Воспитание лидерских качеств личности с использованием элементов технологии КТД

Разделы: Классное руководство


Чтобы воспитать лидера, надо развить в ребенке активность и ответственность. Так как качества лидера могут применяться человеком в различных сторонах жизни, то их развитие, как гарантия успешности, будет мощным стимулом для участия каждого в КТД. Вероятно, развитие лидерских качеств - это основная воспитательная задача в коллективно-творческих делах. Историю КТД можно отсчитывать с момента педагогической деятельности А. С. Макаренко, который разработал технологию создания детского коллектива и создал методику воспитания личности через коллективную деятельность, которая, в свою очередь, давала широкие полномочия детского самоуправления. Целью такой деятельности является развитие лидерской одаренности в различных направлениях жизни и деятельности. Отсюда следуют задачи: формирование деятельного творческого коллектива учеников, создание психологического климата в классном коллективе для развития и саморазвития личности каждого ребенка, развитие взаимодействия коллектива учеников и родителей, воспитание умения работать в группе. Впоследствии И. П. Ивановым коллективная творческая деятельность рассматривается уже как форма с четкой структурой: коллективное целеполагание – коллективное планирование – коллективная подготовка – проведение дела – коллективный анализ по итогам (рефлексия) – коррекция.

Принимая новый класс, я всегда провожу социометрическое исследование и определяю с помощью родителей, первого учителя направленность одаренности личности, согласно этим данным ,планирую свою деятельность. Главная задача этой деятельности, создание условий для развития и саморазвития личности ребенка. Благоприятному психологическому климату в классе способствуют выбранные принципы внеклассной деятельности. Согласно принципа гласности и открытости совместно планируется деятельность с учетом интересов детей и их возрастных особенностей. Принцип совместной творческой деятельности позволяет совету дела организовать мероприятие, а ребятам в микрогруппах проявить инициативу, самостоятельность и творчество. После проведения дела проводится рефлексия, т.е. оцениваются положительные стороны, степень участия каждого. Принцип значимости деятельности дает возможность ученику успешно работать, ведущей является мотивация достижения успеха, а успешность стимулирует дальнейшее творчество. Стараясь оценить участие каждого ученика класса в жизни класса и школы, особенно чутко отношусь к детям, которые по социограмме являются в данное время пренебрегаемыми или отверженными. Фиксируется личный успех, любая удача, идет ориентация на похвалу, на сильные стороны ученика. Каждый ученик класса имеет поручение, выбранное по желанию самого ученика или доверенное ему другими ребятами. В классе 5 микрогрупп, которые объединены по общим интересам: вокал, хореография, досуг, спорт.

Группа ребят – совет дела, организуют всю работу на неделю: планируют работу и исполняют ее, привлекая других ребят класса. Это дежурство по кабинету, подготовка мероприятия, проведение мероприятия, отчет в конце недели, в котором группа делает анализ работы класса за неделю и в итоге: замечания, опоздания, пропуски, выставление оценки классу, далее класс тоже ставит оценку группе. Сразу же вывешивается “Молния”, в которой отражены итоги недели. В течение недели группа фиксирует все данные с помощью учителей – предметников, которые после каждого урока ставят оценку за урок и пишут замечания в тетрадь, которую подносят ребята. Совет дела становится микрогруппой-исполнителем, а другая группа руководит делом. Таким образом, удовлетворяется потребность детей руководить, делать свое дело по желанию и творчески. В 2007 году 5 “А” класс стал победителем в конкурсе “Самый классный класс”, за это был награжден бесплатной поездкой в г. Абакан и денежной премией, ребята во всех конкурсах занимают первые места среди своей параллели и даже идут впереди более старших классов. В 2006-2007 году 9человек приняли участие в международном конкурсе “Золотое руно” результат:1,2,3 места в школе и 1 место в районе, 8 учащихся в конкурсе “Кенгуру”- результат:1,2,3 места по школе и 2 место в районе, в 2007-2008 в четырех международных конкурсах-28 человек. Охват учащихся класса внеклассными и внешкольными занятиями составляет 100%:спорт- 40%, изо - 13%, вокал- 6%, шахматы- 6%, математика- 23%, танцевальный – 10%, музыкальная школа – 10% , часть ребят класса занимаются в нескольких кружках. 7человек второй год проходят обучение на дистанционных курсах по математике в г. Новосибирске. В классе появились свои традиции: классный час в начале года “Арбузник”, по итогам учебного года классный час “Вот и стали мы на год взрослей” обязательно с приглашением и участием родителей.

Image2694.gif (67910 bytes)

Image2695.jpg (19157 bytes)

В итоге во время учебного года каждый ученик пробует свои силы и возможности в работе, причем, все учащиеся в течение учебного года побывают в роли руководителя, периодически выполняя серьезные и ответственные поручения. Все это помогает самоутвердиться, научиться принимать решения, управлять другими людьми. Органы управления обновляются несколько раз в году, чтобы не уставали дети, приобщались к управленческой деятельности, а также, чтобы учились быть справедливыми. Любое ответственно выполненное задание, призовое место в олимпиаде, спортивном соревновании не должно остаться без внимания. Перед всем классом отмечаю достижения учащегося, показывая социальную ценность каждого в коллективе. Это поднимает учеников в глазах окружающих, создает мотивацию личностного развития. Личностному развитию учащихся способствует и участие в выпуске классной газеты “Голос класса”, а также созданы три мини-фильма “Спортивная жизнь класса” и “Наши дела”, “ С Днем рождения, класс!”. В процессе создания газеты, ребята развивают свои организаторские и творческие способности, умение работать в группе. Участие в позитивной деятельности, нацеленной на успех, учит детей быть честными и справедливыми по отношению к другим.

Классная газета №1,орган издания 6 “А” класс
“Голос класса” или “Наша летопись”
Классный час по ПДД

18 октября 2007г. прошел конкурс по ПДД между двумя командами класса: “Светофор” и “Зебра”, капитанами команд были Малышкин Владислав и Шатилов Артем. Были конкурсы очень интересные, в них участвовали также и болельщики. В конкурсах побеждала команда “Зебра”, но в последнем из них, под названием “Азбука улиц и дорог”, команда “Светофор” вырвалась на несколько баллов вперед и победила. Поздравляем победителей! Каждой команде выдавали призы, также наградили болельщика Майнагашеву Карину. Все были довольны, никто не остался в обиде.

Корреспондент Кыстоякова Соня.
Мы победили.
Конкурс “Путешествие по сказкам”

img2.jpg (15491 bytes)

Наш лучший дежурный

img1.jpg (11102 bytes)

Идем в поход

img3.jpg (18720 bytes)

Сказочные герои

img4.jpg (20105 bytes)

В ноябре в школе прошла декада математики.6“А” класс занял 2 место в конкурсе газет, а учащиеся Канзычакова Вероника, Майнагашева Карина и Ахпашев Антон заняли в математической олимпиаде соответственно 1, 2 и 3 места! Также ребята принимали участие в конкурсе “ Путешествие в страну восходящего солнца”, где проявили себя с лучшей стороны, оказавшись знатоками японских традиций, мастерами оригами. Они смастерили японских журавликов, выразив тем самым протест войне. Молодцы!

Литература:

  • Бабанский Ю.К., Интенсификация процесса обучения. - М.: Знание, 1987.

  • Эрдниев П.М., Укрупнение дидактических единиц, Элиста, 1987.

  • Иванов И.П., Воспитывать коллективистов,1985.

  • Иванов И.П., Звено в бесконечной цепи, Рязань, 1994.

За презентацией обращайтесь к автору