечеру таинственно исчезал под водой? (Белая кувшинка)

• Имя какого цветка носит десятилетний юбилей супружеской жизни? (Розы, “День роз” – десятилетний юбилей семейной жизни, на этом празднике супругам дарят красные розы)

• Придворный этикет феодального Китая требовал от того, кто разговаривает с императором, держать во рту этот цветок. (Гвоздику, уже в те времена известную как дезодоратор)

• Что создал в Упсале автор классификации растительного и животного мира Карл Линней? (Знаменитые цветочные часы: разные цветы раскрываются в определенный час)

• Какой цветок имеет всего один лепесток? (Калла)

• Как называется миниатюрный букет, прикрепляемый к платью? (Бутоньерка)

Звучит песня в исполнении Л.Долиной “Две розы белых лягут на стол….”

II конкурс “Цветочные легенды и истории”

1 ведущий:

Догадайтесь, о каких цветах эти легенды и истории.

1. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве стало холодно. Тогда, пожалев ее, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, в ней ожила надежда. С тех пор эти цветы стали вестниками весны, приближения теплых дней. (Подснежники)

2. Жил когда-то прекрасный юноша. Многие девушки добивались его любви, среди них была и нимфа Эхо. Но юноша отверг всех. Греческая богиня Немезида наказала гордеца. Однажды юноша наклонился к ручью, чтобы напиться, увидел свое отражение и влюбился в него. Он любовался своим отражением день и ночь, пока не зачах. А на этом месте вырос белый душистый цветок – символ самовлюбленности. (Нарцисс)

3. Когда богиня Флора появилась на земле, она стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имена и уже хотела удалиться, как вдруг услышала слабый голосок: “Не забудь меня, Флора!”. Пригляделась богиня и увидела крохотный голубенький цветок. “Хорошо, – сказала она, – не забуду. Ты будешь называться...” (Незабудка)

4. Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал; свое сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли белые душистые цветы – символ чистой и безответной любви. (Ландыш)

5. Полюбили друг друга русалка и пахарь. Русалка манила его к себе в воду, а юноша звал поселиться у пашни. Неуступчивым оказался молодец, и превратила его русалка в скромный синий цветок, который стал вечным спутником ржаного поля. Что это за цветок, который носит имя пахаря? (Василек)

6. Египетская царица Клеопатра на одном из пиров велела покрыть весь пол слоем лепестков этого цветка толщиной в полметра. В Древней Греции этими цветами усыпали дорогу возвращавшихся с победой воинов.

Римские легионеры считали, что цветок вселяет мужество, и вместо шлемов надевали венки из этих цветов. В римских домах его часто вешали над столом или изображали на потолке как символ того, что произносимое за столом под этим цветком должно быть секретом. Из него делают духи, ароматное масло. О нем сложено много песен. (Роза)

7. В 1634 году этот цветок был завезен из Персии в Голландию. Там его очень ценили. За луковицу “семпер августус” было заплачено 13 тысяч гульденов (26 тысяч рублей), за луковицу “вице-король” – 24 четверти (4 тонны) пшеницы, 48 четвертей (8 тонн) ржи, 4 жирных быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 4 бочки пива, 2 бочки масла, 4 пуда (450 кг) сыра, несколько платьев и один серебряный кубок. За луковицу третьего сорта давали карету и пару лошадей. В 1634 году в Амстердаме за три луковицы было отдано два дома. (Тюльпан)

8. Этот цветок – символ грусти. Он считается подарком человеку от богов, его оберег, частица далёкой звезды. И название цветка в переводе с греческого означает “звезда”. Она выросла из пылинки, упавшей со звезды. И если ночью притаиться, то можно услышать, как цветы разговаривают со своими сёстрами- звездами. О каком цветке идёт речь? (Астра)

9. Существует мнение, что эти цветы в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномов. Пойдёт дождь, гномик сорвёт цветок и шагает с ним. Дождь стучит по зонтику, струйки стекают с него, а гном остаётся сухим. Какой цветок служил гному зонтиком? (Ромашка)

Звучит песня в исполнении Н.Баскова “Белая сирень”.

III конкурс “Цветы и мода”

2 ведущий: Необходимо расположить предложенные названия цветов в порядке, в котором они входили в моду. Дополнительными баллами оцениваются пояснения участников, касающихся времени популярности того или иного цветка; какие-либо исторические комментарии.

Предложены следующие названия цветов: камелия, тюльпан, гиацинт, гвоздика.

Правильный ответ:

Тюльпан. Приложение 2

Пока участницы готовятся к ответу, для болельщиков проводится конкурс “Цветочный этикет”

1 ведущий: Дарить цветы – замечательная традиция. Мальчики! Сегодня я отдам вам все свои цветы, а вы подарите их понравившейся участнице. Но, чтобы получить эти цветы, вы должны ответить на вопросы викторины. За правильный ответ вручается цветок.

Отвечает тот участник, который первым поднял руку.

Вопросы викторины:

1. Как правильно срывать цветы? (Их не срывают, а срезают)

2. Кому дарят цветы? (Маме, папе, родным, учителям, друзьям и др.)

