Цели:
- обучающие: закрепить знания о звуке [у], буквах У, у; упражнять в распознавании звука [у] в словах; учить плавному слоговому чтению; развивать фонематический слух;
- развивающие: развивать мышление, память, внимание;
- воспитывающая: воспитывать любовь к учению.
Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика нарушения осанки, зрения, выработка правильного дыхания. Поддержание интереса к учёбе и снижение утомляемости.
Оборудование: магнитная доска, буквы, схемы-модели звуков, цветные круги над доской (красный, зелёный, жёлтыё, синий), офтальмотренажёр, грамзапись – вальс.
Ход урока
I. Организационная часть
Упражнения: 1. “Растирание ушных раковин и пальцев рук”. 2 “Перекрёстные движения”
Я рада вас видеть, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы: будем учиться думать, размышлять, запоминать
– Какую букву мы изучили вчера на уроке? Какой звук она обозначает?
Определите тему урока, исходя из сказанного.
II. Формулирование темы и цели урока
Хорошо читающие ученики формулируют тему урока по догадке с пропуском некоторых гласных
З.к р.п.л.н.е зв.ка [ ], б.кв __ , ___ .
(Закрепление звука [у], букв У, у)
Формулирование цели урока, используя опорные слова (формулируют дети)
Учиться распознавать ______ [у] ____ ______ ( звук [у] в словах)
Учиться читать _______ с ________ У, у (слова с буквами У,у)
Учитель: Чтобы быть грамотным, умным надо уметь читать.
Без чтения – нет учения.
III. Психологический настрой
Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говори
И тихонечко сидим
IV. Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика: Короткий вдох (носом). Длительный выдох (ртом)
1.У (вдох, губы вытянуты, округляются, на одном дыхании произносим)
У-У-У (вдох, отрывисто произносим)
2) Ленты букв “Рабочая поза” (стоя)
а о у ы э
я ё ю и е
(произносим беззвучно, шёпотом, громко)
– Какие это буквы?
3) Работа над скороговоркой и чистоговоркой
Лу-лу-лу – стол стоит в углу
(Учащиеся придумывают, сочиняют вторую часть)
V. Актуализация опорных знаний
1. Чтение изученных букв. Индивидуально
2. Игра “Доскажи словечко”
Чтение слогов (смысловая догадка)
На ... То... ру....
3 Печатание (Смена динамических поз) Индивидуально. У доски. Самостоятельно
Установка (правило посадки):
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
и т.д.
Посмотреть на желтый круг– цветовое воздействие
Будьте внимательны
Печатают: И А О У Ы
Игра “Найди лишнюю букву” (по какому признаку)
4. Тренировка памяти
На доске: У И Ы О
Деятельность учащихся : посмотри на красный круг – цветовое воздействие
Учащиеся запоминают буквы > закрыть > записывают > проверяют
VI. Физкультминутка
для глаз под музыку (офтальмотренажёр) по В.Ф Базарному (динамическая поза –стоя)VII. Работа над темой урока
1. Работа по учебнику стр. 42
- Составление рассказа по картинке
Дать заглавие (коллективная работа учащихся)
- Звуко-буквенный анализ слова АУ (схема)
- Чтение предложений. Составление схемы предложений. Анализ.
Учитель> ученик (хоровое чтение)
Индивидуальное чтение.
- Работа над выразительностью
Какое чувство испытывает девочка? (Чувство тревоги, страха)
Цель: прочитать, передавая голосом интонацию
- Распознавание звука [у]
Разрешение проблемной ситуации
– Назвать птиц на картинке стр.42
– Пальчиком закрыть ту птицу, в названии, которой нет звука [у] (грач)
На доске:
КУКУШКА
ГУСЬ
КУРИЦА
Задание: соотношение слова и схемы.
Межпредметная связь: сколько птиц на картинке?
Связь с жизнью:
– Можно ли сейчас услышать кукование в лесу?
– Назвать птиц, которые водятся в наших сибирских лесах со звуком [у] и буквой у (глухарь)
Посмотреть на зелёный круг – цветовое воздействие.
2. Физкультминутка под музыку на выработку правильной осанки.
3. Самостоятельная работа учащихся (посмотреть на жёлтый круг)
Подчеркнуть букву У в стихотворении стр. 42 Проверка.
Игра
Показ указанной буквы (если неправильно – хлопок) Рабочая поза – стоя
4. Чтение стихотворения (запись на доске и в учебнике)
У пруда утёнок-крошка
..........................................
Ой, боюсь!
Работа над выразительным чтением. Озаглавить стихотворение.
– Понравилось ли стихотворение? Чем?
VIII. Обобщение
Интеллектуальная игра. Динамическая поза – стоя
- Как кукует кукушка? (Ку-ку-ку-ку)
- Как кричит филин ? (У-у –у)
- Как гудит паровоз? (У-у-у)
- Как воет волк? (У-у-у)
- Звук [у] гласный или согласный?
- Назови слово, которое начинается на букву у?
- Назови слово, в котором буква у стоит в середине.
IX. Рефлексия
Если вы считаете, что тему усвоили на “отлично” и “хорошо”, покажите улыбающего человечка. Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка
Запись на доске: УЧЕНЬЕ ПУТЬ К УМЕНЬЮ
Загадка: Ни на меру, ни на вес, но у всех людей он есть! (УМ)
(Разгадка в предложении)
Оценка учителя.