Цели занятия:
образовательная:
обобщить сведения о глаголах; закрепить, расширить и углубить знания учащихся по русскому языку;
развивающая:
активизировать мыслительную деятельность, развивать мышление, память, сообразительность; побуждать к познанию нового; формировать навыки командной игры;
воспитательная:
воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества.
Ход занятия
На доске:
Глаголом жги сердца людей.
А.С.Пушкин
Глагол:
1) слово, речь, выражение;
2) словесная речь человека, разумный говор, язык;
3) часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание. В.И.Даль. “Толковый словарь живого великорусского языка”
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о глаголах. Это важная часть речи, ведь без них далеко не уедешь, не умчишься, не укатишь, не улетишь, не унесёшься, и вообще не попрыгаешь, не побегаешь, не поскачешь, не покрутишься, не повертишься, не потанцуешь, не попоёшь и даже ничего не натворишь! Потому что для всего этого нужно совершить действие. А действие – это глагол. Сегодня мы волшебники! И играть будем с цветиком-семицветиком. Это необычный цветок, его лепестки являются характеристиками глагола. Если команды выполнят все задания правильно и мы оторвём все лепестки, то сможем загадать желание.
(На доске прикреплён цветок с отдельными лепестками. На лепестках разного цвета записано: вид, возвратность, спряжение, время, лицо или род, наклонение, число. В сердцевине надпись глагол. При выполнении заданий каждая команда поочередно открепляет лепестки)
1 задание
Вид глагола.
1. Образуйте от данных глаголов глаголы несовершенного вида. Задание выполняется устно. На обдумывание 3 секунды. Каждый правильный ответ – очко.
1 команде: заморозить - … (замораживать)
2 команде: затронуть - … (затрагивать)
1 команде: оспорить - … (оспаривать)
2 команде: обработать - … (обрабатывать)
1 команде: усвоить - … (усваивать)
2 команде: освоить - … (осваивать)
1 команде: захлопнуть - … (захлопывать)
2 команде: озаботить - … (озабочивать)
1 команде: отсрочить - … (отсрочивать)
2 команде: приурочить - … (приурочивать)
2. У каждой команды карточки, на них записаны слова: для 1 команды - работать, для 2 команды – читать. Задание: за 3 минуты образовать наибольшее количество глаголов совершенного вида. Побеждает та команда, у которой больше правильно образованных вариантов. Возможны другие слова, например, учить, варить, говорить.
2 задание
Возвратность глагола.
1. Сочетания читаемых мною слов замените одним возвратным глаголом и запишите их на листы бумаги. Побеждает та команда, которая напишет больше слов.
Приветствовать друг друга при встрече - … (здороваться)
Испытывать неуверенность, нетвёрдо верить во что-нибудь - … (сомневаться)
Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение - … (беспокоиться, волноваться хуже)
Брать под свою защиту кого-либо - … (заботиться)
Приходить в негодование - … (злиться)
2. Записать за 3 минуты возможно большее количество возвратных глаголов с такими значениями:
1 команде – различные чувства, переживания (радоваться, печалиться и др.)
2 команде – действия, которые совершает над собой само лицо (одеваться, укладываться и др.)
3 задание
Спряжение глагола.
У вас на карточках записаны слова. За 3 минуты вставить пропущенные буквы, определить и указать спряжение глаголов:
Снежинки лета…т, порха…т, вь..тся, опуска…тся, круж…тся, блиста…т, покрыва…т, беле…т, сия..т, пролета…т, танцу…т, звен…т, робе…т, взлета…т, та…т, засыпа…т, украша…т, стел…тся, мелька…т, вспыхива…т, лож…тся, стын…т, ослепляя…т.
4 задание
Время глагола.
1. Поставьте глаголы в прошедшее время. За каждое правильное выполнение 1 очко:
Мокнуть - … (мок)
Сохнуть - … (сох)
Гаснуть - … (гас)
Исчезнуть - … (исчез)
Окрепнуть - … (окреп)
Привыкнуть - … (привык)
Погибнуть - … (погиб)
2. Определите время глаголов данном тексте:
Костёр горит.
Ива цвела.
Пчела жужжит.
Ручей журчит.
Соловей запоёт.
5 задание
Лицо или род глагола.
1. Определить лицо и род данных глаголов:
шумит
плавает
кричу
трещат
сидим
зовёшь
2. Вставьте пропущенные буквы, определите род глаголов.
Утро приш… с туманом, а потом разгоре…сь во всём великолепии. Сквозь можжевельник пророс… роскошная красавица-медуница. Заячья капуста, мелкая травка взобра…сь на пень. Дорога через лесную поляну зарос… травой. Молодые грачи облюбова… дерево и стали орать. На лугах сгуща... туман. Липы зацве… и запах… мёдом.
6 задание
Наклонение глагола.
Укажите наклонение выделенных глаголов.
Оля писала бы без ошибок, если бы не забывала правила. Пишите аккуратно! Я с удовольствием читаю ваши сочинения – вы всегда пишете грамотно. Кто там? Войдите. Вы подниметесь по ступенькам, войдёте в дом и сразу окажетесь в большой гостиной. Я бы вошёл в воду, да уж очень она холодная. Прочтите задание внимательно. Костя бы прочитал рассказ, да лень не дала. Когда прочтёте стихотворение, ответьте на вопросы в учебнике.
7 задание
Число глагола.
Определите число данных глаголов:
Затихает, пронеслась, направляюсь, замолчал, соскользнул, развалился, громоздились, хвалился, приближаешь, заглядывал, темнеет, перекликались, шагаешь, выползали, плескались, удержал, молодеет, появилась, возвращались, доносились, осветил, набежали, останавливает.
Резерв:
1. Сколько в тексте глаголов? (Учитель читает, учащиеся считают на слух)
Алёша открыл глаза. Потянулся. Посмотрел в окно. Улыбнулся. Услышал мамин голос. Вскочил, оделся, умылся, позавтракал, поцеловал маму и выбежал на улицу.
- Ура! Не учимся!
2. Замените словосочетания одним словом:
Вести борьбу –
Давать советы –
Оказывать помощь –
Питать ненависть –
Принимать участие –
Производить осмотр –
Проявлять интерес –
3. Слитно или раздельно?
Таня ещё (не) достаёт рукой до форточки. В этой тетради явно (не) достаёт нескольких страниц. В каникулы Оля ни разу (не) доставала учебник по русскому языку. (Не) доставало ещё опоздать в школу! Тебе (не) достаёт удачи, потому что ты мало работаешь. Лисе (не) достать птичку на ветке. Этого только (не) достаёт!
Подведение итогов игры. Награждение.
Итак, все задания выполнены, поэтому каждый из нас может загадать своё заветное желание.
Литература
- З.Д.Лобановская, Л.А.Горбатенкова, М.С.Зимина. Его Величество Глагол: Практическое пособие для школьников. – СПб.: Корона принт, 1998.
- В.А.Иванова, В.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. Л., 1990.
- Т.Рик. Здравствуй, дядюшка глагол! М., 1984.