Психологическое занятие для учащихся в 3-м классе по теме "Тропинка к своему "Я"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование психологического здоровья младших школьников.

Задачи:

  • Развитие самопознания, осознания собственной уникальности и неповторимости;
  • Развитие толерантности;
  • Развитие навыков межличностного взаимодействия.

Участники: учащиеся 3 класса, 12 человек.

Материалы: мультимедийная презентация; фломастеры; магнитофон; клей; заготовки – цветы; жетоны – “бабочки”; музыка для релаксации; прибор “Сенсорный дождь”.

Ход занятия

1. Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу.

2. Упражнение “Ласковое имя”.

Молодцы, а сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас, передавая эту мягкую игрушку по кругу, называл ласковую форму своего имени, как, может быть, вас называют родители.

Например, мое имя Лена, а мне очень нравится, когда мои близкие называют меня – Леночка.

3. Разминка. Упражнение “Это Я”.

Поменяйтесь местами те, кто…

– умеет веселиться?

– у кого есть старший брат или сестра?

– у кого голубые глаза?

– кто любит животных?

– кто умеет дружить?

– кто любит спортивные игры?

– у кого сейчас хорошее настроение?

4. Введение в тему.

– Здорово, что у вас хорошее настроение и столько общего. А сегодня мы отправимся в путешествие в страну своего Я. (Слайд 1)

– Отправимся, мы с вами по тропинке, по обеим сторонам которой расположены качества характера. Сейчас каждый для себя выберет те качества (1 или несколько), которых ему не достает. (Слайд 2)

(дети делают выбор, берут жетоны – “бабочки”, обозначающие качества характера)

– Каких жетонов у вас больше? Как вы думаете, почему?

– Верно, каждый человек стремится к тому, чтобы стать лучше, достичь большего в жизни.

– Как вы думаете, что такое собственное Я?

– Да, это наш внутренний мир, это наши чувства, мысли, способности и склонности, наше отношение к самим себе и к окружающему нас миру. (Слайд 3)

5. Рисунок “Цветок моего Я”

– Ребята, представьте свой внутренний мир в виде необычного цветка. Каким он будет, решать вам самим. Главное, чтобы он отражал то, что вам нравится, какой вы по характеру, что вы любите, к чему стремитесь. (Слайд 4)

На ваши цветки приклейте качества – “бабочки”, которые вы выбрали, и посадите цветы на нашу поляну (прикрепляют на магнитную доску)

6. Представление рисунков.

– Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. Пусть сейчас каждый расскажет о себе по своему рисунку. (дети рассказывают о себе)

– Молодцы, посмотрите, какие мы все разные, но в то же время имеем и некоторые общие черты.

7. Работа со сказкой.

– Ребята, я хочу рассказать вам “Сказку о Необычном цветке” (авторская сказка)

В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по своему. (Слайд 5)

Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам (Слайд 6), дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца (Слайд 7), а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения (Слайд 8).

Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, у него всегда было грустное настроение. (Слайд 9)

Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!” (Слайд 10)

Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ.

Вскоре цветы подружились, а Синецветик был просто счастлив. (Слайд 11)

– Что делало Синецветика несчастным в начале сказки?

– Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым?

– Да, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека.

– Я хочу открыть вам секрет успеха: (Слайд 12)

– каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие.

Секрет: Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

8. Упражнение “Река Ласки и Доброты”

Все участники образуют два берега реки – две шеренги, встают лицом друг к другу. Один из участников проходит (проплывает) по реке с закрытыми глазами, а берега дарят ему хорошие и добрые прикосновения.

(Каждый из участников должен проплыть по реке)

9. Упражнение “Волшебный стул”.

Один из участников, садясь на этот стул в центр круга, наделяется самыми положительными качествами и чертами, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник и т. д.

Рефлексия

Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

  • Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания?
  • Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам?
  • Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему?

10. “Фонтан желаний”

Прикоснитесь к фонтану (прибор “Сенсорный дождь”), потрогайте его волшебные струи, этот фонтан волшебный. Каждый, кто прикоснется к нему, наделяется самыми хорошими и положительными качествами и может загадать желание, которое обязательно сбудется.

(Каждый ребенок индивидуально выполняет под музыку)

11. Итог занятия.

– Что запомнилось на занятии?

– что такое наше Я?

– я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь успеха. (Слайд 13)

12. Оцени занятие

Я хочу узнать, понравилось ли вам занятие. Сделайте свой выбор при помощи жетонов (дети делают выбор: – понравилось; – не очень понравилось; – не знаю; – не понравилось) (Слайд 14)

Презентация