Предмет: математика, урок-игра, закрепление изученного материала
Тема: «Сложение положительных и отрицательных чисел»
Продолжительность: 1 урок (45 мин)
Класс: 6
Технологии: интерактивная доска, мультимедийный проектор, программы Power Point, Word, презентация
Конспект урока:
Цели урока:
- повторение полученных ранее знаний по теме «Положительные и отрицательные числа»;
- тренировать умение обозначать рациональные числа точками координатной прямой и находить координату точки по ее изображению на координатной прямой;
- закрепление умений учащихся по данной теме;
- воспитание внимания, тренировка памяти, развитие находчивости и сообразительности;
- развитие математического мышления, умения находить ошибки;
- развитее навыков работы с интерактивной доской.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение целей урока, плана урока.
- Станция «Кроссвордная». Устная работа с классом.
- Станция «Лукоморье». Работа с координатной прямой.
- Станция «Солнечный город». Сложение положительных и отрицательных чисел. Физкультминутка.
- Станция «Зазеркалье». Сравнение чисел.
- Станция «Тридевятое королевство». Самостоятельная работа.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент. (Приложение 1.Слайд 1)
Сегодня мы совершим чудесное путешествие на математическом экспрессе по удивительной и сказочной стране рациональных чисел, где встретимся с уже знакомыми вам литературными героями. Итак, наше путешествие начинается.
2. Сообщение целей и плана урока. (Приложение1. Слайд 2)
3. Станция «Кроссвордная».
Мы уже изучали натуральные числа, потом дробные, затем познакомились с положительными и отрицательными числами. Проверим свои теоретические знания на станции «Кроссвордная». (Приложение 1. Слайд 3)
Мы должны разгадать кроссворд, вписав в его клетки слова, пропущенные в предложениях. (Приложение 1. Слайд 4)
(Учащиеся читают предложенные вопросы, выбирают те, в которых знают ответ и вписывают нужные слова в клетки кроссворда маркером интерактивной доски). По горизонтали: По вертикали: |
4.
Станция «Лукоморье».
Продолжим наше путешествие. На пути нашего экспресса немало загадочного и сказочного. В этом вы убедитесь на станции «Лукоморье». (Приложение 1. Слайд 5)
Кот ученый задает вам свои вопросы:
1) (Приложение 1. Слайд 6) Назовите координаты точек, изображенных на координатной прямой.
(Учащиеся называют числа, соответствующие точкам).
( А(2), В(4), С(-2), D(0,5), Е(-3,5) )
2) (Приложение 1.Слайд 7) Запишите координаты точек, отмеченных на прямой.
(Ребята маркером записывают в скобках координаты предложенных точек).
( В(1), К(-0,5), М(0,5), D(-), F(), N(1) )
3) (Приложение 1.Слайд 8) Отметьте на координатной прямой точки.
(Учащиеся отмечают на прямой перечисленные точки, записывают соответствующие буквы. Используется маркер интерактивной доски, можно менять толщину и цвет линии, использовать ластик для исправления ошибок).
5. Станция «Солнечный город».
Следующая станция на нашем пути – это Солнечный город. (Приложение 1.Слайд 9) Здесь мы встретимся с Незнайкой и его друзьями – малышами.
Утро в Солнечном городе всегда начинается с зарядки. Давайте и мы вместе с обитателями Солнечного города сделаем зарядку.
Физкультминутка. (Приложение 1.Слайд 10)
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место тихо сесть.
Среди малышей Солнечного города Знайка всегда славился сообразительностью и хорошей памятью. Однако во всех своих финансовых делах он не полагался на память, а предпочитал тщательно записывать свои доходы и расходы. Доходы он обозначал знаком «+», а расходы – знаком « - ».
Например, в январе Знайка сделал следующую запись. (Приложение 1.Слайд 11)
Знайка |
+15+3+8-5+9-3+2-7-1-2+4 |
|
Сиропчик |
+8-2+4+9-11-5+4+5-2 |
|
Пончик |
+17-1-3+6-2-5+4-2+1 |
|
Тюбик |
+5+1+6-2-8+4-3-3 |
|
Авоська |
+3-2+1-3+4-2-1-5 |
|
Незнайка |
-12+2-1-6+4-3+5+4 |
|
Она обозначает, что в начале месяца у него было 15 монет, а в течение месяца ним добавились сначала 3 монеты, потом 8, потом он израсходовал 5 монет и т.п.
Какие доходы были у Знайки в январе? (+41)
Какие расходы? (-18)
Каков итог за месяц? (+23)
Вслед за Знайкой все малыши Солнечного города стали вести свои дела методом «доходов» и «расходов». Сиропчик, Пончик, Тюбик, Авоська и Незнайка сделали в феврале свои записи в таблицу. Какой итог на конец февраля получился у каждого?