3. Вы идете в гости. Какие цветы лучше преподнести? Букет собственного изготовления или купленный? (Лучше свой, но можно и купленный)

4. Как должен выглядеть подарочный букет? (Его необходимо полностью завернуть в бумагу или целлофан)

5. Вы вошли с букетом в квартиру. Ваши действия? (Снять бумагу с цветов или открыть букет наполовину)

6. Сколько цветков должно быть в букете? (Если цветов до 10, то количество их должно быть нечетным, при большем количестве – произвольное)

7. В какой руке нужно держать букет? (Сначала в левой, после приветствия букет берется в правую руку и вручается)

8. Что должна сделать хозяйка (хозяин), получив в подарок цветы? (Поблагодарить гостя и тут же поставить цветы в вазу на видное место)

9. На какие праздники дарят цветы? (8 Марта, день рождения, новоселье, окончание школы, свадьба и т. д.)

10. Какие цветы лучше дарить мужчине, а какие женщине? (Мужчине лучше дарить крупные цветы с длинными стеблями, женщине – любые)

11. С какими цветами лучше навещать больного? (С цветами, не имеющими резкого запаха)

12. Какие правила нужно знать при составлении букета? (Головки цветов располагать в разных плоскостях; не допускать перекрещивания вверху; колючки, шипы, другие острые части уничтожить; крупные цветы не должны быть обращены головками друг к другу или вниз)

13. По какому случаю преподносят корзину с цветами? (Уход на пенсию, свадьба, артистам на концерте)

2 ведущий: Корзины с цветами, букеты преподносят не только во время торжества или концерта, их присылают домой. В букет или корзину вкладывается поздравительная открытка с подписью дарителя.

14. В день праздника вы опоздали преподнести цветы. Когда вы это сделаете? (Не позднее полудня следующего дня)

Звучит романс С.В. Рахманинова “По утру, на заре…”.

IV конкурс “Поэтический”

2 ведущий: Рассказать фрагмент (или полностью) стихотворение о цветах.

Приложение 3

Звучит песня в исполнении Н.Кадышевой “Колокольчик”.

V конкурс “Цветочная аптека”

1 ведущий: Необходимо по описанию угадать названия лекарственных цветов, растущих на севере. Дополнительными баллами оцениваются пояснения участников, касающихся целебных свойств данного растения; какие-либо исторические комментарии.

Этот цветок не спутать с другими: кажется, что на его высоком стебле выросло много-много золотых монеток. Листья растения похожи на листья рябины, поэтому его ещё называют “дикая рябинка”. Она используется в пищевой и химико-фармацевтической промышленности, в медицине применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, при болезнях печени, желудка, кишечника, при бронхиальной астме, ревматизме, как ранозаживляющее и болеутоляющее средство. (Пижма)

2. Этот милый, обаятельный цветок – символ русской природы. Ее обычно сопровождает эпитет "скромная", "полевая", но трудно обойтись без нее, сплетая венок, собирая букет. Даже шикарный букет из красных роз эти глазастенькие беленькие цветочки так подсвечивают, что он становится еще более праздничным. А ещё они славятся своими лечебными свойствами: эти милые цветочки обладают сильным противовоспалительным действием, ослабляют аллергические процессы и ускоряют заживление тканей. Спектр применения этого цветка велик: в кулинарии и в косметике, для изготовления различных кремов, паст, красок для волос. (Ромашка)

3. Как бы ни были ярки и многочисленны летом на опушке или вырубке цветы, этот цветок не заметить нельзя. Еще бы, иногда чуть ли не на два метра поднимается он, высоко, как факел, держа кисти своих ярко-розовых цветов.

Это растение, которое любят все. Пчелы - за то, что он щедро одаривает их нектаром: с 1 гектара пчелы могут собрать до 500 килограммов сладкого сока. Поэтому кипрей (другое название цветка) в народе называют "медовой травой".

Люди любят кипрей за многое. И за то, что мед кипрейный, как считают специалисты, самый сладкий. И за то, что растение это - землепроходец: поселяется на лесных пожарищах и быстро залечивает ожоги земли. Уже за одно это люди благодарны кипрею и часто называют его "нянькой". Высушенные листья заваривают как чай, получая вкусный и полезный напиток. (Иван-чай)

4. Это растение цветёт ранней весной, а позже, к началу лета, появляются его большие листья. Своё название цветок получил благодаря листьям: верхняя сторона у них нежная и мягкая, как мамочкина ладошка, а нижняя - грубая и шершавая, как руки у злой мачехи из сказки. Это ценное средство от кашля, при раздражениях слизистой оболочки желудка и кишечника, а также как полоскание при раздражениях в полости рта. В народной медицине его используют также для обработки ран и воспалений кожи, при кожных сыпях и для очистки крови. (Мать-и-мачеха)

5. Это обычное растение лугов. Его листья рассечены на множество долек – их как бы тысяча. Уже много веков этот цветок используют как лекарственное растение. Препараты из него повышают свертываемость крови, обладают противовоспалительным, антиаллергическим действием и ускоряют заживление ран.

