Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, карта мира, атлас материков и океанов для 7-го класса, раздаточный материал, учебник для 7-го класса, тетрадь.
Цель: продолжить формирование представлений о Мировом океане, вспомнить свойства вод Мирового океана, изучить особенности распределения температуры и солености по поверхности океана; дать понятие водных масс.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учащиеся входят в класс под звуки “шум прибоя”. (См. приложение 1). На экране – волны безбрежного океана. (См. рисунок 1). Рассаживаются заранее распределенными группами.
Учащиеся в течение минуты слушают и смотрят предложенный материал.
Предлагается: запишите ассоциации, возникшие у вас при прослушивании.
Ученики в тетради записывают слова и словосочетания на тему: прочитайте полученный ассоциативный ряд (по желанию).
Дети читают, самые яркие ассоциации записываются на доске.
На экране медиапроектора сменяются фотографии с видами океана (на закате, шторм, солнечный день, остров в океане).
На доске запись: Океан – это… (продолжите фразу).
Дети записывают в тетрадь определение сформулированное самостоятельно.
- Поделитесь своими мнениями в группах.
Пока идет обсуждение, группам раздаются определения океана из различных энциклопедических изданий (см. приложение 2).
- Добавьте к своему определению необходимые фразы.
На экране медиапроектора вид Земли из космоса (см. рисунок 2). Учитель предлагает следующее задание:
- Так видят нашу планету инопланетяне. Какой бы они задали вопрос о нашей Земле?
Обсудите свои вопросы в группе. Самый важный о Земле вопрос представитель группы задаст классу.
Здесь учитель должен направить учащихся и остановить внимание ребят на вопросе: “откуда взялась вода на Земле?” Могут прозвучать такие вопросы: “Почему ваша планета голубого цвета?” или “почему на вашей планете есть вода?” или “зачем землянам так много воды?” и т.д.
- Обсудите в группе ответ. Предложите ваше решение.
Выслушать представленную от группы версию.
Раздать материалы с гипотезой возникновения воды на планете (см. приложение 2). Сформулировать гипотезу в кратком варианте. Записать в тетрадь.
Следующее задание:
- какие свойства приобрела океаническая вода за миллионы лет своего существования? (Температура и соленость)
- постоянны ли эти свойства во всем Мировом океане? (Нет; изменяются)
Чтобы выполнить следующее задание, учитель предлагает открыть атласы по географии для 7 класса, которые есть у всех учащихся.
- выполните задания, предложенные вам, и запишите в тетрадь вывод.
Учитель раздает карточки с заданиями (см. приложение 3).
Проведите наблюдения за изменениями температуры и солености океанической воды. Сделайте вывод, как изменяется температура и соленость.
90о с.ш. – температура……; соленость …….;
60о с. ш. - …
30о с. ш. - …
0о с.ш. - …
Вывод: при движении от … к … температура и соленость …
Следующий этап мастерской.
На экране появляется видеоряд фотографий с самыми симпатичными жителями океана в их естественной среде обитания (детеныш морского котика на льдине; разноцветные рыбки Барьерного Рифа и т.д.)
- Каждый “житель” океана приспособился к своим условиям обитания к своим водным массам, с изменениями свойств воды морским жителям будет трудно выжить (см. рисунок 3).
- Попробуйте сформулировать определение водных масс. Обсудите в группе.
Один представитель от группы отвечает. Дети сами приходят к правильному решению. Учитель только направляет их ответы (понятие воздушных масс уже давалось в предыдущей теме). Сверить правильный ответ в раздаточном материале (см. приложение 2).
Рефлексия:
- Попробуйте объяснить нашему инопланетянину, что значит для жителей Земли океан. Можно придумать свои знаки, нарисовать рассказ, в общем, пофантазируйте дома на эту тему (в тетради перечисляют виды хозяйственной деятельности в океанах).
Мировой океан - самый большой природный комплекс географической оболочки Земли. Его делят на части – отдельные океаны. До сих пор ученые спорят сколько океанов на Земле. Одни считают Ледовитый океан частью Атлантического, другие выделяют пятый – Южный океан.
Каждый из океанов обладает особенностями и большим разнообразием природных условий.
Дома вам предстоит заполнить географическое положение океанов и моря к ним относящиеся.
- Запишите задание в дневники - заполнить таблицу:
Название океана | Географическое положение | Моря и заливы океана |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. |