Цели:
Участники: родители детей средней группы ДОУ.
Психолог:
Добрый вечер, дорогие мамы и папы!
Я очень рада вас видеть!
Как говорят наши бабушки? “Хорошие детки – дому венец, плохие детки – дому конец”.
Так вот, чтобы наши с вами детки были хорошими, мы должны знать, как подобрать ключики ко всем замочкам в душе ребенка.
1. Упражнение – активатор “Энергичное рукопожатие”.
Психолог посылает по кругу “энергичное рукопожатие”, которое обходит весь круг родителей и возвращается обратно:
Психолог: Тема нашей встречи очень спорная и очень актуальная для всех родителей. Почему возникает недопонимание между родителями и детьми? Как совсем избежать неприятных наказаний и чего ждут от нас наши дети? Начнем с зарядки, психологической.
2. “Психологическая зарядка”.
Родителям предлагается выполнить определенные движения, если они согласны с данными высказываниями:
- Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
- Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребенка является лишение удовольствия – кивните головой.
- Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
- Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.
- Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.
- Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.
- Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
- Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.
3. Почему же малыш не слушается?
С первого года жизни большинство детей постигают, что их спокойное поведение не привлекает к ним внимание родителей, поэтому они начинают вести себя беспокойно. Они кричат, вертятся, толкаются, стучат, бросают предметы и этим привлекают внимание к себе.
Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так не обходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.
Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого! Вот, как порой борются наши дети за наше родительское внимание. Но, “как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть” (Патрик О’Рури)
4. Упражнение “Быть родителем хорошо, потому что... Быть родителем плохо, потому что…”.
Сейчас вам предлагается рассмотреть роль родителя: один родитель находит в родительстве плюс, другой – минус. (Так, по кругу, каждый родитель заканчивает фразу, передавая мягкую игрушку)
Обсуждение: Было ли трудно найти хорошее, плохое? Было ли что-то, что позволило взглянуть на роль родителя по-другому?
Получается, что быть родителем – это одновременно и хорошо, и плохо, и трудно. Ведь мы, родители, часто сталкиваемся с непослушанием, нам приходится наказывать своих детей. И очень часто виним себя за сам факт, как нам кажется, “неизбежного наказания”.
Как сделать так, чтобы наказания нам были не нужны? Сложно? Но есть одни очень мудрые слова: “Наличие детей еще не делает тебя родителем, точно также как наличие пианино, не превращает тебя в пианиста” (Майкл Левин). В университетах этому не учат, а сложности возникают буквально каждый день, поэтому будем вместе повышать нашу “родительскую квалификацию”.
5. Все привыкли к тому, что психолог дает советы. А ведь, советы давать… это как касторовое масло, давать легко, но не легко принимать. Поэтому я для вас подобрала максимально доступные, но очень важные рекомендации.
Метод “Кредит одобрения
Представьте, что мы отправляем в морское путешествие маленькую лодочку. Что ее ждет? Конечно, и погода будет иногда штормить, и препятствий много будет на пути… Но, если капитану этой лодочки по связи с берега будут приходить сигналы поддержки: “Как здорово, что ты у нас есть”, “Мы тебя любим”, “Не унывай, мы справимся вместе” и др., то сигналы SOS с этой лодочки на берег не поступят никогда. А в будущем капитан маленькой лодочки станет капитаном большого крейсера.
6. Игра для родителей “Копилка”.
Обогатим нашу копилочку ласковых обращений, слов поддержки и слов, ласкающих душу ребенка. (Родители называют слова, передавая по кругу мягкую игрушку).
Метод “Награждаем за послушание”
Дети благодарны к доброму отношению к ним. Они хотят, чтобы вы замечали их послушание, и готовы изменить свое поведение ради внимания с вашей стороны.
Этот простой факт лежит в основе детской философии!
Замечайте все хорошее, что делают ваши дети, и говорите им, что вы очень рады. Ведь если не хвалить ребенка за успехи, он скорее пойдет по пути неповиновения.
Не сосредотачивайтесь на плохом поведении, награждайте хорошее поведение, и тогда ваш ребенок будет делать то, что вы ожидаете от него [1].
Метод “10 к 1”
Вот как работает это правило: постарайтесь сделать десять положительных шагов в сторону вашего ребенка на один отрицательный. Например, если вы хотите что-то исправить в поведении ребенка, найдите тут же десять положительных качеств в его поведении, за что вы могли бы его похвалить.
Можно просто улыбнуться, ободряюще подмигнуть, потрепать волосы и ребенок поймет, что вы любите и цените [1].
Метод “Паутинка” (или “Метод объятий”)
Еще один замечательный метод, даже для самых занятых мам и пап, осуществляется буквально в течение пяти минут.
Рано утром (после сна) и вечером (перед сном) вы запускаете “ласкательную машину” (поглаживание спинки, щекотание, массаж, поцелуи и любые, так сказать “тисканья”, любые “телесные радости”…).
Как говорят психологи: пять минут после сна и пять минут перед сном – это священное время, золотая паутинка любви в это время тянется от вас к ребенку и питает его душу! Пусть ваш малыш со спокойной душой уйдет утром в садик, а ночью – приятных ему снов.
И как результат – уверенность в родительской любви не заставляет ребенка “добывать” недостаток внимания другими способами, не всегда положительными.
7. На своем жизненном пути ребенок встречает несколько тропинок, и сам выбирает по какому пойти пути, каким образом привлечь к себе большее внимание родителей – по средством положительного поведения или негативными средствами.
Освоив эти методы, введя их в жизнь ребенка, во многом, наказание применять уже просто не будет никакой необходимости. Уважение к чувствам ребенка, принятие, одобрение, поддержка – вот она, “золотая середина”.
8. Притча “Уют любви и одобрения”.
(Психолог рассказывает притчу, которая, возможно, поможет родителям взглянуть на свои старые проблемы по-новому. Звучит тихая, спокойная музыка).
Притчи никак не интерпретируются – каждый сделает свой вывод, прошедший через его сердце.
Примите удобную позу. Расслабьтесь!
“Мастер утверждал, что большинство людей ищут не радость пробуждения и деятельности, а уют любви и одобрения. И проиллюстрировал эту мысль рассказом о своей младшей дочери, которая требовала, чтобы каждый вечер перед сном он читал ей сказки.
Как-то Мастеру пришла идея начитать сказки на магнитофон. Маленькая девочка научилась включать его и несколько дней все шло хорошо, но однажды вечером дочка подошла к отцу и протянула ему книжку со сказками.
- Ну же, дорогая, ты ведь знаешь, как включать магнитофон.
- Знаю, - ответила девочка, - но я не могу сесть к нему на колени” [2].
Желаю вам уюта, тепла, взаимопонимания, терпения, радости в общении с ребенком. Мир вашему дому!
При подготовке материала консультации была использована следующая литература:
1. Кей Кузьма “Добро пожаловать, малыш!”.
2. Энтони де Мэлло “Молитва лягушки”. – СПб., 2008.