ЦЕЛЬ: проверить сформированность умений и навыков, полученных в процессе изучения темы; научить учащихся применять основные умения и навыки при морфологическом анализе имени числительного
Тема урока. Цель урока. (СЛАЙД №1)
Оборудование: презентация, выставка книг о Хакасии, таблицы “Путевой лист”, сигнальные карточки красного цвета (сильным учащимся), схема анализа имени числительного, текст о Хакасии.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята! Мы заканчиваем изучение ещё одной именной части речи – имени числительного. Сегодня нам предстоит проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, а также будем работать над морфологическим разбором имени числительного. Запишите число, тему урока.
II. Постановка цели урока.
Учитель: Ребята, что такое экскурсия? (После объяснения, данного учениками, предлагается сравнить с толкованием значения этого слова в словаре – СЛАЙД №2.)
Экскурсия- это поездка (от лат. excursio). 1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-нибудь с целью ознакомления с чем-либо.
2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо проводимый по определенному плану с образовательной
или ознакомительной целью.
Учитель: Итак, экскурсия - это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или ознакомительной целью. Подберите однокоренные слова.
Сегодня, ребята, мы совершим образовательную экскурсию по Хакасии, прочитайте слова на экране и подумайте над их смыслом.
(На фоне СЛАЙДА №3): Никого не оставляет равнодушным земля бескрайних степей, целебных озер, чистых рек и суровой тайги. Увидев эту красоту однажды, забыть невозможно. Какой многоцветный ковер соткала природа! Золотая степь с голубыми глазами озер, изумрудная зелень тайги, величавые, таинственные горы.
- Мы поговорим о Хакасии в цифрах и фактах. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаться друг с другом. На прошлых уроках мы с вами пришли к выводу, что употребление числительных в речи в соответствии с нормой свидетельствует о культуре человека. Нашу заочную экскурсию мы совершим в воображаемом автобусе. Послушаем наших экскурсоводов. Уважаемые экскурсанты! Обратите внимание на правильное произношение экскурсоводами имен числительных.
III. Работа по теме урока. Выступления заранее подготовленных учащихся. Текст №1 (На фоне СЛАЙДА №4)
Республика Хакасия расположена на юге Восточной Сибири. На севере и востоке граничит с Красноярским краем, на юге – с Республикой Тывой, на западе – Республикой Алтай и Кемеровской областью. Площадь – около 62 тыс. кв.км.
В Хакасии две трети территории занято горами. В западной части республики пролегает Кузнецкий Алатау. Его вершины достигают 1700-2000м. Высшая точка – гора Верхний Зуб (или Поднебесный) – 2178 метров.
В хакасской степи разбросано довольно много соленых озер. На их берегах расположены курорты и зоны отдыха. Всего на территории республики – около 500 озер, в том числе примерно 390 пресных и 110 соленых. Целебная вода ежегодно дарит здоровье тысячам людей. Недаром только за июнь-июль на этих озерах отдыхают более 5 тысяч туристов.
В водоемах Хакасии отмечено 35 видов рыб. Многие из них водятся в реках, которых в республике 324. Самые крупные из них: Енисей, Абакан, Чулым и Томь. Общая протяженность рек – 8 тысяч километров. Главная река республики – Абакан – имеет длину 514 километров.
По всей республике вьются ленты автомобильных дорог. Их общая протяженность составляет более 3600 километров.
Учитель: Пожалуй, всё, с чего начали свой рассказ экскурсоводы, мы знаем. Вы, наверное, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем об имени числительном как о части речи. (Ответы учащихся.)
Учитель: Перед каждым из вас лежат таблицы “Путевой лист”. Начнем оформление наших путевых листов. (СЛАЙД№5 - ТАБЛИЦА).
Числительные |
Количественные |
Порядковые |
Простые |
||
Сложные |
||
Составные |
- Встречающиеся в тексте словосочетания “сущ.+числ.” занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью. Постарайтесь подобрать к каждому разряду по одному примеру. (Время – 3 мин.) Заштрихуйте пустые ячейки в таблице. К какому разряду не удалось подобрать пример? Проверим. (СЛАЙД №6 – ответы, проверка.)
Числительные |
Количественные |
Порядковые |
Простые |
На восемь районов |
Третьего июля |
Сложные |
Около пятисот озер |
Восемнадцатого века |
Составные |
Тридцать пять видов рыб |
Тысяча девятьсот девяносто первого года |
- Вспомним склонение имен числительных. Найдите один любой пример числительного из текста и в тетрадях просклоняйте его. У кого на столе лежит сигнальная карта, должен обязательно просклонять составное количественное числительное из данного текста.
Учитель: Сколько человек проживает на территории нашей республики? С этим вопросом мы обратились к следующему экскурсоводу. И ВТО что мы услышали.
Текст №2 (На фоне СЛАЙДА №7 – подготовленный ученик.)
Ученик: Общая численность населения республики составляет 581 тыс.чел., в городской местности проживает 413 тыс.чел., в сельской – 168 тыс.чел. по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. в Хакасии проживали представители 108 национальностей.
Учитель: Спасибо экскурсоводу. Наша задача не только иметь представление об этих данных, но и правильно уметь их писать. С каким правилом правописания числительных мы знакомились на уроках? (Ь на конце и в середине числительных.) Вспомним это правило (звуковой диск).
(СЛАЙД №8 – таблица “Национальный состав Республики Хакасия”).
Учитель: Наша экскурсия продолжается. Перед вами таблица “Национальный состав Республики Хакасия”. Ознакомьтесь с его данными и составьте словарный диктант на тему: “Ь знак на конце и в середине числительных”, округляя данные в таблице цифры. Запишите примеры во вторую таблицу “Путевой лист” в два столбика.
Ь знак на конце числительных |
Ь знак в середине числительных |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 5 |
Учитель: Наше образовательное путешествие подходит к концу. Сейчас мы должны вспомнить, о каких числительных мы сегодня не вели речь. (Дробные и собирательные). Расскажите о них. (Ответы учащихся.)
Учитель (На фоне СЛАЙДА №10): Наша экскурсия подошла к концу. Теперь производим морфологический разбор имени числительного по данному образцу-рассуждению и письменному оформлению. Примеры выбираем из текста №1.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Беседа по вопросам.
- Что нового узнали на уроке? Что было интересно? Что было сложно? Понравилась ли экскурсия?
V. Домашнее задание (На фоне СЛАЙДА №11):
А) Написать сочинение-миниатюру, используя имена числительные. Темы: 1. “Моя семья …” 2. “Моя школа …” 3. “Моя малая родина” Б) Произвести морфологический разбор 2-3 числительных из сочинения.
VI. Итоги урока. (Собрать “путевые листы” на проверку).
Учитель (На фоне СЛАЙДА №12): С чего начинается “малая родина”? (ответы учащихся.)