Звучит романс в исполнении Витаса “Отцвели уж давно хризантемы в саду…”.

VI конкурс “Икебана”(домашнее задание)

2 ведущий: Нашим участницам было предложено создать композиции из цветов, трав, листьев, кореньев, камней, – пышные и скромные, большие и маленькие, придумать названия своим композициям. А также рассказать о цветах, входящих в икебану. Пока участницы готовятся к выходу мальчикам – болельщикам предлагается конкурс “Доскажи словечко”.

Букет для наших девочек

В этот праздник, в день цветов,
Их дарить я всем готов.
Приготовьтесь получать –
Точно в рифму отвечать!
Я держу цветов букет,
Тут каких их только нет...
Вот для Тани и для Галки
Ароматные... (фиалки).
Вот для Саши и для Жени
Ветка пенистой... (сирени).
Вот для Кати и Алисы
Желто-белые... (нарциссы).
Вот для Оли и Оксаны
Разноцветные... (тюльпаны).
Вот для Юли и для Эммы
Шапка пышной... (хризантемы).
Вот для Насти и для Розы
Ветка мартовской... (мимозы).
Вот для Ксюши и для Аллы
Расцветающие... (каллы).
Вот для Ани и Ирины
Розовые... (георгины).
Вот для Вали и Наташки
Расчудесные... (ромашки).
Вот для Светы и Ларисы
Очень нежные... (ирисы).
Вот для Сони, Вероники
Ярко-красные... (гвоздики).
Вот для Зины и для Нины
Ветка белого... (жасмина).

Звучит песня в исполнении Н.Эрденко “Только ночью цветы оживают”.

VII конкурс “Цветочный блиц”

Выбери ответ

1. День какого цветка по традиции французы празднуют в первое воскресенье мая?

а) тюльпана; б) нарцисса; в) ландыша; г) незабудки.

2. Жители какой страны всем цветам предпочитают тюльпаны?

а) Франции; б) Англии; в) Нидерландов; г) Японии.

3.Какой цветок символизирует Англию?

а) мак; б) роза; в) тюльпан; г) хризантема.

4. В середине мая в американском городе Холленд устраивают праздник:

а) роз; б) гладиолусов; в) тюльпанов; г) мимоз. (Холленд – в переводе “голландский”, и населяют его голландцы)

5. Какой цветок является символом Флоренции?

а) лилия; б) фиалка; в) роза; г) флокс.

6. Когда американцы говорят об истоках своей нации, они обычно упоминают:

а) красный мак; б) майский цветок; в) белую лилию; г) подорожник. (“Мэйфлауэр” – так назывался первый корабль переселенцев.)

7. Название какой из этих ягод – анаграмма столицы Филиппин?

а) рябина; б) малина (Манила); в) калина; г) морошка.

После “Цветочного блица” слово предоставляется жюри. Оглашаются результаты.

1 ведущий: Вот и подошёл к концу наш праздник “Цветочный вечер”. Надеемся, что никто не остался равнодушным на нашем вечере.

2 ведущий: Если это так, значит, мы справились со своей задачей. Мы заставили вас не только посмотреть вокруг и удивиться красоте, но и заглянуть в свои знания и чувства.

1 ведущий: На пороге лето. Мы ждём его, с ярким солнцем и весёлыми дождями, с говором дубрав и ароматами цветов. Но теперь, когда попадутся вам на глаза цветы, вспомните наш “цветочный вечер” и … не спешите сорвать их.

2 ведущий:

Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Ведь у тебя, малютка,
Есть дома много роз…
А здесь вот незабудка,
Вот ландыш, полный слёз;
Левкой – такой душистый,
Горошек, резеда,

Ромашки серебристой
Пахучая гряда;
И с нивы занесённый
Прелестный василёк,
И мак кичливо – сонный,
И белый-белый дрок.
Не рви ж цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!

Л.Чарская. Не рви цветов

1 ведущий: Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дои, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока… Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок – земля превратится в сад.

2 ведущий: Вот почему призами в сегодняшней игре будут предметы, благодаря которым к этой задаче можно приступить прямо сейчас.

Участникам вручаются семена или луковицы цветов и учащиеся отправляются к заранее подготовленным для посадки цветов клумбам.

1 ведущий: Чтобы земля превратилась в сад, нужно всего-навсего превратить в сад каждый школьный двор, каждый школьный кабинет. Ведь это в наших силах? Тогда за дело!

Звучит песня в исполнении М.Боярского “Городские цветы”.

Литература

  1. Играем, празднуем, соревнуемся: сценарии совместных мероприятий с родителями/ авт.-сост. Т.В. Толстых и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Калейдоскоп школьных дел: Методические разработки.- Вып.4 / Под ред. В.Н. Щербаковой, М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера,2004.
  3. На природу с классом! Праздники, игры, затеи летом и осенью/ авт.-сост. М.С. Коган.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
  4. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл./А.А. Плешаков. – 9-е изд.- М.: Просвещение,2008.
  5. По меридианам школьной жизни: праздники, вечера, конкурсные программы/ авт.-сост. Н.Е. Держиева, А.И. Жданова. – Волгоград: "Учитель", 2008.