Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме "Средства связи слов в предложении"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Средства связи слов в предложении».

Цели:

Образовательная: формировать умение  детей устанавливать связь слов в предложениях при помощи  форм слов, служебных слов и порядка слов.

Развивающая: развивать связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость; расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес  к русскому языку, эстетическое восприятие действительности.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс, автор Н.В. Нечаева, карточки для проведения орфографической минутки, для составления предложений, диск с записью стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», магнитофон.        

Ход урока

I. Организационный

Задача: организация начала урока, эмоциональная подготовка и разминка для пальцев. 

Разминка для пальцев «Улыбка»

Ваши пальцы все проснутся.
И друг другу улыбнутся.
На зарядку встанут в ряд,
Быть здоровыми хотят!

- Запишем сегодняшнее число, прежде прочитав орфографически про себя.
- Вы любите загадки? Тогда слушайте, ребятки.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

- Что это? О чём идёт речь?  (Зима).
Открывается  текст загадки с пропущенными буквами. (Текст записан на доске  с буквами,  залепленными снежинками).

II. Орфографическая работа.

Задача: развитие орфографической зоркости.

- Ребята, посмотрите, зима решила дать вам задание: нужно объяснить орфограммы, которые спрятались за снежинками.

Зап*рошила д*ро*ки,
Разукрасила *ко*ки,
Радость детям п*д*рила
И на санках пр*к*тила.

- Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание. (Дети работают по карточкам с текстом загадки и с пропущенными буквами).

- Во всех словах смогли объяснить орфограммы? (Осталось слово запорошила).

III. Словарная работа.

Задача: расширение словарного запаса.

- Лексическое значение всех слов вам понятно? (Запорошила, от слова пороша)
- Из какого словаря вы сможете узнать смысл этого слова?   (Из толкового словаря)

Читают (работа по толковому словарю): Пороша – это свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.

- Объясните орфограммы в этом слове. (непроверяемые безударные гласные в приставке и в корне)
- Из какого словаря мы сможем узнать правописание данного слова?
- Найдите это слово и посмотрите, как оно пишется. (Работа с орфографическим словарём).
- Теперь, когда вы знаете лексическое значение слова пороша и его правописание, составьте с этим словом  предложение. (Выслушиваются ответы детей)

IV. Работа над предложением.

Задача: развитие связной речи учащихся.

- Составьте предложение из слов: по, проехала, пороше, первой, машина.
(По первой пороше проехала машина)
- Запишите предложение.
- Какие действия вы выполнили, чтобы получилось предложение?

(определили порядок слов)

V.Сообщение темы урока.

Задача: мотивация учебной деятельности.

- Кто уже понял, чему будем учиться на уроке (Будем работать с предложениями).
- Да, сегодня мы узнаем, как из слов образуются предложения и как устанавливают связь  слов в предложении.

(Открываю тему урока: «Средства связи слов в предложении»).

VI. Работа по теме урока.  

Задача: исследование средств связи слов в предложении.

- Итак, выполнив предыдущее задание, вы уже определили один из способов связи слов в предложении.
- Какие действия вы выполнили, чтобы составить предложение? (определили порядок слов)
- Хотите открыть другие способы связи слов в предложении? (Да)
- Тогда послушайте стихотворение К. Бальмонта и постарайтесь представить то, о чём говорится в нём.
(Звучит стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»)

VII. Физминутка.

Задача: снятие усталости, эмоциональная разгрузка.

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.

VIII. Продолжение работы над предложением. 

К. Бальмонт, сравнил снежинки с хрустальными звёздами:

Но вот кончается дорога дальняя,
Земли касается звезда хрустальная...

Эти снежинки сегодня у нас на уроке. Они принесли вам задание от зимы.

- Работаем в группах.  Прочтите слова (снежинки,  неба, с, падали, голубого, лёгкие)  и составьте из них предложения. 
- Трудно?

Тогда откройте учебник на с. 87, найдите упр. 172.
Прочтите задание.
- Запишите предложение. Подчеркните грамматическую основу.
(С голубого неба падали лёгкие снежинки).
Итак, какие действия вам пришлось выполнить, чтобы составить предложение?

(определять порядок слов, изменять форму слов, добавлять служебные слова)

(Вывешиваются  соответствующие таблички).

 IX.Закрепление знаний.

Задача: организация самостоятельной работы по закреплению пройденного материала.

- Теперь, когда мы уже узнали средства связи слов в предложениях, я уверена, что вы справитесь с заданиеупр.173.
- Выписать словосочетания: снежинки лёгкие, падают с неба. (Взаимопроверка по ключу).
- Чтобы выполнить следующее задание, вам нужно поработать в микрогруппах. Стр. 88, упр. 175

Задание:

- Соберите предложения. (Соединить части линией).

Подчеркните грамматическую основу предложений: 
Крупные мохнатые снежинки…
В снеговые горы…
На тонких ветках берёз…
…закружились в воздухе.
…лежит белый пух.
…превратились кустарники.

X. Обобщение. 

Задача: систематизация изученного материала.

- Чем отличаются словосочетания от предложения? (Предложения выражают законченную мысль)
- Какие средства связи слов в предложении теперь знаете?
- Как вы думаете, могут ли быть связаны слова в предложении при помощи каких-то других средств языка?

Об этом пойдет разговор на следующем уроке.

XI. Итог урока.

Задача: рефлексия

- Вам понравился урок?
- Оцените свои успехи: как вы поняли новую тему.

Дети делают самооценку своей работы и усвоения новой темы: раскрашивают в разные цвета круги на полях (зеленые – хорошо,  желтые – нужна незначительная помощь, красные – ничего не понял).