Урок географии в 7-м классе по теме "Воды Мирового океана"

Разделы: География


Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, карта мира, атлас материков и океанов для 7-го класса, раздаточный материал, учебник для 7-го класса, тетрадь.

Цель: продолжить формирование представлений о Мировом океане, вспомнить свойства вод Мирового океана, изучить особенности распределения температуры и солености по поверхности океана; дать понятие водных масс.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся входят в класс под звуки “шум прибоя”. (См. приложение 1). На экране – волны безбрежного океана. (См. рисунок 1). Рассаживаются заранее распределенными группами.

Учащиеся в течение минуты слушают и смотрят предложенный материал.

Предлагается:  запишите ассоциации, возникшие у вас при прослушивании.

Ученики в тетради записывают слова и словосочетания на тему: прочитайте полученный ассоциативный ряд (по желанию).

Дети читают, самые яркие ассоциации записываются на доске.

На экране медиапроектора сменяются фотографии с видами океана (на закате, шторм, солнечный день, остров в океане).

На доске запись: Океан – это… (продолжите фразу).

Дети записывают в тетрадь определение сформулированное самостоятельно.

- Поделитесь своими мнениями в группах.

Пока идет обсуждение, группам раздаются определения океана из различных энциклопедических изданий (см. приложение 2).

- Добавьте к своему определению необходимые фразы.

На экране медиапроектора вид Земли из космоса (см. рисунок 2). Учитель предлагает следующее задание:

- Так видят нашу планету инопланетяне. Какой бы они задали вопрос о нашей Земле?

Обсудите свои вопросы в группе. Самый важный о Земле вопрос представитель группы задаст классу.

Здесь учитель должен направить учащихся и остановить внимание ребят на вопросе: “откуда взялась вода на Земле?” Могут прозвучать такие вопросы: “Почему ваша планета голубого цвета?” или “почему на вашей планете есть вода?” или “зачем землянам так много воды?” и т.д.

- Обсудите в группе ответ. Предложите ваше решение.

Выслушать представленную от группы версию.

Раздать материалы с гипотезой возникновения воды на планете (см. приложение 2). Сформулировать гипотезу в кратком варианте. Записать в тетрадь.

Следующее задание:

- какие свойства приобрела океаническая вода за миллионы лет своего существования? (Температура и соленость)

- постоянны ли эти свойства во всем Мировом океане? (Нет; изменяются)

Чтобы выполнить следующее задание, учитель предлагает открыть атласы по географии для 7 класса, которые есть у всех учащихся.

- выполните задания, предложенные вам, и запишите в тетрадь вывод.

Учитель раздает карточки с заданиями (см. приложение 3).

Проведите наблюдения за изменениями температуры и солености океанической воды. Сделайте вывод, как изменяется температура и соленость.

90о с.ш. – температура……; соленость …….;

60о с. ш. - …

30о с. ш. - …

0о с.ш. - …

Вывод: при движении от … к … температура и соленость …

Следующий этап мастерской.

На экране появляется видеоряд фотографий с самыми симпатичными жителями океана в их естественной среде обитания (детеныш морского котика на льдине; разноцветные рыбки Барьерного Рифа и т.д.)

- Каждый “житель” океана приспособился к своим условиям обитания к своим водным массам, с изменениями свойств воды морским жителям будет трудно выжить (см. рисунок 3).

- Попробуйте сформулировать определение водных масс. Обсудите в группе.

Один представитель от группы отвечает. Дети сами приходят к правильному решению. Учитель только направляет их ответы (понятие воздушных масс уже давалось в предыдущей теме). Сверить правильный ответ в раздаточном материале (см. приложение 2).

Рефлексия:

- Попробуйте объяснить нашему инопланетянину, что значит для жителей Земли океан. Можно придумать свои знаки, нарисовать рассказ, в общем, пофантазируйте дома на эту тему (в тетради перечисляют виды хозяйственной деятельности в океанах).

Мировой океан - самый большой природный комплекс географической оболочки Земли. Его делят на части – отдельные океаны. До сих пор ученые спорят сколько океанов на Земле. Одни считают Ледовитый океан частью Атлантического, другие выделяют пятый – Южный океан.

Каждый из океанов обладает особенностями и большим разнообразием природных условий.

Дома вам предстоит заполнить географическое положение океанов и моря к ним относящиеся.

- Запишите задание в дневники - заполнить таблицу:

Название океана Географическое положение Моря и заливы океана
1.    
2.    
3.    
4.