(Учащиеся устно выполняют вычисления доходов и расходов, находят итог. Учитель вписывает результаты в последнюю колонку таблицы).
Знайка |
+15+3+8-5+9-3+2-7-1-2+4 |
Доходы : +41 |
Сиропчик |
+8-2+4+9-11-5+4+5-2 |
Доходы : +30 |
Пончик |
+17-1-3+6-2-5+4-2+1 |
Доходы : +28 |
Тюбик |
+5+1+6-2-8+4-3-3 |
Доходы : +16 |
Авоська |
+3-2+1-3+4-2-1-5 |
Доходы : +8 |
Незнайка |
-12+2-1-6+4-3+5+4 |
Доходы : +15 |
Знайка, как самый образованный и любознательный, часто рассказывал своим друзьям о чем – то новом и интересном. Однажды он рассказал об одном известном математике. Его имя и вы узнаете, если правильно выполните действия и найдете буквы, соответствующие полученным числам. (Приложение 1.Слайд 12)
(Учащиеся выполняют вычисления, находят нужную букву. Буквы вписываются в колонку рядом с примером).
-6+2=-4 (Д)
8+(-1)=7 (Е)
-10,6+2,6=-8 (К)
-3+(-3)=-6 (А)
2+(-7)=-5 (Р)
-1+1=0 (Т)
ДЕКАРТ. (Приложение 1.Слайд 13) Рене Декарт – французский философ, физик, математик. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую».
5. Станция «Зазеркалье».
Попрощавшись с жителями Солнечного города, мы попадаем в не менее загадочное Зазеркалье. (Приложение 1.Слайд 14)
1) Алиса задает вам свои задачки: (Приложение 1.Слайд 15)
Соедини числа стрелками в порядке возрастания
-
6 < -3 < -1 < 1 < 4 < 5
< -1 < < -0,25 < 0 <
(На одном слайде два задания на эту тему. Первый – более простой, содержит только целые числа. Второй несколько сложнее, содержит дробные числа. Учитель, слушая ответы учащихся, соединяет стрелками числа).
2) Чеширский кот и Шалтай – Болтай в свободное время увлекаются математикой, любят помечтать и посчитать. (Приложение 1.Слайд 16) Правда, не всегда у них получается правильно. Найдите ошибки в их вычислениях.
(Учащиеся находят ошибки, исправляют их с помощью маркера. При желании – меняют цвет маркера.)
Кот: -5+2=7 (-3) Шалтай – Болтай: 0+(-1)=0 (-1)
-4+(-1)=3 (-5) 16+(-2)=18 (14)
5+(-2)=-3 (3) (0)
6. Станция «Тридевятое королевство».
И в конце нашего путешествия самое далекое и загадочное «Тридевятое королевство» (Приложение 1.Слайд 17)
Жил да был царевич. Был он высок, статен, хорош собой. Прослышал он, что за тридевять земель, в некотором царстве живет Елена Прекрасная. Чудо как хороша! Отправился царевич на поиски. Долго ли, коротко ли, а нашел он Елену Прекрасную. Да только царевну современную одной красотой да статью не завоюешь. Дала она царевичу задание. Выполнил он задание, да только сомневается – правильно ли. Помогите царевичу в вычислениях. Выполните и вы задание Елены Прекрасной. (Приложение 1.Слайд 18)
(Учащиеся в тетрадях выполняют самостоятельную работу).
Сравните свои ответы с ответами царевича.
(Ребята проверяют свои ответы по этому же слайду)
Оцените свою работу сами и поставьте себе оценку.
(Тетради по окончании урока сдаются учителю)
С заданием почти все справились хорошо, помогли царевичу. Завоевал он сердце Елены Прекрасной не только красотой, но и умом, а вы проверили свои силы в сложном учебном испытании. Можно и домой возвращаться.
7. Подведение итогов урока.
Вот мы и вернулись на свою станцию. Сегодня мы прошли, точнее, проехали немалый путь.
Что мы делали сегодня на уроке?
Что вы умеете?
Не всегда и не всем было легко, но все успешно справились с испытаниями, отлично поработали. (Приложение 1.Слайд 19)
МОЛОДЦЫ! ВСЕМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА УРОК!
Ресурсы:
Литература:
- Н. Я. Виленкин «Математика», 6 класс
- Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон «Математика», 6 класс
- Л. В. Гончарова «Предметные недели в школе. Математика»
Интернет-ресурсы:
- www.yandex.ru
- www.pedsovet.su
- www.rusedu.ru
- Клипы на веб - узле Office Online