Из опыта работы творческого объединения "Волшебный крючок" по взаимодействию с социумом

Разделы: Технология


Сегодня все более востребованным становится дополнительное образование детей. Учреждения образования, культуры, социальной поддержки и др. стремятся к активному сотрудничеству с учреждениями дополнительного образования, строят свои взаимоотношения на основе социального партнерства. Такие контакты обеспечивают добровольное сотрудничество при соблюдении интересов всех сторон, ведении диалога, социального обмена идеями, информацией, ресурсами и др.

Творческое объединение “Волшебный крючок” Центра детского творчества г. Абакана Республики Хакасия активно взаимодействует с общественно-культурными центрами микрорайонов города. На базе ряда центров реализуется образовательная программа “Волшебный крючок”, в рамках которой активно используются современные педагогические технологии, в том числе, социально-педагогического проектирования.

Проектировать – значит создавать среду, обстоятельства и применять метод воспитания успехом, удачей и радостью от собственноручно изготовленной вещи.

Проектирование идет по трем направлениям:

  • образовательное проектирование, ориентированное на обеспечение качества знаний, умений, навыков;
  • психологическое проектирование, целью которого является преобразование личности и межличностных отношений;
  • социальное проектирование, направленное на изменение социальной среды и решение социальных проблем педагогическими средствами.

Деление это весьма условное, так как обычно задача наполнения увлечений детей социально значимым содержанием решается комплексно с развитием творческой активности, коммуникативных навыков и применением профильных знаний по декоративно-прикладному искусству.

Прежде чем приступить к реализации социальных проектов, автору необходимо было провести работу по вовлечению членов семей обучающихся в образовательно-воспитательную деятельность творческого объединения, а так же установить более широкие двусторонние контакты с другими учреждениями, например, с библиотечной и клубной системами города.

Сотрудничество с родителями началось с небольших совместных мероприятий: праздник первой работы “Дебют”, “День матери”, “День бабушек и дедушек”, конкурс мастерства “Сударушка”. Проводились выставки семейных поделок “Делаем вместе с мамой”, конкурсы старинных семейных рукоделий “Из бабушкиного сундука” и др. С любовью и выдумкой готовили дети сувениры для своих близких: салфетки, игольницы, очечники. Дети с гордостью вручали их родным, а мамы и бабушки не скупились на комплименты. Поэтому когда воспитанники объединения вышли с инициативой создания своего театра моды, то поддержали их не только педагог и представители общественно-культурного центра, но и родители. В свои модели: платья, накидки-пончо и другие изделия юные рукодельницы вложили немало труда, ведь некоторые вещи вязались целый учебный год. А еще необходимо было научиться не бояться сцены, ходить по подиуму. И каким долгожданным и радостным стал результат работы – победа на городском конкурсе театров мод “Планета творчества” в рамках городского фестиваля “Новые имена”!

В филиале городской библиотеки при общественно-культурном центре микрорайона “Сириус” всегда рады юным модницам и рукодельницам: и место для выставки найдут, и обзор литературы по художественному творчеству сделают. Девочкам нравится участвовать в модном устном журнале “Фантазия и образ”, в тематических посиделках “Рождество”, “Пасха”. С пустыми руками мы не приходим, в качестве подарков вяжем снежинки, колокольчики, ангелов, делаем сувенирные яйца в различных техниках и т.д. Обучающиеся постоянно принимают участие в библиотечном конкурсе “Лето. Книга. Библиотека” и завоевывают призовые места.

В общественно-культурном центре микрорайона “Чайка”, познакомившись с деятельностью добровольческого молодежного движения “С нами”, автор увидел перспективы для развития лидерского и творческого потенциала своих воспитанниц. Творческое объединение активно включилось в проведение таких социальных акций, как: “Маленький ангел”, “Подарок солдату”, “Ровесник – ровеснику”, “Открытое сердце”, “Дари добро”. Далее возникла традиция проводить вместе “День микрорайона”, фольклорный праздник “Масленица”, “День Победы”, “Папа, мама, я – спортивная семья”. У детей и подростков появилась возможность добровольно выбирать, в каком деле участвовать: мастерить куклу Масленицу или проводить фольклорную игру, оформлять сцену или готовить сувениры для ветеранов, вязать пальчиковые куколки для детского сада или собирать посылку солдату. Все эти дела, в первую очередь, ориентированы на социум и, в свою очередь, явились мотивом для воспитанников объединения к участию в волонтерском движении города.

Таким образом, в настоящее время взаимодействие объединения “Волшебный крючок” с общественно-культурными центрами микрорайонов, с городской молодежной волонтерской организацией, с социальными службами города переросло в социальное партнерство, базирующееся на общей цели воспитания юного гражданина – активного участника социально-значимых дел в городе и республике, здоровой физически, психически и нравственно личности.

Социальное партнерство расширяет культурно-образовательное пространство объединения, способствует выявлению лидеров социальных инициатив среди обучающихся, закрепляет результаты учебно-воспитательного процесса, а педагогу помогает более эффективно осуществлять поиск оптимальных вариантов организации своей деятельности.