Цель урока: сформировать у учащихся знания о факторах, влияющих на скорость химических реакций.
Задачи:
- исследовать факторы, влияющие на скорость химических реакций и механизм их выполнения;
- продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент, развивать умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
- воспитывать интерес к учению, личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, сообразительность, любознательность).
Тип урока: комбинированный.
Методы и методологические приёмы: диалогический метод изложения знаний с элементами исследования, выполнение демонстрационного и лабораторного эксперимента, работа в группах, фронтальная беседа, тестирование, самостоятельная работа, самопроверка и взаимопроверка.
Средства обучения:
- инструкция для выполнения лабораторного эксперимента;
- инструкция по технике безопасности;
- демонстрационное оборудование;
- лабораторное оборудование;
- рабочая карта урока;
- тесты;
- компьютер;
- проектор.
Подготовка учащихся к уроку.
- Деление класса на группы по 5 человек (в каждой группе есть учащийся с прочными и глубокими знаниями).
- В тетрадях у учащихся приготовлена таблица, которая заполняется во время объяснения нового материала (Приложение № 1–6).
- Группа получает оборудование и реактивы для проведения эксперимента.
- Каждый учащийся получает рабочую карту урока (Приложение № 2).
Структура урок.
I. Организационный этап. Постановка цели и мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.
II. Актуализация знаний (фронтальная форма работы). Гомогенные и гетерогенные реакции.
III. Изучение нового материала (диалогический метод с элементами исследования, сочетание фронтальной и групповой форм работы, проведение эксперимента, самооценка и групповая оценка).
IV. Закрепление знаний (работа в группах, тестирование).
V. Рефлексия (самооценка).
VI. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний.
Учитель. На предыдущем уроке мы познакомились с понятием “скорость химических реакций”. Вопросы к классу: - дайте определение скорости химических реакций; - какие системы химических реакций называются гомогенными, а какие – гетерогенными;
- составьте уравнения реакций, относящиеся к гомогенным реакциям (2 примера);
- составьте уравнения реакций, относящиеся к гетерогенным реакциям (3 примера).
Примеры проецируем на экран с помощью проектора.
Гомогенные газ + газ жидкость + жидкость |
Гетерогенные газ + твёрдое вещество газ + жидкость твёрдое вещество + жидкость |
Класс работает в тетрадях, один ученик – за компьютером.
По окончании работы проецируем на экран составленные уравнения реакций.
Проводим самооценку выполненной работы на данном этапе и заполняем рабочую карту. Ставим оценку “5”, если все примеры составлены верно, “4” - 1 ошибка; “3” - 2 ошибки, если ошибок больше, то не оцениваем себя.
III. Изучение нового материала.
Тема урока проецируется на экран.
Учитель. Сегодня мы будем изучать факторы, влияющие на скорость химических реакций. С помощью химического эксперимента мы выявим закономерности изменения скорости химических реакций в зависимости от условий (в тетрадях заранее приготовлена таблица, которую будем заполнять во время объяснения нового материала). Подумайте и назовите факторы, т.е. условия, которые могут влиять на скорость реакций (обсуждение в группе).
Учащиеся называют факторы: температура, концентрация.
Учитель. Кроме названных вами факторов есть ещё природа реагирующих веществ, площадь поверхности соприкосновения веществ, катализаторы.
Выясним, как данные факторы, влияют на скорость химических реакций, выполняя лабораторный эксперимент в группах. (Учитель в случае необходимости оказывает консультационную помощь).
На экран проецируем названия лабораторных опытов (Приложение № 5).
Во время выполнения учащимися эксперимента на экране спроецированы правила техники безопасности (Приложение №3).
Представление результатов групповой работы.
Учащиеся (по 1 человеку от группы) выступают у доски, используя данные результатов проделанных лабораторных опытов.
Вывод из каждого лабораторного опыта все учащиеся записывают в таблицу (Приложение №1) (таблица на экране).
Демонстрационный опыт (проводит учитель).
Каталитическое разложение перекиси водорода
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, мензурка, пинцет, лучинка, спички, пероксид водорода.
В 2 пробирки наливаем по 5 мл перекиси водорода. Во вторую пробирку опускаем пинцетом кусочек моркови. Вносим в пробирки тлеющие лучинки. Во второй пробирке лучинка вспыхивает, т.к. при разложении перекиси водорода выделяется кислород. Перекись водорода разлагается и без катализатора, но очень медленно. В присутствии катализатора (моркови) реакция протекает быстрее. В данном опыте в качестве катализатора используем ферменты – белковые молекулы.
Зависимость скорости реакции от температуры исследовал голландский учёный Я. Вант-Гофф: при повышении температуры на каждые 100 скорость увеличивается в 2-4 раза.
V2/V1 = Yt 2-t1/10
Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ была установлена Гульдбергом и Вааге. По закону действующих масс скорость химической реакции аА+bB=сС может быть вычислена по формуле V=kcAacBb
Выставьте себе оценку в рабочую карту за изучение нового материала (оценка группы + самооценка).
IV. Закрепление знаний (работа в группах, тестирование).
Каждая группа решает по 1-й задаче на применение правила Вант-Гоффа и закона действующих масс (Приложение №6).
После выполненной работы проецируем на экран образцы решённых задач, чтобы зрительно закрепить ход решения (Приложение №6).
Проводим тест (Приложение №4). После выполнения теста проводим самопроверку, для этого проецируем на экран правильные ответы. Каждый учащийся выставляет себе оценку в рабочую карту за выполненную работу по тем же критериям, что и при проверке домашнего задания. Если есть ученики, которые себя не оценили (допустили более 2-х ошибок), то разбираем ответы устно с пояснениями.
V. Рефлексия (самооценка).
Каждый учащийся выставляет себе итоговую оценку за урок в рабочей карте и отвечает на вопрос: Что удалось и что не удалось на уроке?
Учащиеся отмечают, что на уроке было интересно и материал ими понят.
Каждый учащийся получил оценку на всех этапах урока и в целом за урок.
Итоговые оценки: “5” - 7, “4” - 12, “3” - 2.
VI. Домашнее задание: § 13, упр. 3, 5.
Предложите способы увеличения скорости реакции в 8 раз путём изменения концентрации исходных веществ:
а) 2Н2 (газ) + О2 (газ) = 2Н2О (газ);
б) Н2 (газ) + Cl2 (газ) = 2НCl (газ).