Проблема самоопределения в подростковом возрасте как условие успешности в профессиональной деятельности

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Классное руководство


Ход мероприятия

Каждый в своей жизни делает два самых важных шага, от которых в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом – выборе профессии.

Вопрос. Ребята, от чего на ваш взгляд, зависит успешность в профессии?
Ответы…(Знания)

Итак, тема нашей встречи: «Проблема самоопределения в подростковом возрасте как условие успешности в профессиональной деятельности».

Цель: Определение условий успешности в профессиональной деятельности.

Задачи: Расширить знания об основных понятиях, связанных с профессией и определить готовность к её освоению в настоящее время.

Вести разговор  буду я (организатор профессиональной ориентации в школе) и школьный психолог.

Вопрос. Что же такое профессия?
Ответ…(Труд, работа)
Вопрос. Что необходимо, чтобы получить профессию?
Ответ… (Образование)
Вопрос. На что человек надеется, получая профессию?
Ответы…(Удовлетворение, радость, материальное обеспечение)

Т.о. профессия - это род трудовой деятельности, требующий специальной  подготовки, знаний и опыта и являющийся, обычно,  источником существования.
Кроме того, есть еще и такие понятия как «специальность», «специализация». Что это такое?

Вопрос. Когда вы заболеете, куда вы обращаетесь?
Ответ…(К врачу)
Вопрос. Какому?
Ответ…(Смотря, что болит)

Давайте построим логическую цепочку от общего к частному (на доске расположены карточки с записями: хирург, врач, пластический хирург)

Ответ.

Врач  - профессия
Хирург – специальность
Пластический хирург – специализация

Существует еще и такое понятие как «квалификация».

Вопрос. Если у вас есть выбор: пойти к врачу высшей категории или к врачу, не имеющего категории, кого вы выберете?
Ответ… (Врач высшей квалификации)

Т.о. Квалификация – степень готовности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности, подтвержденные определенными документами.
Для закрепления этих понятий, выполним упражнение:

1 вариант. Учитель высшей категории, врач – стоматолог, детский хирург, повар 2-го  разряда, учитель математики, археолог.
2 вариант.   Менеджер, продавец, врач – терапевт, санитарный врач коммунальной гигиены, слесарь 3-го разряда.

Обсуждение.

Вопрос. Как вы думаете, сколько профессий насчитывается в мире?
Ответы……(Более 40 тысяч, в Росси  - более 6 тысяч)

Мир профессий динамичен и изменчив. Ежегодно появляются около 500 новых. Многие живут 5 – 15 лет, затем либо умирают, либо изменяются до неузнаваемости.

(Слайд «Профессии, ушедшие в прошлое»)

Выбирая профессию, необходимо учитывать характеристику труда, которым придется заниматься человеку в рамках определенной профессиональной деятельности.

Характеристика труда – это характер, процесс и условие труда.

По характеру профессии делятся на две группы:

- преимущественно физического труда;
- преимущественно умственного труда.

Процесс труда включает в себя три составляющих:

Содержание
Предмет
Средства труда

Для того, чтобы выбрать верную дорогу в поисках своего призвания необходимо научиться ориентироваться в мире профессий. А помогают в этом классификации по основным признакам:

  1. По предмету труда – то, на что направлена работа (Слайд: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ТЕХНИКА, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА)
  2. По целям труда (ГНОСТИЧЕСКИЕ, ПРЕОБРАЗУЮЩИЕ, ИЗЫСКАТЕЛЬНЫЕ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ)

Цель труда: прогнозирование и планирование результатов деятельности.

  1. По  орудиям труда – то, посредством чего работник оказывает воздействие на предмет труда
  2. По условиям труда (характер среды, физическая нагрузка, график рабочего времени, нервно-психические напряжения)

Первоначальный риск ошибочного профессионального определения заложен на этапе выбора профессии. Этот риск зачастую связан с тем, что выпускник выбирает профессию, которая не соответствует его индивидуальным психологическим особенностям.
В течение года вы изучали свои интересы, склонности, типы личности, способности. На основе этого вам были выданы рекомендации психолога и перечень профессий того или иного типа.
В вашем классе:  

Ч –Х  - 39%
Ч – Ч - 33%
Ч – Т -11%
Ч – З - 11%
Ч – П - 6%  

(Слайд с диаграммой)

Согласно рекомендациям и вашим пожеланиям вы объединились в группы и подготовили презентации о разных типах профессий.

(Демонстрируются презентации следующих профессий: ЮРИСТ, АВТОМЕХАНИК, ВЕТЕРИНАР, ПРОГРАММИСТ, ДИЗАЙНЕР)

Далее  идет краткое обсуждение  каждой презентации.

Слово психологу.

Хотелось бы еще перечислить проблемы выбора профессий:

  • Недостаток знаний о мире профессий
  • Недостаток знаний о содержании деятельности различных типов профессий
  • Недостаток знаний о рынке труда
  • Неумение адекватно оценивать свои склонности и возможности
  • Неумение соотнести возможности с требованиями, которые предъявляет профессия.

Есть и другие проблемы, о которых мы поговорим в другой раз. А сейчас давайте подведем итог нашей встречи. (Один из учащихся подводит итог)

Вопрос. И, все- таки, что нужно, чтобы  стать успешными в профессии?
Ответ…(Необходимо иметь знания, обладать практикой)
Вопрос. Что нужно делать для этого сегодняшним восьмиклассникам?
Ответы….(Нужны тесты, диагностики)

Действительно тестирование, диагностика необходима, но это не решение проблемы профессионального выбора, это лишь поможет сузить зону поиска определенного профессионального направления.
Чтобы быть успешными надо всю свою жизнь учиться, повышать квалификацию, получать специализацию, овладевать смежными профессиями, строить карьеру.
Успехов вам в поисках!

Приложение

Список литературы

  1. Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. Методическое пособие для учителя./Сост. Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А., Просихина О.Ю.  – М.: «Глобус», 2008. -101с.
  2. Элективный курс профессиональной направленности «Информационная подготовка»: методическое пособие с электронным сопровождением./ авт. – сост. Л.Н.Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю.Просихина. – М.: «Глобус», 2007. – 53с.