Цель: введения способа проверки двух безударных гласных в корне слова.
Задачи:
обучающие: обучить умению находить “Орфограмму безударная гласная в корне” в слове, выстроить алгоритм проверки орфограммы,
развивающие: развитие речи, психических процессов (анализа, синтеза, обобщения), умения формулировать правило.
воспитательные: интереса к предмету, самостоятельности.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Методы урока: Наглядный, словесный, деятельностный.
Оборудование: Доска, карта схема, иллюстративный материал, карточки с текстом алгоритма.
Здоровье сберегающие технологии: проведение 2 физминуток.
№ | Этапы урока | Содержание урока | Методы урока | Наглядный материал |
1. | Организационный момент. | Запись даты и вида работы. | Словесный метод | |
2. | Чистописание. | 1. На доске таблички со словами:
ветка быстрый отлетел - Определите букву для минуты чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. 2. Прописывание буквосочетаний с буквой: л олб бло лоб бол |
Частично-поисковый | Карточки со словами. |
3. | Словарная работа. Физ. минутка |
1. Знакомство со словарным
словом. - Обратите внимание на сочетания и скажите в каком слове, названии фрукта можно встретить данное сочетание? (Яблоко) - Запишите слово, найдите слабые позиции в слове. ЯБЛОКО 2. Сведения из истории. Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях ХI века. Существует мнение, что слово “яблоко” в древнерусском языке означало шар. 3. Многозначность слова. - Как вы понимаете выражения “адамово яблоко” (кадык), “глазное яблоко” (тело глаза), “попасть в яблочко” (цель). 4. Составление предложения со словом. Яблоко от яблоньки недалеко падает. - Запишите предложение обозначьте орфограммы. 5. Введение словарных слов. - Поговорим о яблоках. О каком фрукте идет речь, если его называют “китайское яблоко” - апельсин, “персидское яблоко” - персик, “скороспелое яблоко” - абрикос. - Подберите однокоренные слова к данным, отвечающие на вопрос какой? Яблочный, апельсиновый, персиковый, абрикосовый. |
Частично-поисковый. Словесный. Словесный. Наглядно-иллюстративный |
Запись на доске. Иллюстрации. Запись на доске. Иллюстрации |
4. | Актуализация новой темы. | 1. В словесном государстве. - Перенесемся в словесное государство. В государстве жили орфограммы-гласные и орфограммы-согласные. Они собирались в слове и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибок. Иногда они шалили и не называли свои имена полностью. Вспомните орфограммы и назовите их: безударные…, … согласные, удвоенные .., непроизносимые…. 2. Инсценирование. Выходят два ученика. - А, здравствуйте! - Извините, я не А, я О. - О, значит тёзка! А голос у тебя совсем как у А. - Стань на моё место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос. - Что же у тебя за место такое? О каком месте в слове идёт речь? (Слабая позиция) Когда звук плохо слышится? (В безударном слоге) О какой орфограмме пойдёт речь на уроке? ( Безударной гласной в слове) Какие гласные могут быть в слабой позиции? (А, о, и, е, ё, я) 3. Наблюдение за безударными гласными. Запишите слова, обозначьте орфограммы: солить, больной, краснеет, холода, пищат. - Какое слово лишнее? (Холода) - Почему? (Во всех словах одна безударная гласная в корне слова, а в этом слове две) 4. Сообщение темы - Сегодня понаблюдаем за двумя безударными гласными в корне слова. |
Словесный. Словесный. Частично-поисковый |
Иллюстрация замка. Костюм звука. Запись на доске |
5. | Вывод алгоритма проверки
орфограммы. Физ. минутка |
1. Проблемный вопрос. Как проверить безударную гласную в корне? Как быть если в слове их две? 2. Вывод алгоритма. - Прочитайте слова первого столбика, поставьте ударение:
- Что заметили? (В первом столбике ударение не падает на гласные в корне, во втором столбике - падает на первый слог, в третьем - на второй слог в корне) - В каком столбике слова проверочные, в каком проверяемые и почему? (В первом проверяемые, во втором и третьем проверочные) - Почему с проверочными словами два столбика? (В проверяемом - две безударные гласные) - Попробуем составить порядок, по которому можно правильно написать безударные гласные в корне. Прочитать слово. Обозначить ударение. Выделить корень. Подчеркнуть безударную гласную. Подобрать проверочное слово (если две безударных, то два слова) Написать слово, вставить букву. |
Частично-поисковый Практический Наглядный |
Надпись на доске Карточки с шагами алгоритма |
6. | Закрепление. | Отработка алгоритма на
материале упражнения 102 (с комментированием),
стр.76 103 – самостоятельное применение знаний. |
Практический | Работа с учебником. |
7. | Обобщение знаний. | - С чем познакомились на уроке? - Как проверить две безударные гласные на уроке. |
||
8. | Домашнее задание. | Стр. 84, упражнение 1 , выучить алгоритм. |